Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Эффективность работы компании во многом зависит от того, насколько топ-менеджер заинтересован в результатах своего труда. Высокий оклад не является достаточным стимулом для руководящих сотрудников. Создание комплексной системы мотивации позволит не только удержать ключевых специалистов в компании, но и нацелить их на успешное решение стратегических задач. Секрет мотивации - в том, чтобы дать людям то, чего они действительно хотят от работы.
Целью моей курсовой работы является исследование системы мотивации топ-менеджеров в современных условиях.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
-Изучить теорию мотивации и методы поиска мотивов.
-Изучить виды вознаграждений топ-менеджеров.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие мотивации ………………………………………………....3-6
Глава 2. Система мотивации топ-менеджеров
2.1.Мотивационные ключи к психологическому типу руководителя...7
2.2. Позитивная и негативная мотивация…………………………….7-8
2.3. Процесс или результат? …………………………………………..8-9
2.4. Справедливость и прозрачность ………………………………..9-10
2.5. Индивидуальный подход к мотивации топ-менеджеров…….10-11
2.6. Ошибки построения системы…………………………………..11-12
Глава 3. Виды вознаграждений………………………………………….……...12
3.1. Повышение заработной платы…………………………………….13
3.2. Краткосрочная программа мотивации…………………………….14
3.3. Бонусы …………………………………………………………..14-15
3.4. Долгосрочные премиальные программы …………………….16-18
3.5. Социальный пакет ……………………………………………...18-19
3.6. Нематериальное стимулирование……………………………...19-20
3.7. Бренд ………………………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………..21-23
Список литературы ………………………………………………………….24-25
Опцион — договор, по которому покупатель получает право, но не обязанность совершить покупку или продажу по заранее оговорённой цене. Опционы на акции за последние годы стали самой популярной темой мотивации топ-менеджеров. Опционам посвящено множество статей, где рассказывается об их особенностях, достоинствах и недостатках. Однако недостаточно внимания уделяется наиглавнейшему вопросу – специфике их применения в России. Как правило, все статьи основываются на американском опыте применения программ опционов на акции. И это не случайно, ведь именно в США наиболее развитое законодательство в этой сфере. В то же время в России законодательство совершенно иное, и поэтому использование опционов на акции, как метода вознаграждения топ-менеджеров, существенно ограничено.
Любые опционные программы, опционы ли это на акции или опционные договоры, являются передачей прав на владение определённой долей активов компании, договором о частичной передаче прав собственности. Поэтому для достижения мотивационного эффекта от создания программы наделения собственностью, необходимо, чтобы менеджеры действительно хотели приобрести эту собственность.
А для этого необходимо, чтобы предоставляемые активы, будь то акции или доля уставного капитала, были ликвидными, то есть могли быть сравнительно легко обменяны на деньги. Высокая степень ликвидности достигается, когда акции компании торгуются на бирже и менеджер, получивший с помощью опциона право выкупить акции компании по заранее фиксированной цене, имеет стимул повышать капитализацию компании, чтобы затем продать акции на открытом рынке и получить разницу. Если же компания не торгуется на бирже, то ликвидность её акций или доля в уставном капитале невысока, так, например, долю в ЗАО менеджер не может продать на открытом рынке, а вынужден предлагать её сначала другим членам общества, которые имеют возможность устанавливать свои цены. Поэтому менеджер в компаниях, где предоставляемые активы неликвидны, оказывается в менее выгодном положении, чем его коллеги из «публичных» компаний.
Что же касается программ без предоставления участия в собственности, то к ним помимо денежных премий можно отнести также и фантомные акции или фантомные опционы на акции. Отличие фантомных акций от настоящих акций заключается в том, что менеджеру не предоставляется право на долю в активах компании, а даётся обещание выплатить денежный эквивалент стоимости акций через определённый период времени. В случае фантомных опционов на акции менеджеру будет выплачен денежный эквивалент прироста стоимости акций.
