Мотивация как функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваются содержательные и процессуальные теории мотивации, применение моделей на практике,как они работают в организации и предложения по усовершенствованию рассматриваемой организации.

Оглавление

Введение
1.Содержательные теории мотивации.
1.1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
1.2. Теория СВР (существование, взаимосвязь, рост).
1.3. Теория потребностей МакКлелланда.
1.4. Двухфакторная теория Герцберга.
2. Процессуальные теории мотивации.
2.1. Теория ожиданий.
2.2. Теория справедливости.
2.3. Модель Портера – Лоулера.
3. Сопоставление мотивации менеджеров нижнего звена «ЗАО Банк Русский стандарт» с моделью Портера – Лоулера.
4. Предложения для повышения мотивации эффективности труда сотрудников «ЗАО Банк Русский стандарт».
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.35 Кб (Скачать)
 
 

    1.2.Теория  СВР (существование, взаимосвязи, рост):

    Теория  А. Маслоу, подвергавшаяся критике за недостаточное подтверждение на практике, была модифицирована Клейтоном Алдерфером. В его теории выделяются только три категории потребностей.

  1. Потребности в существовании, в физическом здоровье и благополучии.
  2. Потребность во взаимоотношениях, в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Потребности в росте связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремление к личностному росту, расширению компетенций.

    Модель  СВР и теория Маслоу имеют несколько схожих черт: обе предусматривают иерархическую структуру потребностей, в обеих утверждается, что индивид продвигается по «лестнице» нужд последовательно, шаг за шагом. Но Алдерфер сократил число категорий потребностей до трех и предположил, что продвижение между ними является более сложным, а именно подчиняется принципу « фрустрация – регрессия». В соответствии с ним в случае, если удовлетворить потребность высокого уровня не удается, у индивида  может произойти возврат к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня. Таким образом, модель СВР является не столь жесткой, как иерархия потребностей Маслоу: она допускает, что люди могут перемещаться по иерархии не только вверх, но и вниз в зависимости от своей способности удовлетворять потребности.

    1.3.Теория потребностей МакКлелланда:

    Другой  моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак Клелленда.  Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда – то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

    Анализируя  различные возможные способы  удовлетворения потребности власти, МакКлелланд отмечает: « Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму и тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия… положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определений таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива способами и средствами достижения целей, а формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволяет им эффективно работать».

    Потребность успеха также находится где –  то посередине между потребностью в  уважении  и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

     Люди  с высокоразвитой потребностью  успеха рискуют умеренно, любят  ситуации, в которых они могут  взять на себя личную ответственность  за поиск решения проблемы  и хотят, чтобы достигнутые  ими результаты поощрялись вполне  конкретно. Как отмечает МакКлелланд: « Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».

       Таким образом, если вы хотите  мотивировать людей с потребностью  успеха, вы должны ставить перед  ними задачи с умеренной степенью  риска или возможностью неудачи,  делегировать им достаточные  полномочия для того, чтобы развязать  инициативу в решении поставленных  задач, регулярно и конкретно  поощрять их в соответствии  с достигнутыми результатами.

        Мотивация на основании потребности  в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей группой.

 

    1.4. Двухфакторная теория Герцберга:

      Еще одна популярная теория  мотивации, а именно двухфакторная  теория  предложена Фредериком  Герцбергом. В ее основе лежит исследование, в ходе которого сотни работников различных организаций отвечали на вопросы о том, когда они ощущают наибольшее желание работать и, наоборот, когда они недовольны и трудиться им совсем не хочется. Анализ полученных данных показал, что удовлетворение и неудовлетворенность от выполнения рабочих заданий определяются действием принципиально различных факторов. Был сделан вывод о том, что мотивация к труду формируется под воздействием двух основных факторов. Первая из них, гигиенические факторы, связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Включают в себя элементы, такие как: условия труда, заработная плата, политика компании, правила и межличностные отношения между людьми. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что – либо.

