Мотивация персонала в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:17, реферат

Краткое описание

Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей стране. Во времена СССР постоянно шли эксперименты в этой области и опыт передовых коллективов стремились тиражировать по всей стране. Анализировалась западная и американская классика - Маслоу, Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте "Дженерал Моторс", IBM, японских "кружков качества". Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stok Ownership Plan. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет. Сейчас вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы мотивации
1.1 Понятие мотив, мотивация. Управленческие функции
1.2 Основные подходы и методы мотивации. Содержательные и Процессуальные теории
ГЛАВА 2. Система мотивации в Российской Федерации и, Американская модель мотивирования персонала. Общее положение, сходства и различия
2.1 Американская модель мотивирования персонала
2.2 Мотивация персонала в Российской Федерации
2.3 Конкретные рекомендации мотивации в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

мотивация.docx

— 59.90 Кб (Скачать)

     Достаточно  сложно измерить потребности человека. Большинство из нас сами испытывают сложности в определение своих  же потребностей.

     Выводы  из концепции Маслоу:

     - потребности высших уровней не  могут стать мотивами, пока не  будут удовлетворены первичные  потребности (первых двух уровней);

     - чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей  они являются мотивами к активной  деятельности;

     - неудовлетворенные потребности  стимулируют работников, а удовлетворенные  перестают воздействовать, поэтому  их место занимают другие неудовлетворенные  потребности;

     - удовлетворение какой-нибудь одной  потребности не приводит к  автоматическому задействованнию потребности более высокого уровня.

     Теория  Герцберга и система обогащения труда

     По  теории Герцберга, процессы обретения  удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с точки  зрения факторов, которые их вызывают, являются разными процессами. Имеется  в виду, к примеру, что факторы, которые вызывают рост неудовлетворенности, при их устранении приводят к увеличению удовлетворенности. Процесс «удовлетворенность- отсутствие удовлетворенности» в основе находится под влиянием определенных факторов, которые связаны с содержанием  работы. Эти факторы оказывают  сильное мотивирующее влияние на поведение человека и называются мотивирующие факторы. Рассматривают  их как самостоятельную группу потребностей, которую называют еще группой  потребностей в росте. К ней относятся: признание, продвижение, ответственность, саму работу и возможность роста. Процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» характеризуется влиянием факторов, связанных с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие этих факторов вызывает чувство неудовлетворенности у работников. Их называют внешними факторами. Но и их наличие не гарантирует состояния удовлетворенности. Они не играют мотивирующей роли. Их называют факторами «здоровья». К ним можно отнести условия труда, распорядок, заработную плату, контроль со стороны руководства. И рассматриваются они как группа потребностей в устранении трудностей, желаний и проблем. Поэтому при наличии у работников данного чувства, менеджер должен обращать внимание на факторы, которые вызываю неудовлетворенность, и делать все для устранения. Менеджер должен привести в действие мотивирующие факторы и пытаться добиваться высоких результатов. Теория заключается в том, что менеджер, при удовлетворении потребностей, когда потребности более низшего уровня удовлетворены, должен акцентировать внимание на гигиенические факторы. При этом менеджер не должен тратить время и средства, предлагая работникам мотиваторы, которые будут удовлетворять гигиенические потребности. Основным открытием Герцберга является тот факт, что деньги он относит к гигиеническим факторам, а не мотиваторам. Для большинства служащих деньги имеют важное значение из-за статуса, который имеет их владелец и из-за покупательской способности. Менеджер не должен воспринимать деньги как единственное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у работников.

     При разработке программы «обогащения  труда» менеджер должен учитывать условия  для успеха их деятельности.

     Работник  должен сам составлять расписание своей  работы. Он должен регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах  своей работы. Нести материальную ответственность. Ему должна быть предоставлена  возможность психологического роста. У служащих должна быть возможность  открытого общения с начальством  на всех уровнях управления. Они  должны отчитываться за производительность на участке, который они контролируют.

     Теория  приобретенных потребностей Мак  Клеланда.

     В своей теории Мак Клеланд рассматривает  три потребности, способные мотивировать человека:

     1. стремление человека более эффективно  достигать стоящих перед ним  целей, чем раньше, то есть потребность  достижения.

     2. стремление к дружеским отношениям  с окружающими, получения поддержки,  другими словами потребность  соучастия. Для ее удовлетворения  необходимы широкие контакты, обеспеченность  информацией.

     3. стремление контролировать действия  людей, оказывать влияние на  их поведение, контролировать  ресурсы и брать на себя  ответственность за действия  работников. Потребность во власти.

     Мак Клеланд подчеркивает, что на данном этапе особенно важны эти потребности  высшего уровня, т. к. в развитых странах, как правило, потребности низших уровней уже удовлетворены. Потребности  достижения, соучастия и властвования в его концепции не расположены  иерархически, как у Маслоу, они  не исключают друг друга. Влияние  этих потребностей сильно зависит от взаимовлияния. Так, например, лица с  высокой мотивацией властвования могут  быть разделены на две взаимоисключающиеся  группы. К первой относятся те, кто  стремится к власти ради властвования. Ко второй те, кто через власть стремятся  добиваться решения групповых задач. По Мак Клеланду, для менеджера  из всех трех потребностей (достижение, соучастие, властвование), последняя  имеет наибольшее значение ,потребность  властвования второго типа.

     Процессуальные  теории

     В них говорится о том, как строится процесс мотивации и как можно мотивировать людей на достижение желаемых результатов, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид поведения в процессе их реализации. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Признание получили следующие основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория равенства, модель мотивации Портера-Лоулера и концепция партисипативного управления.

     Теория  ожиданий

     По  теории ожиданий наличие конкретной потребности не является единственным необходимым условием мотивации  человека. Он должен надеяться на то, что тип поведения, который он выбрал приведет к желаемому результату. Впервые В. Врум дал определение  этому процессу как, процесс управления выбором. По его теории, для того чтобы быть хорошим менеджером, нужно  уметь показывать подчиненным, что  усилия работников для достижения целей  организации приведут к быстрому достижению их целей. Врум утверждал, что  подчиненные работают эффективнее и продуктивнее, если уверены, что оправдаются их ожидания. Эти ожидания по его теории касательно:

  1. заработной платы. Чем сильнее ожидания, что усилие смогут привести к желаемому результату, тем больше вероятность, что человек максимально качественно выполнит данную ему работу.
  2. определенного вознаграждения в ответ на достигнутый результат, то есть ожидания в отношении «результатов-вознаграждений». Чем больше уверенность у подчиненного в том, что ему выплатят обещанное вознаграждение, тем выше вероятность более усердного выполнения задания.
  3. ценности вознаграждения или поощрения. Оно заключается в вопросе, который задает себе работник: «Будет ли вознаграждение достаточно ценным?». Ответ заключается в измерении ценности вознаграждения
  4. .Также Врум использует такую меру приоритетности, как валентность. Это довольно абстрактное понятие, которое позволяет людям сравнивать свои запросы.

     Теория  Врума предполагает некоторые советы по улучшению действий менеджеров.

     Обязательно систематическое сравнение потребностей подчинённых с вознаграждениями, работникам часто необходима помощь, чтобы чувствовать связь между  результатом, вознаграждением, затраченными усилиями и удовлетворением потребностей. У них растет уверенность, если они  видят, что менеджер уделяет внимание такой взаимосвязи и поощряет их стремления. Ценность вознаграждения, полученного от организации, для  всех будет различна, связанно это  с тем, что для разных людей  приоритетными становятся разные потребности. Поэтому, если менеджер поймет, какие  стимулы наиболее эффективны для  каждого из подчиненных, он сможет усилить  мотивационный потенциал работы. И обязательно демонстрировать  свои способности, как менеджер.

     Теория  справедливости

     Стейси  Адамс является популяризатором  теории справедливости или равенства, заключается в том, что люди субъективно  определяют отношение, полученного  за работу вознаграждения и затраченных  усилий, а впоследствии пытаются соотнести  его с вознаграждением людей, выполняющих подобную работу. В зависимости  от того, удовлетворен ли он своей сравнительной  оценкой, человек изменяет поведение. Работник ощущает удовлетворенность, если соблюдается равенство, поэтому  то и стремится к его поддержанию. Если же он считает, что вознаграждение излишне или недостаточно, то у  него появляется чувство неудовлетворенности. Но в первом случае, это чувство  выражено менее, работник просто теряет мотивацию. Адамс выделяет несколько  возможных реакций на состояние  неравенства. По эго мнению, работник может решить, что надо уменьшить  затраты труда, может предпринять  попытку увеличить вознаграждение. Индивид может провести переоценку своих сил, при этом понизить уровень  уверенности, решив, что незачем  увеличивать свои старания, так как  то, что получает, отражает его возможности. Он может попытаться повлиять на организацию, чтобы сократить вознаграждение людей с которыми сравнивает или  заставить увеличить затраты  труда. Работник может изменить объект сравнения, решив, что данное лицо, находится  в особых условиях или перейти  в другое подразделение или другу. Организацию. Поэтому руководству  необходимо обеспечить доступ людей  к информации о том, кто, за что  и сколько получает вознаграждение. Оплата, безусловно, играет важную роль, но не единственную. Система оплаты должна быть ясной.

     Теория мотивации  Л. Портера - Э. Лоулера.

     Основана  она на двух предыдущих процессуальных теориях. По мнению Портера и Лоулера  результаты, которые достиг сотрудник  зависят от: затраченных усилий, особенностей и его способностей, осознания им своей роли в процессе труда. Уровень усилий зависит от ценности вознаграждения, от того насколько верит человек в получение вознаграждения. Данная концепция партисипативного управления основывается на следующем. Если человек вовлечен во внутриорганизационную деятельность, то он получит удовлетворение и будет работать с большей отдачей и производительностью. Связанно это с тем, что это дает работнику доступ к принятию решений связанных с его работой и повышение мотивирования, что приводит к лучшему выполнению работы. Это приведет и к большему вкладу работника в жизнь организации. У работников появится чувство собственника, тем самым повысится мотивация и он лучше выполнит им же принятое решение. Создается атмосфера совместной работы, повышается производительность, улучшается трудовая мораль. На основе анализа Портера и Лоулера видно, что труд результативный ведет к удовлетворению работника. Их концепцию нельзя связывать только с процессом мотивации- это один из подходов к управлению человека в организации. Данную концепцию можно соотнести к содержательным теориям мотивации, рассматривающим потребности человека: постановку и реализацию целей, которые способствуют удовлетворению потребности; участие в решении вопросов функционирования организации, способствующее удовлетворению потребностей в самоутверждении, самореализации; участие в принятии решения позволяет работнику иметь представление о том, что он ожидает в качестве результата своей деятельности и каково может быть вознаграждение за это.

     Рассматриваемы  теории показываю, что нет на сегодня  конкретного учения, которое однозначно бы лежало в основе мотивации человека. Каждая из теорий имеет свое принципиальное отличие, в них анализируются  факторы главным образом, лежащие  в основе мотивации, но самому процессу мотивации уделено мало внимания. Главное, что система стимулирования работника должна учитывать элементы всех приведенных теорий. То есть действия по мотивации должны включать: создание условий для саморазвития работников, моральное и экономическое стимулирование. Менеджеры должны постоянно воздействовать на те факторы, которые способны повысить результативность работы.

     - это рост профессиональной квалификации  работников

     -работы  по содержанию

     -возможность  проявления инициативы

     -осуществление  самоконтроля

     -удобный  график работы

     -повышение  ответственности

     -карьерный  рост

     Чтобы мотивировать своих работников, руководитель должен умело определять их потребности, которые должны удовлетворяться  через хорошую работу. Методы управленческой мотивации можно разделить на конкретные виды:
     1. методы экономической мотивации. К ним относится: льготы, зарплата, премия, различные доплаты, проценты, пакет акций.
     2. методы социальной мотивации,  такие как: презрение или уважение, восхищение, благодарность.
     3. методы психологической мотивации:  ненужность, безразличие, ощущение  собственной значимости.
     4.методы  властной мотивации: делегирование,  предоставление дополнительных  полномочий, повышение или понижение  в должности.
     5. методы социально-психологические,  то есть методы, с помощью которых  возникает социальная активность, критика, профессиональная, деловая  и управленческая этика, обмен  опытом и др.
     6. методы моральной мотивации: похвала  или критика, личное или публичное  признание и др.
     7. проектирование и перепроектирование ( обогащение) работ
     8. вовлечение сотрудников в управление

Информация о работе Мотивация персонала в Российской Федерации