В России еще не сформировалась культура быть акционером компании, в которой ты работаешь. Система владения бизнесом похожа на европейскую, где есть один владелец, который стремится сосредоточить бизнес в одних руках, и очень неохотно делится властью. Кроме того, фондовый рынок в РФ развит слабо, количество компаний, вышедших на IPO, тоже пока невелико. Все это делает опционные программы малопривлекательными для топ-менеджеров. А непрозрачность и малая предсказуемость бизнеса рождает недоверие и к отложенным бонусам .
3.5. Социальный пакет
Социальный пакет представляет собой материальное немонетарное стимулирование, когда менеджеру предоставляется возможность пользоваться служебным транспортом, сотовым телефоном, медицинской страховкой и другими услугами, стоимость которых оплачивается за счет компании. Вопреки широко распространенному мнению о том, что социальный пакет для топ-менеджера не играет большой роли, этот инструмент обладает высокой эффективностью и позволяет удерживать ключевых сотрудников.
Важно, чтобы компания помогала решать личные проблемы руководителя. Как правило, руководители высшего звена управления сильно загружены, и нужно создать условия, при которых у них бы не болела голова о других проблемах. Речь идет, например, о медицинском обслуживании сотрудника и членов его семьи или решении личных проблем руководителя, например устройстве ребенка в детский сад.
3.7. Бренд
Безусловно, одним из мотивирующих факторов является корпоративная культура компании, ее бренд. Наличие традиций и развитое корпоративное управление само по себе становится привлекательным фактором для руководителя. Он понимает, что в данных условиях у него есть реальная возможность сделать себе имя и карьеру. Таким образом, бренд компании способствует ее лояльному восприятию не только инвесторами и покупателями, но персоналом.
На сегодняшний день многие организации пока не умеют закреплять ценных сотрудников надолго. Они питают иллюзии, что любого специалиста можно без особого труда заменить на лучшего. Однако сама жизнь диктует необходимость развивать современные формы мотивации и, хочется надеяться, к этому решению вскоре придут все компании.
В соответствии с данным изменением рыночной ситуации, компании стали всё чаще задумываться над тем, как стимулировать руководителя к работе, приводящей к увеличению стоимости компании, а не только к получению прибыли от реализации краткосрочных проектов. Эту задачу решают с помощью опционов (опционы дают право купить акцию фирмы по определенной цене (цене исполнения) в течение фиксированного периода), которые становятся все более популярными у российских компаний. Опционы позволяют топ - менеджменту стать собственниками компании и выиграть от успешной деятельности компании, заработав на росте ее акций.
Материальный фактор по-прежнему является важным мотиватором для российских топ - менеджеров.
Мы задали вопрос современным руководителям «Что может стимулировать Вас, как топ-менеджера, к наилучшему исполнению своей работы?» В опросе приняли участие 93 руководителя. Ответы распределились следующим образом:
Участие в прибыли компании – 19%
Высокая заработная плата 18%
Перспектива стать одним из собственников компании 16%
Возможность получать бонусы за достижение результатов 14%
Интересные, амбициозные задачи 14%
Опцион 10%
Возможность самореализации 9%
Принимая во внимание данную тенденцию, тем не менее, необходимо осторожно обращаться с зарплатами топ - менеджмента. Важно, чтобы они были конкурентоспособны и адекватны современным рыночным условиям, но как только определятся исходные параметры заработной платы, надо понимать, что оплата руководства перестает играть существенную роль в переходе компании «от хорошего к великому». Более того, по мнению многих экспертов, денежное вознаграждение важно не для того, чтобы стимулировать топ - менеджеров работать и управлять определенным образом, а лишь для того, чтобы привлечь в компанию нужных людей. То есть, деньги играют лишь роль приманки, но отнюдь не мотивирующего фактора.
Основными целями системы мотивации руководящих менеджеров являются: