Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе дано определение мотивации, рассмотрены основные типы и виды мотиваций, изучены теории мотивации и их основные авторы

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоритические аспекты мотивации труда работников.
1.1 Понятие мотивации
1.2 Виды мотивации
1.3 Типы мотивации
Глава 2. Теории мотивации
2.1 Содержательные теории мотивации
2.1.1 Теория Маслоу
2.1.2 Теория Ф. Герцберга
2.1.3. Теория Д.МакГрегора
2.1.4. Теория Альдерфера
2.1.5. Теория МакКлелланда
2.2. Процессуальные теории мотивации
2.2.1. Мотивационная теория ожидания Врума
2.2.2. Модель Портера-Лоулера
2.2.3. Теория справедливости в трудовой мотивации
Глава 3. Практическое применение мотивации труда в разных странах
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менедж курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     3. «Патриот». Основа его мотивации к труду высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм. В советское время таких людей было достаточно много в любой сфере деятельности. Сейчас их значительно меньше, это учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные. То есть все те, кто работает ради того дела, которым он занимается, так как считает его необходимым людям, несмотря на то что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение.

     4. «Хозяин». Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны. Это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и увеличить собственное богатство, при этом принося реальную пользу обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя в отличие от предыдущего типа работников они думают в первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.

     5. «Люмпен». Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

     Как правило, к таким людям относятся  так называемые неудачники, которым  в силу тех или иных обстоятельств  не удалось занять подобающее место  в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки, способствуя на выборах их приходу к власти. В нашей стране очень много таких людей достаточно пожилого возраста, вспоминающих добром только советский строй и не пытающихся осмыслить происходящие в обществе перемены. К ним относятся те, кто в советское время имел привилегии, входя в номенклатуру, военные, вышедшие в отставку в небольших чинах, а также люди, находящиеся до сих пор под влиянием коммунистических идей (бывшие общественные работники и агитаторы), или «добровольные» безработные.

     Таблица. Типы мотивации сотрудников и формы его стимулирования

Формы стимулирования Мотивационный тип
Инструментал Профессионал Патриот Хозяин Люмпен
Негативные Нейтральна Запрещена Применима Запрещена Базовая
Денежные Базовая Применима Нейтральна Применима Нейтральна
Натуральные Применима Нейтральна Применима Нейтральна Базовая
Моральные Запрещена Применима Базовая Нейтральна Нейтральна
Патернализм Запрещена Запрещена Применима Запрещена Базовая
Организационные Нейтральна Базовая Нейтральна Применима Запрещена
Участие в управлении Нейтральна Применима Применима Базовая Запрещена

     [www.mindspace.ru] 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Теории мотивации 

     Исследование  поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создавать прагматические модели мотивации работников на рабочем месте. Существует достаточно большое количество теорий мотивации. Различные теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные. 

     2.1. Содержательные теории мотивации 

     Основой содержательных теорий мотивации является выявление таких внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать  так, а не иначе. В сущности, данные теории описывают структуру и  содержание потребностей, а главное  то, как они связаны с мотивацией человека к деятельности. Наиболее известными содержательными теориями мотивации, которые будут рассмотрены ниже, являются:

    1. теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу;
    2. двухфакторная теория Герцберга.
    3. теория МакГрегора
    4. теория ERG, разработанная Альдерфером;
    5. теория приобретенных потребностей МакКлелланда.

     Для того чтобы уяснить смысл содержательных теорий, нужно усвоить сущность и  связь понятий: потребности и  вознаграждения.

