Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе дано определение мотивации, рассмотрены основные типы и виды мотиваций, изучены теории мотивации и их основные авторы

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоритические аспекты мотивации труда работников.
1.1 Понятие мотивации
1.2 Виды мотивации
1.3 Типы мотивации
Глава 2. Теории мотивации
2.1 Содержательные теории мотивации
2.1.1 Теория Маслоу
2.1.2 Теория Ф. Герцберга
2.1.3. Теория Д.МакГрегора
2.1.4. Теория Альдерфера
2.1.5. Теория МакКлелланда
2.2. Процессуальные теории мотивации
2.2.1. Мотивационная теория ожидания Врума
2.2.2. Модель Портера-Лоулера
2.2.3. Теория справедливости в трудовой мотивации
Глава 3. Практическое применение мотивации труда в разных странах
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менедж курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Волгоградский государственный технический университет

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и организация производства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему: «Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка группы ИСЭ-2.3с

                  Фомина  Д. А.

                  Руководитель  работы:

                  доцент  Борискина Т.Б. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Волгоград 2011

      Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Теоритические аспекты мотивации  труда работников. . .

    1. Понятие мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Виды мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3. Типы мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Теории мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Содержательные теории мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1.1. Теория  Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1.2. Теория  Ф. Герцберга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1.3. Теория  Д.МакГрегора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1.4. Теория  Альдерфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1.5. Теория  МакКлелланда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Процессуальные  теории мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.1. Мотивационная  теория ожидания Врума . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.2. Модель  Портера-Лоулера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.3. Теория справедливости в трудовой мотивации . . . . . . . . . .

Глава 3. Практическое применение мотивации  труда в разных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 3

. . . . . . . 5

. . . . . . . 5

. . . . . . . 7

. . . . . . . 8

. . . . . . 11

. . . . . . 11

. . . . . . 13

. . . . . . 15

. . . . . . 18

. . . . . . 21

. . . . . . 22

. . . . . . 25

. . . . . . 25

. . . . . . 27

. . . . . . 29 

. . . . . . 31

. . . . . . 38

. . . . . . 40

 
 
 
 
 

      Введение 

      В последние десятилетия произошли  крупные перемены в управлении бизнесом. В частности, на первое место по влиянию на долгосрочный успех организации выходит так называемый "человеческий фактор". Ориентация сотрудников на достижение определенных целей организации является основной задачей руководства персоналом. В условиях научно-технического прогресса, повышения уровня образования, автоматизации и информатизации производства, а также социальных ожиданий работников предприятий возросло значение мотивации в управлении персоналом, а также усложнилось содержание данного рода управленческой деятельности.

      Сегодня, в условиях посткризисной экономики, для эффективной деятельности предприятия требуются высоко организованные, ответственные и стремящиеся к трудовой самореализации личности, а также инициативные работники. Обеспечить данные качества работника с помощью традиционных форм материального стимулирования, а также строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний невозможно. Необходимы новые подходы к организации мотивационной составляющей деятельности предприятия.

      Тема  курсовой работы актуальна в условиях современного состояния экономики, так как без правильного и  эффективного направления через  поощрение и оценку деятельности персонала невозможна прибыльная деятельность организации.

      Цель  данной работы состоит в том, чтобы понять важность фактора мотивации работников для эффективной работы предприятия.

     В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

  1. рассмотреть теоритические основы мотивации работников;
  2. изучить разные теории мотивации;
  3. проанализировать конкретные примеры мотивации работников на разных предприятиях.

     Курсовая  работа состоит из трех глав.

     В первой главе дано определение понятия  «мотивация», рассмотрены типы и  виды мотивации.

     Во  второй главе описаны содержательная и процессуальная теории мотивации.

     В третьей главе приведены примеры  моделей мотиваций разных стран  и дана их краткая характеристика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоритические аспекты мотивации труда работников

    1. Понятие мотивации
 

     Вся деятельность человека обусловлена  реально существующими потребностями. Обращение к изучению поведения работников на предприятии обусловлено, прежде всего, тем, что не всякое направленное  на поведение человека воздействие активизирует его деятельность, только то, которое непосредственно становится для него личностно значимым  и соответствует его внутренним устремлениям. Именно в этом случае появляется заинтересованность сотрудника в своей деятельности, а также психологическая предрасположенность его по отношению к выполнению требований и, следовательно, побуждение к более качественному выполнению своей работы.

