Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:17, реферат
Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей стране. Во времена СССР постоянно шли эксперименты в этой области и опыт передовых коллективов стремились тиражировать по всей стране. Анализировалась западная и американская классика - Маслоу, Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте "Дженерал Моторс", IBM, японских "кружков качества". Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stok Ownership Plan. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет. Сейчас вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике
Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы мотивации
1.1 Понятие мотив, мотивация. Управленческие функции
1.2 Основные подходы и методы мотивации. Содержательные и Процессуальные теории
ГЛАВА 2. Система мотивации в Российской Федерации и, Американская модель мотивирования персонала. Общее положение, сходства и различия
2.1 Американская модель мотивирования персонала
2.2 Мотивация персонала в Российской Федерации
2.3 Конкретные рекомендации мотивации в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Это отразилось и в бесформенной планировке русских селений и городов, и в отсутствии культуры обустройства жилища и быта.
Интересный пример, описывает в своей статье Захаров Николай Львович,
Доктор социологических наук, зав. кафедрой управления персоналом РГПУ им. А.И. Герцена. Один немецкий специалист по менеджменту вел занятия у русских предпринимателей, и, чтобы лучше понимать российский характер, прочитал «Муму» А.И. Тургенева. Под впечатлением этого рассказа и опыта общения с нашими соотечественниками он высказал интересную мысль: «Я не могу понять вас – русских. Почему вы из двух зол выбираете оба? – Барыня дает Герасиму вполне ясный и однозначный стимул: хочешь жить в поместье, утопи собачку; любишь собачку, забирай ее и отправляйся в деревню. Любой немец выбрал бы один вариант из этих двух. Ваш Герасим не выбрал ни тот, ни другой. Он поступил парадоксально – выполнил приказ и отказался от награды. И Герасим, и предприниматели не понимают ясных, однозначных стимулов и реагируют на них всегда неожиданно!»
Откуда же берет свое формирование деловых людей в России? В 17 веке начинается развитие управления хозяйственной жизнью. В это время складывается общенациональный рынок, происходит разделение общественного труда, появляется необходимость обмениваться товарами. Реформы Петра, а именно, поддержка ремесленных производств, развитие крупной промышленности, укрепление финансовой системы, поощрение деятельности. В 18 веке- это складывание через призму государства управленческой науки в России. Во времена Екатерины II- развитие, укрепление феодальных отношений, прирост территорий, промышленный рост. Александр I, который сделал акцент управленческой деятельности на закон. Александр II и отмена крепостного права. В дальнейшем это реформы Столыпина, разработка реформ государственного управления, законы об улучшении условий труда. В советской периоде- это опора на повышение производительности, введение систем учета, контроля, подготовки рабочих на основе анализа трудов Форда, Гилбертов, Тейлора. В послевоенном периоде - пятилетнее планирование. И на данный момент в итоге не существует национальной модели управления в России. Менеджмент представляет некий симбиоз европейских, американских, азиатских стилей управления. В этом-то, возможно, и кроется малая эффективность управления. Так например, дав какой-то ясный стимул американцу, немцу и русскому, каждый поступить по- разному. Характер мотивации должен быть различным для разных культур, а значит должны быть и разные стимулирующие инструменты. «Россияне и отличаются от людей, сформировавшихся в условиях западной культуры, реагируя «неоднозначно» на «однозначные» стимулы». Североевропейский характер нашей страны сформулировал прямо противоположный национальный тип психологии мировым тенденциям. Огромные просторы, суровый климат и необходимость противостоять силам многих народов востока и запада по или преобладающий тип сознательных и бессознательных установок. По Бисмарку- «медленно запрягать- но быстро ездить». По Юнгу- интроверно-эмоциональный тип. Русские более меланхоличны и медлительны, чем западноевропейцы. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Еще одной странной, но привычной чертой стало играть на удачу, или, как назвал Ключевский- «великорусский авось».
В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader’s Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это качество у россиян оказалось на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов (пессимистами — только 3%). В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности. «Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности», — отмечал Н.А. Бердяев.
Отсюда слабо развитое чувство ответственности, лень, беспечность.
Мотивация персонала в Российской Федерации.
В статье электронной версии журнала Forbes высказывается интересная мысль о том, что «Мы живем в стране, граждане которой существуют сразу в трех, мало пересекающихся измерениях. Россия-1 — это «Кувейт». Россия-2 — «Швеция». Россия-3 — это «Африка
В «Кувейте», который экспортирует природные ресурсы и сырьевые продукты низких переделов, живут от силы пара миллионов человек. Доля труда в конечной цене продукта здесь невелика, зато доходы на душу населения — сверхвысокие. Дорогие машины, магазины, яхты, имидж за рубежом, как у арабских шейхов.
«Швецию» населяет от 5 до 20 млн человек. Здесь зарабатывают $1000-20 000 в месяц, производя продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью. У «шведов» хорошее образование, они на ты с интернетом и иностранными языками. Они часто бывают за границей, четко знают, чего хотят, и добиваются этого вне зависимости от правительств или, например, ЖЭКов.