     Существует  единая концепция о разделении потребностей на первичные и вторичные. К первичным (физиологическим), заложенным генетически, относят потребности в пище, воде, сне, сексуальном удовлетворении. К вторичным (психологическим), которые обычно приходят с опытом и осознаются, принадлежат: успех, уважение, власть, привязанность, потребность в принадлежности к чему-либо или к кому-либо. [http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php]

     С точки зрения психологов, потребность - это мотив к действию, иными  словами потребность пробуждает в человеке состояние устремленности. [http://biglibrary.ru/category38/book115/part3] К примеру, если человек ощущает потребность в сложной работе, это может побудить его попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, и вдруг обнаружив, что работа там не такая уж сложная, человек будет работать менее усердно или искать другую работу. Интересен такой момент: степень удовлетворенности, полученная при достижении поставленной цели. Она влияет на поведение человека в подобных обстоятельствах в будущем. Принято считать, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и склонны препятствовать такому, которое соотносится с недостаточным удовлетворением. [Видяпин В.И. «Бакалвр экономики. Хрестоматия» Т.2, 2002, стр.192] Исходя из сказанного, менеджерам необходимо создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворять свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Очень важно учитывать то, что не все работники испытывают высокую потребность в достижениях и независимости. То есть, создание рабочих мест с более сложными заданиями и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих, но не для всех. Для мотивации, как уже отмечалось выше, нет какого-то единого лучшего способа, руководитель должен всегда учитывать элемент случайности.

     Между потребностями и вознаграждением  есть связь. Вознаграждение - это своего рода удовлетворение потребности, или  то, что человек считает ценным для себя. Вознаграждения делятся на внутренние и внешние. Внутренние вознаграждения дает человеку сама работа - это чувство достижения результата, значимости выполняемой работы, самоуважение, общение и т.д. Внешние вознаграждения, такие как: зарплата, продвижение по службе, служебный статус и престиж, похвала и признание, дополнительные выплаты, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов, страховка и т.д. даются организацией. Вознаграждения как внешние, так и внутренние, очень важны и нужны. Но для того чтобы определить в каких количествах применять вознаграждения, руководство должно изучить потребности своих работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации. [Басовский Л.Е. «Менеджмент: Учебное пособие», 2003, стр.123]

     Рассмотрим  их подробнее. 

     2.1.1.Теория Маслоу 

     Самой известной содержательной теорией  мотивации является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

     Согласно  Маслоу, люди постоянно ощущают какие-то потребности, из них выделяются наиболее выраженные, которые могут быть объединены в пять групп и находиться в строгой иерархичности по отношению друг к другу. Как определил Маслоу, только неудовлетворенные потребности способны мотивировать людей. Если какая либо потребность удовлетворена, то на ее место становится следующая потребность, требующая удовлетворения. Причем, первичные потребности требуют скорейшего удовлетворения, тогда как вторичные действуют на человека только после удовлетворения первичных. Важно отметить, что вторичные потребности могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели первичные. [http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm]

     К первичным Маслоу относит две  группы потребностей:

     1. физиологические. То есть потребности, помогающие людям выживать и поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, работающие по причине удовлетворения данной группы потребностей обычно не интересуются содержанием работы, так как внимание свое они акцентируют на размере оплаты и условиях труда. Для управления такими людьми необходимо, чтобы оплата их труда обеспечивала выживание, а условия не отягощали существование;

       2. потребности в безопасности и уверенности в будущем. Иными словами потребности данной группы связаны со стремлением людей защититься от физиологических и психологических опасностей окружающего мира и быть уверенными в том, что их физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

     Люди, испытывающие данные потребности, всегда стремятся застраховать себя как  в прямом так и в переносном смысле от всяческих неблагоприятных ситуаций и изменений. Это связано с получением образования, приобретением страхового полиса, желанием найти хорошую надежную работу с хорошими видами на пенсию. Чтобы эффективно управлять людьми данного типа необходимо создать четкую и надежную систему социального страхования, оплачивать достойно их труд; не следует привлекать таких людей к выполнению рискованных заданий, приводящих к изменениям и нестабильности).