     В рамках курсовой работы целесообразно рассмотреть такие понятия, как «мотив», «мотивация», «мотивировка», «мотивированная деятельность» и др.

     В Большом психологическом словаре  мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) определяется как:

     1. материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта;

     2. психический образ данного предмета.  [Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. «Большой психологический словарь», электронная версия]

     Так как мотив является состоянием предрасположенности, готовности, а также склонности работника  действовать конкретным образом, а задача деятельности, которая непосредственно связана с внешним стимулированием, как раз и заключается в формировании или же активизации этого состояния. Можно рассматривать мотив как средство, которое помогает личности, находясь в определенной ситуации, объяснять или обосновывать свое поведение, другими словами отражает свое отношение к  определенной ситуации, а также различным объектам внешней среды.

     Под мотивированной деятельностью понимаются свободные действия человека, которые обусловлены внутренними побуждениями и направлены на достижение целей, а также реализацию интересов. В данной деятельности работник может сам определить меру действий, которая зависит от его внутренних побуждений и, конечно, условий внешней среды.

     Выделяются следующие функции мотивов поведения работника предприятия:

     1. ориентирующий мотив, который направлен на выбор работником организации поведения, которое наиболее приемлемо для него в конкретной ситуации;

     2. смыслообразующий мотив, который определяет субъективную значимость определенного вида поведения для работника предприятия;

     3. опосредующий мотив, который возникает как раз на стыке внешних и внутренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении работника, а также влияя на его поведение;

     4. мобилизующий мотив, который мобилизует внутренние резервы работника, если это важно для реализации значимых для него самого видов деятельности;

     5. оправдательный мотив, в котором непосредственно заложено отношение работника к нормативному, или привнесенному извне образцу, эталону поведения, а также социальной норме.

     Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма  и определяющие её направленность. [Алехина О.Е. «Стимулирование развития работников организации», 2002, стр. 50] Применительно к управлению мотивация — это процесс побуждения персонала к труду. [Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. «Мотивация персонала. Методы менеджмента качества», 2001, стр. 14] Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.  Мотивация — это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения. [Комаров Е. И. «Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом», 2002,  стр. 38]

     Мотивация труда – это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения. [www.help-hr.ru] 

    1. Виды мотивации
 

     Выделяют  внутреннюю и внешнюю мотивацию.

     Внутренняя  мотивация — это то, почему человек  вкладывает свои усилия, почему он действует  изо дня в день, стремясь сделать  свою жизнь и жизни других людей лучше. Внутренняя мотивация — это то «топливо», которое поддерживает и не дает сдаться в момент преодоления трудностей и неудач. [Добролюбов Е. А. «Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала», 2002, стр. 42] К внутренней мотивации относят:

     - мечту, стремление к самореализации;

     - стремление к творчеству;

     - самоутверждение, востребованность;

     - убежденность;

     - любопытство;

     - личностный рост;

     - потребность общения.

     Внешняя мотивация – это мотивация, не связанная с  содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. [www.glossary.ru]

     К внешней мотивации относят:

     - деньги;

     - карьеру;

     - статус, признание;

     - престижные вещи (дом, машина и т. д.);

     - возможность путешествовать.

     Можно выделить еще два вида мотивации:

     «Мотивация  ОТ» — это женский тип мотивации, направленный на спасение от голода, нищеты и т. д. путем пересмотра запасов, перехода на режим жесткой экономии и т. д.

     «Мотивация  К» — это мужской тип мотивации, направленный на поиск резервов и стремление увеличить прибыль вместо того, чтобы сокращать расходы. Если человек ориентируется на «ОТ», то он, как правило, зациклен на прошлом и своих проблемах, если для него важнее «К», то он устремлен в будущее, ориентируется на достижения, одновременно уходя от текущих проблем. 

    1. Типы мотиваций
 

     По  мнению В. Герчикова, каждый сотрудник  в той или иной степени сочетает в себе следующие типы мотивации:

     1. «Инструменталист». Мотивация такого работника ориентирована на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. По профессии к таким мотивационным типам относятся грузчики, в частности портовые, объединяющиеся в бригады (артели), водители такси и другие люди, занимающиеся частным извозом.

     2. «Профессионал». Работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. Это и программисты, и ученые, и музыканты (композиторы), и художники. Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.

Информация о работе Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка