Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:17, реферат
Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей стране. Во времена СССР постоянно шли эксперименты в этой области и опыт передовых коллективов стремились тиражировать по всей стране. Анализировалась западная и американская классика - Маслоу, Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте "Дженерал Моторс", IBM, японских "кружков качества". Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stok Ownership Plan. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет. Сейчас вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике
Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы мотивации
1.1 Понятие мотив, мотивация. Управленческие функции
1.2 Основные подходы и методы мотивации. Содержательные и Процессуальные теории
ГЛАВА 2. Система мотивации в Российской Федерации и, Американская модель мотивирования персонала. Общее положение, сходства и различия
2.1 Американская модель мотивирования персонала
2.2 Мотивация персонала в Российской Федерации
2.3 Конкретные рекомендации мотивации в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Достаточно сложно измерить потребности человека. Большинство из нас сами испытывают сложности в определение своих же потребностей.
Выводы из концепции Маслоу:
-
потребности высших уровней не
могут стать мотивами, пока не
будут удовлетворены первичные
потребности (первых двух
-
чем выше уровень потребностей,
тем для меньшего числа людей
они являются мотивами к
-
неудовлетворенные потребности
стимулируют работников, а удовлетворенные
перестают воздействовать, поэтому
их место занимают другие
-
удовлетворение какой-нибудь
Теория Герцберга и система обогащения труда
По теории Герцберга, процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с точки зрения факторов, которые их вызывают, являются разными процессами. Имеется в виду, к примеру, что факторы, которые вызывают рост неудовлетворенности, при их устранении приводят к увеличению удовлетворенности. Процесс «удовлетворенность- отсутствие удовлетворенности» в основе находится под влиянием определенных факторов, которые связаны с содержанием работы. Эти факторы оказывают сильное мотивирующее влияние на поведение человека и называются мотивирующие факторы. Рассматривают их как самостоятельную группу потребностей, которую называют еще группой потребностей в росте. К ней относятся: признание, продвижение, ответственность, саму работу и возможность роста. Процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» характеризуется влиянием факторов, связанных с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие этих факторов вызывает чувство неудовлетворенности у работников. Их называют внешними факторами. Но и их наличие не гарантирует состояния удовлетворенности. Они не играют мотивирующей роли. Их называют факторами «здоровья». К ним можно отнести условия труда, распорядок, заработную плату, контроль со стороны руководства. И рассматриваются они как группа потребностей в устранении трудностей, желаний и проблем. Поэтому при наличии у работников данного чувства, менеджер должен обращать внимание на факторы, которые вызываю неудовлетворенность, и делать все для устранения. Менеджер должен привести в действие мотивирующие факторы и пытаться добиваться высоких результатов. Теория заключается в том, что менеджер, при удовлетворении потребностей, когда потребности более низшего уровня удовлетворены, должен акцентировать внимание на гигиенические факторы. При этом менеджер не должен тратить время и средства, предлагая работникам мотиваторы, которые будут удовлетворять гигиенические потребности. Основным открытием Герцберга является тот факт, что деньги он относит к гигиеническим факторам, а не мотиваторам. Для большинства служащих деньги имеют важное значение из-за статуса, который имеет их владелец и из-за покупательской способности. Менеджер не должен воспринимать деньги как единственное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у работников.
При разработке программы «обогащения труда» менеджер должен учитывать условия для успеха их деятельности.
Работник
должен сам составлять расписание своей
работы. Он должен регулярно узнавать
о позитивных и негативных результатах
своей работы. Нести материальную
ответственность. Ему должна быть предоставлена
возможность психологического роста.
У служащих должна быть возможность
открытого общения с
Теория приобретенных потребностей Мак Клеланда.
В своей теории Мак Клеланд рассматривает три потребности, способные мотивировать человека:
1.
стремление человека более
2.
стремление к дружеским
3.
стремление контролировать
Мак Клеланд подчеркивает, что на данном этапе особенно важны эти потребности высшего уровня, т. к. в развитых странах, как правило, потребности низших уровней уже удовлетворены. Потребности достижения, соучастия и властвования в его концепции не расположены иерархически, как у Маслоу, они не исключают друг друга. Влияние этих потребностей сильно зависит от взаимовлияния. Так, например, лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две взаимоисключающиеся группы. К первой относятся те, кто стремится к власти ради властвования. Ко второй те, кто через власть стремятся добиваться решения групповых задач. По Мак Клеланду, для менеджера из всех трех потребностей (достижение, соучастие, властвование), последняя имеет наибольшее значение ,потребность властвования второго типа.
Процессуальные теории
В них говорится о том, как строится процесс мотивации и как можно мотивировать людей на достижение желаемых результатов, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид поведения в процессе их реализации. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Признание получили следующие основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория равенства, модель мотивации Портера-Лоулера и концепция партисипативного управления.
Теория ожиданий
По теории ожиданий наличие конкретной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека. Он должен надеяться на то, что тип поведения, который он выбрал приведет к желаемому результату. Впервые В. Врум дал определение этому процессу как, процесс управления выбором. По его теории, для того чтобы быть хорошим менеджером, нужно уметь показывать подчиненным, что усилия работников для достижения целей организации приведут к быстрому достижению их целей. Врум утверждал, что подчиненные работают эффективнее и продуктивнее, если уверены, что оправдаются их ожидания. Эти ожидания по его теории касательно:
Теория Врума предполагает некоторые советы по улучшению действий менеджеров.
Обязательно
систематическое сравнение
Теория справедливости
Стейси
Адамс является популяризатором
теории справедливости или равенства,
заключается в том, что люди субъективно
определяют отношение, полученного
за работу вознаграждения и затраченных
усилий, а впоследствии пытаются соотнести
его с вознаграждением людей,
выполняющих подобную работу. В зависимости
от того, удовлетворен ли он своей сравнительной
оценкой, человек изменяет поведение.
Работник ощущает удовлетворенность,
если соблюдается равенство, поэтому
то и стремится к его поддержанию.
Если же он считает, что вознаграждение
излишне или недостаточно, то у
него появляется чувство неудовлетворенности.
Но в первом случае, это чувство
выражено менее, работник просто теряет
мотивацию. Адамс выделяет несколько
возможных реакций на состояние
неравенства. По эго мнению, работник
может решить, что надо уменьшить
затраты труда, может предпринять
попытку увеличить
Основана она на двух предыдущих процессуальных теориях. По мнению Портера и Лоулера результаты, которые достиг сотрудник зависят от: затраченных усилий, особенностей и его способностей, осознания им своей роли в процессе труда. Уровень усилий зависит от ценности вознаграждения, от того насколько верит человек в получение вознаграждения. Данная концепция партисипативного управления основывается на следующем. Если человек вовлечен во внутриорганизационную деятельность, то он получит удовлетворение и будет работать с большей отдачей и производительностью. Связанно это с тем, что это дает работнику доступ к принятию решений связанных с его работой и повышение мотивирования, что приводит к лучшему выполнению работы. Это приведет и к большему вкладу работника в жизнь организации. У работников появится чувство собственника, тем самым повысится мотивация и он лучше выполнит им же принятое решение. Создается атмосфера совместной работы, повышается производительность, улучшается трудовая мораль. На основе анализа Портера и Лоулера видно, что труд результативный ведет к удовлетворению работника. Их концепцию нельзя связывать только с процессом мотивации- это один из подходов к управлению человека в организации. Данную концепцию можно соотнести к содержательным теориям мотивации, рассматривающим потребности человека: постановку и реализацию целей, которые способствуют удовлетворению потребности; участие в решении вопросов функционирования организации, способствующее удовлетворению потребностей в самоутверждении, самореализации; участие в принятии решения позволяет работнику иметь представление о том, что он ожидает в качестве результата своей деятельности и каково может быть вознаграждение за это.
Рассматриваемы
теории показываю, что нет на сегодня
конкретного учения, которое однозначно
бы лежало в основе мотивации человека.
Каждая из теорий имеет свое принципиальное
отличие, в них анализируются
факторы главным образом, лежащие
в основе мотивации, но самому процессу
мотивации уделено мало внимания.
Главное, что система стимулирования
работника должна учитывать элементы
всех приведенных теорий. То есть действия
по мотивации должны включать: создание
условий для саморазвития работников,
моральное и экономическое
-
это рост профессиональной
-работы по содержанию
-возможность проявления инициативы
-осуществление самоконтроля
-удобный график работы
-повышение ответственности
-карьерный рост
Информация о работе Мотивация персонала в Российской Федерации