       Уровень удовлетворения трудом  определяется второй группой  факторов – мотиваторами, т.е. потребностями высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможность для роста. Ф. Герцберг считал, что в отсутствии мотиваторов человек относится к своему труду нейтрально. При появлении мотиваторов у него возникает побуждение к труду, который начинает приносить удовлетворение.  Таким образом, гигиенические факторы и мотиваторы оказывают принципиально различное воздействие на мотивацию. Первые работают только в отрицательной области. К примеру, проблемы безопасности труда или повышенный уровень шума вызывают у работников неудовлетворенность процессом труда, но их устранение никак не сказывается на уровне удовлетворенности трудом, никак не мотивирует работников к более высокой производительности. Ответственность за удовлетворение трудом «несут» такие мотиваторы, как сложность поставленных рабочих задач, принятие на себя ответственности, признание со стороны других людей.

      Содержательные теории мотивации  базируются на потребностях  и  связанных с ними факторах, определяющих  поведение людей. 

    2. Процессуальные теории  мотивации:

    Процессуальные  теории рассматривают мотивацию  в ином плане. В них анализируется  то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей  и как выбирает конкретный вид  поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и  ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

      Имеется три основные процессуальные  теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель  Портера – Лоулера.

    2.1. Теория Ожиданий:

     Теория  ожиданий, часто ассоциирующая с  работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

    Ожидания  можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного  события. При анализе мотивации  к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты  труда – результаты; результаты – вознаграждение  и валентность              ( удовлетворение вознаграждением).

    Формула  мотивации, по В. Вруму, выглядит следующим образом: мотивация = (З – Р) * (Р – В) * валентность.

     Ожидания  в отношении «затрат труда – результатов» ( З – Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами; ожидание в отношении «результатов – вознаграждения» (Р – В) - это ожидание  определенного вознаграждения или поощрения за достигнутые результаты; валентность – степень удовлетворения от полученного вознаграждения или поощрения. Мотивация будет действенной, если ожидание на каждом этапе будет положительным. В противном случае мотивация будет слабой, а результаты труда – незначительными.

    2.2 Теория Справедливости:

    В теории справедливости, предложенной С. Адамсом, указывается, что нормальные рабочие  отношения в организации возникают  тогда, когда служащий воспринимает вознаграждение справедливым в ответ  на затраченные им усилия и относительно других сотрудников, выполняющих ту же работу, т. е. вознаграждение выплачивается  по формуле:

        Вознаграждение / вклад сотрудника А = Вознаграждение/ вклад сотрудника Б

    Если  данная пропорция нарушена, то возникает  психологическое напряжение. Для  снятия или смягчения напряжения, для устранения дисбаланса необходима мотивация. Баланс и чувство справедливости могут восстанавливаться за счет уменьшения интенсивности трудовых усилий, попыток изменения уровня оплаты (требования повышения размера вознаграждения или поиск дополнительных источников дохода), смены места работы и др. Как правило, если сотрудник считает, что ему недоплачивают, то он работает хуже. Если же, наоборот, считает, что переплачивают, то отношение к труду не  изменяется. Поэтому в задачи руководителя должно входить наблюдение за системой взаимоотношений служащих, трудовыми затратами и уровнем вознаграждений за полученные результаты, за возможными реакциями на переживаемое чувство несправедливости.

    2.3. Модель Портера  – Лоулера:

      Более сложную современную процессуальную  теорию мотивации, интегрирующую  теорию ожидания и теорию справедливости, разработали Л. Портер и Э.  Лоулер.

       Базовыми элементами модели Портера  – Лоулера являются затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Следуя логике данной модели, результативность труда служащего зависит от приложенных им усилий, его личных черт и способностей, от осознания им своей роли в процессе труда. На уровень затрачиваемых усилий влияют ценность вознаграждения и оценка вероятности реализации связи между усилиями и получением вознаграждения.

      Основной вывод, который постулируется  в этой теории, состоит в том,  что результативный труд приводит  к удовлетворенности самого работника,  а не, наоборот, как утверждалось  в некоторых более ранних мотивационных  теориях, удовлетворенность трудом  приводит к достижению высоких  результатов.

      Современные  исследования подтвердили  точку зрения Э. Лоулера и Л. Портера о сложности мотивации в цепи причинно – следственных связей и необходимости объединения в систему таких компонентов, как способности, усилия, результат, вознаграждение, удовлетворение, восприятие. В настоящее время многие системы мотивации ориентированы на развитие творческих способностей работников, инициативы, на партнерские отношения в коллективе и согласование интересов организации и сотрудников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Сопоставление   мотивации менеджеров  нижнего звена  «ЗАО Банк Русский  стандарт» с моделью  Портера – Лоулера.

    Задача  менеджеров по привлечению клиентов, заключается в следующем: «ЗАО Банк Русский стандарт» Псковский филиал, предлагает несколько кредитных продуктов. Кредитные продукты предназначены для магазинов бытовой техники, мебельных салонов, автосалонов. Менеджер должен  убедить потенциальных клиентов (посетителей магазина) приобрести товар в кредит, рассказать о всех кредитных продуктах, имеющихся в наличии у банка, подобрать оптимальный вариант для покупателя.  В случае согласия клиента и подтверждении компьютерной базы данных, оформляется кредит, банк перечисляет обозначенную сумму на счет магазина в этот же день, а далее, клиент выплачивает оговоренную сумму с процентами, в соответствии с графиком платежей банку. Существует определенный план  -  составляется ежемесячно на каждый кредитный продукт,  который должен выполнить каждый менеджер. В зависимости от выполнения плана, начисляется заработная плата. При 100%  выполнении плана – премия.  В организации « ЗАО Банк Русский стандарт», основным мотивирующим фактором менеджеров нижнего звена, является денежное вознаграждение.

    Вернемся  к модели Портера – Лоулера: результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей человека(4), а также от осознования им своей роли в процессе труда(5).  Количество оформленных кредитных продуктов за месяц зависят от затраченных усилий менеджера. Можно постоянно находиться в торговом зале, подходить к потенциальным клиентам (посетителям) и вести переговоры на тему оформления товара в кредит, а можно сидеть в отведенном для сотрудника банка месте и ждать, пока потенциальный клиент придет сам, что маловероятно, но случается.  Способности и характерные особенности человека: нужно обладать определенной совокупностью личных качеств, чтобы свободно подойти к незнакомому человеку (посетитель), заговорить с ним, предложить и убедить воспользоваться услугами  банка. Правильно выбрать именно того человека, который, скорее всего не откажет. В случае неудачи, отнестись к этому событию легко и продолжить в том же духе. Умение договориться с сотрудниками других банков (конкурентами), например: поделить зоны влияния в магазине. Осознавание своей роли в процессе труда: менеджер должен четко осознавать  выполняемые действия и последствия. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения  (1)  и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Если сотрудник банка считает, что получает достойную заработную плату за выполняемую работу, он будет прилагать усилия для выполнения последней.  Чем больше кредитов оформит менеджер и чем больше приблизится к выполнению месячного плана, тем выше будет его заработная плата за месяц. В противном случае, по окончанию месяца сотрудник получит только оклад.  Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутреннее вознаграждение (7а), такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (7б), такие, как похвала руководителя, премия. В « ЗАО Банк Русский стандарт» один раз в месяц происходят собрания, где присутствие всех сотрудников обязательно. На этом собрании обсуждается результативность труда, руководство отмечает людей, которые сработали с наименьшей и наибольшей результативностью. Последним, объявляется благодарность и озвучивается тот факт, что эти люди получат значительную прибавку к заработной плате (обязательное условие сообщить всем присутствующим, что заработная плата за месяц выделившихся сотрудников превышает заработную плату за месяц заместителя директора.)  Практика показывает, что эти люди стремятся повторить результат и как правило, продолжают работать хорошо и в следующем месяце. В качестве поощрения работника, используется перевод его на новое место, где существует возможность приблизиться к выполнению плана и повысить свою заработную плату (имеется ввиду магазин с большой проходимостью посетителей, например: «Эльдорадо», «Метро».)  Работники, которые показывают низкую результативность труда  на протяжении нескольких месяцев переводятся в магазины, где возможность заработка – минимальна.

Информация о работе Мотивация как функция управления