В «Африке» живут бедные (ежемесячный доход — $100-500), необразованные люди, не имеющие ни энергии, ни амбиций. Им трудно формулировать свои мысли («ну типа...», «короче, этсамое...», «тут видел по телику...») Они читают желтые газеты, пьют, не заботятся о детях, словом, социально незрелы — застряли в детском или подростковом возрасте. Работать, а главное, зарабатывать они не хотят. Нет мотивации. По большому счету, их все устраивает, как устраивало и во времена СССР.» То есть Россия огромная страна, власть в которой в руках небольшого количества богатых людей, задача которых защищать свои деньги, а остального населения работать на них. ««Швеция» «Кувейту» очень нужна. Кто-то же должен возить мебель, развлекать, строить дома, работать в магазинах, гостиницах, автосервисах ». Так как же в сложной сложившейся ситуации построить бизнес, который бы мотивировал своих сотрудников на достижение целей руководителя, приносил хороший доход.
На
данный момент менеджерам особое внимание
стоит уделять нематериальному
стимулирование, гумманизации труда, созданию
системы льгот. По мнению Акимовой,
мотиватор в России- творческая самореализация,
но вместе с тем стоит отметить, что для
российской ментальности, характерно
стремление к коллективному труду, уважению
коллег. Это объясняется потребностью
в принадлежности. Действительно, большинство
из нас ощущают дискомфорт, оставшись
в одиночестве, лишившись поддержки и
возможности сверять с кем-то свои действия,
поступки и мысли. Так что, когда мы говорим
о мотивации сотрудника в организации,
одним из основных факторов нужно считать
влияние коллектива и групповых норм и
взаимодействий. На Западе, как известно,
характерно закрытость сведений о зарплате
работников, а вот в России данный метод
не подходит. Менталитет работника в России
предполагает, что закрытость вызывает
раздражение. Тайну хочется разгадать.
Немалые силы и эмоции сотрудников, работающих
в компаниях, действующих по западному
принципу, тратились, чтобы разгадать
загадку. В России мотивация действует,
когда она прозрачна. Важно помнить и тот
факт, что бизнес строится на отношении.
Для многих работа «в хорошем коллективе»
становится главным мотивирующим фактором.
Вообще рационально организованный стимул
может побудить нерациональную мотивацию.
«Этим россияне и отличаются от людей,
сформировавшихся в условиях западной
культуры, реагируя «неоднозначно» на
«однозначные» стимулы».
2.3
Конкретные рекомендации
мотивации в Российской
Федерации
Россия
огромная страна с огромными человеческими
ресурсами. Но пока с плохо развитым
менеджментом. В России нет конкретной
концепции или школы
Во-первых, руководитель должен понимать, что взяв за основу один конкретный принцип управления, он не сможет заставить работников работать лучше. Попытаемся предложить конкретные рекомендации, способные повысить мотивацию работников.
1)Мотивация
должна быть реальной. Поэтому
необходимо выявлять
2)То
есть необходим индивидуальный
подход к каждому человеку. Поэтому
имеет смысл заведения, скажем
паспорта рабочего, в котором
описываются его достижения, квалификация,
предложения и даже факторы
здоровья. Чтобы на основе изменений,
можно было выявить
3)
Необходимость введения
4)
Организация соревнований
5)
Установка ящика, куда все
6)
Организация собраний между
7)
Ввнедрение практики
8)Устранение барьеров между подразделениями
9)
Поддержание чувства
Если
в Европе демократический стиль
управления с четким уровнем подчиненных
то в России большие проблемы с
процессом подчинения. Как было отмечено
во второй главе, у всех всегда имеется
свое мнение и любое решение руководства
может быть поставлено под вопрос.
Поэтому необходимо создавать достаточно
большой простор для
Заключение
Мотивация - это одна из составляющих процесса управления, с помощью которого руководитель побуждает своих работников работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Один ставит конкретные задачи, другой последовательно их выполняет, используя ресурсы, которые дает организация. Эти действия очень важны для успеха организации и определяют их как управленческие функции. В менеджменте существуют школы управления, конкретные виды мотивирования персонала. Но в России нет конкретной концепции или школы управления. Руководители чаще всего пользуются чужими наработками, что не решает их основных задач в полной мере.
Практическая
значимость данной работы заключается
в том, что здесь рассмотрены
теоретические основы мотивации, управленческие
функции, подходы, методы. Проанализированы
системы мотивации в Российской
Федерации и с Америкой. Разрабатываются
общие рекомендации, способные повысить
мотивирование персонала в
список
литературы
[1] Мотивация на 100%: А где же у него кнопка?/ С.В. Иванова- М.: Альпина Бизнес
Букс, 2005- стр.11
[2] Е. Комаров. «Черты американского стиля управления»// Управление персоналом.- 2000.- № 9.- С. 30
[4] Мери Кей Эш. Мечты сбываются, 187 с., 2003 г.
[5]http://www.mineralov.ru/
[7] http://geo.1september.ru/2003/
Информация о работе Мотивация персонала в Российской Федерации