     К вторичным, по мнению Маслоу, относятся  следующие три группы потребностей:

     1. потребности в принадлежности и причастности. Люди, опирающиеся на данную группу потребностей, стремятся быть членами каких-либо объединений, участвовать в общественных мероприятиях; такие люди в работе пытаются наладить дружеские отношения с коллегами. Для управления данным типом людей руководству следует устраивать больше групповых мероприятий, а также напоминать о том, что их ценят коллеги по работе;

     2. потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает стремление людей быть самоуважаемыми, компетентными, чтобы окружающие признавали это. Люди такого типа, как правило, стремятся завоевать позиции лидера, авторитета. Управляя такими людьми, не следует забывать об использовании различных форм выражения признания их заслуг;

     3. потребности самовыражения. В сущности это потребности в воплощении своих потенциальных возможностей и росте и развитии как личности. Люди, испытывающие такие потребности, очень креативны. Поэтому руководству следует давать им оригинальные задания, требующие оригинальных подходов).

     Маслоу  считал, что потребности нижних уровней  гораздо больше влияют на человека, чем потребности высших уровней. В каждый определенный момент времени  человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него будет самой значительной. С развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, следовательно, потребность в самовыражении никогда не сможет быть полностью удовлетворена, то есть и весь процесс мотивации через потребности бесконечен. [Магура М., Курбатова М. «Секреты мотивации или мотивация без секретов», 2007 – стр.70]

     Нужно сказать, что теория Маслоу внесла важный вклад в понимании того, что  является основой стремления человека к работе. Руководители осознали, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей и поэтому необходимо наблюдать за работниками, дабы понять, какие потребности в первую очередь движут ими. Несмотря на полезность теории Маслоу в практике современного управления, она неидеальна. Критика данной теории сводится к тому, что в ней не учитываются индивидуальные особенности и отличия людей. Также потребности по-разному проявляются в жизни и не обязательно строго иерархичны, как это показано в «пирамиде».

      

     2.1.2. Теория Ф. Герцберга 

     Следующий шаг в понимании мотивационных  механизмов трудовой деятельности сделал Фредерик Герцберг. Его работы оказали  огромное влияние на практику управления.

     В 50-60-х годах ХХ века Фредериком Герцбергом было проведено исследование, целью  которого являлось выявление факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее влияние на человека. До этого считалось, что состояние удовлетворенности и неудовлетворенности человека противоположны. Но, оказывается, не все так однозначно. Выводы, сделанные Герцбергом, были поистине оригинальными. Герцберг установил, что состояние удовлетворенности и неудовлетворенности являются независимыми. Иными словами, ликвидация факторов, вызывающих неудовлетворенность, не приводило к увеличению удовлетворенности и наоборот. [Магура М., Курбатова М. «Секреты мотивации или мотивация без секретов», 2007 – стр. 103]

     

       На процесс «удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» в основном влияют внутренние, или мотивирующие, факторы, связанные с характером и сущностью работы: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Перечисленные факторы достаточно сильно мотивируют человека к хорошему выполнению работы, однако, их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности.

     На  процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» влияют внешние факторы, названные гигиеническими, то есть те, которые связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа: политика фирмы и администрации, условия работы, безопасность на рабочем месте, величина заработной платы, статус, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными, степень непосредственного контроля за работой. Отсутствие указанных факторов вызывает у работника чувство неудовлетворенности, одновременно с этим, согласно Герцбергу, наличие данной группы факторов не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. Одним из парадоксальных выводов, сделанных Герцбергом из анализа гигиенических факторов, явился вывод о том, что зарплата не является мотивирующим фактором. если заработная плата рассматривается как следствие политики организации, она является гигиеническим фактором. Если заработная плата выступает в качестве формы признания за хорошо выполненную работу, в качестве индикатора прогресса человека в работе, то она является мотиватором. И эти две функции денег – как фактора гигиены и как фактора мотивации – важно учитывать при построении систем материального стимулирования работников. Необходимо помнить, что заработная плата, ее размер могут никак не влиять на мотивацию работника, на его желание работать с высокой отдачей, и повышение оплаты будет приводить лишь к временному отсутствию неудовлетворенности. [Магура М., Курбатова М. «Секреты мотивации или мотивация без секретов», 2007 – стр. 107]

Информация о работе Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка