Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:22, дипломная работа
Отсутствие разработанной системы мотивации создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, предприятия, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности.
Цель данной работы заключается в изучении мотивации как функции управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ 5
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 18
2.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МОТИВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Говоря о мотивации, нужно
констатировать, что нет какого-то
одного «лучшего» ее способа. У людей
множество разнообразных
Менеджер, помимо этого, должен
оценить степень трудового
Весь «набор» стимулов к труду должен быть гласным, известным всем сотрудникам и действительно заслуженным.
Важно разобраться в вопросе, кого и чем можно поощрять, как это делать. Однако в любом коллективе можно увидеть не только тех, кто постоянно стремится к лучшим результатам в труде. В этой связи возникает вопрос о наказании работников, допустивших промахи в работе, злоупотребления, хищения, подлоги, нанесшие материальный и моральный урон фирме.
Для успешного мотивирования персонала можно дать следующие практические рекомендации:
1.Учесть советы
2. Необходимо определить,
что мотивирует лично Вас.
3. Узнать чего люди
хотят от работы. Люди могут
желать лучшего статуса, более
высокой зарплаты, лучших условий
работы и различных льгот. Но
нужно узнать, что на самом
деле мотивирует подчиненных
(провести анонимные опросы
4. Проявление интереса к работе. Поощрение сотрудников за хорошо сделанную работу. Проявление искреннего интереса, не выходя за рамки и не стоя ни у кого за спиной.
5. Устранение, мешающих факторов.
Определить, что мешает успешной
мотивации - это могут быть
физические причины (помещения,
6. Проявление заботы. Если
культура работы допускает
7. Осторожнее с денежными
поощрениями. Многие люди
8. Принятие решения. Выслушав
сотрудников, необходимо
9. Управление изменениями.
Принять политику - это одно, а
совсем другое - применить её. Если
немотивируемость уже
10. Понять предпочтения в обучении. Перемены немыслимы без обучения. По мере того, как каждый учится разным стилям и подходам, люди будут всё лучше воспринимать мотивы и предложения для достижения общей цели.
11. Обеспечение обратной
связи. Обратная связь - один
из наиболее важных элементов
в цикле мотивации. Не нужно
заставлять людей ждать вестей
о том, насколько успешны их
предложения и разработки. Аккуратно
и тактично комментировать
Итак, противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания, главным образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.
Мотивация трудовой деятельности - одна из основных функций управленческой деятельности в целом. Главной задачей руководителей и менеджеров по персоналу является ориентация работников на достижение целей организации. В настоящее время наблюдается повышение интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой деятельности, особенно актуальными становятся проблемы мотивации и стимулирования персонала к высокоэффективному труду. В современных условиях широкой автоматизации и информатизации производства в результате повышения уровня образования, профессиональной подготовки персонала и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, и, соответственно, усложнилось и содержание этого рода управленческой деятельности.
Общий кризис в России коснулся всех сфер деятельности, лишь немногие предприятия сохранили свой потенциал и продолжают развиваться в этих условиях. Одной из причин их «выживаемости» является эффективность мотивации персонала как управленческой функции.
Основной задачей руководителя после постановки цели и предмета работы является организовать рабочий процесс, в частности заставить сотрудников работать. Для этого необходимо кок-то мотивировать их, побудить к действию. Основным стимулирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
Современные концепции мотивации делают акцент на нематериальной, внешнеэкономической стороне мотивации сотрудников. При таком подходе на первое место выходят социальное и коллективное признание достижений работника, его успехи в самосовершенствовании и достижении личных целей на этом поприще.
Активизация деятельности персонала фирмы, подразумевающая развитие в ней компонентов усилия, старания, настойчивости и инициативы, является главной составляющей частью функций менеджера по управлению персоналом. Вопрос об активизации деятельности тесно связан с вопросом об оценке и повышении уровня ее эффективности, конкретных результатов труда.
Менеджеры воплощают свои решения на практике с помощью доступных человеческих ресурсов, персонала фирмы, применяя к людям основные принципы мотивации, выступающие в качестве рычага побуждения себя и других к трудовой деятельности для достижения, как личных целей, так и целей организации.
Эффективного управления
деятельностью подчиненных
Сложная, творческая задача менеджера состоит в детальном изучении потребностей, ценностей, интересов, приоритетов своих подчиненных, и в формировании на их основе из известных методов активизации деятельности персонала собственной стратегии в данной области. При этом никто не ограничивает менеджера в творческой разработке новых методов, исходя из ресурсов организации и потребностей сотрудников.
Теории мотивации в
основном не противоречат друг другу,
а взаимодополняют друг друга, отражая
многогранность и нестандартность
самого процесса мотивации и предопределяя
необходимость комплексного подхода
к решению этой сложной проблемы.
Все рассмотренные теории направляют
действия менеджеров на построение эффективной
системы мотивации в
В практической деятельности предприятий и фирм не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Выбор конкретного метода мотивации определяется общей стратегией управления персоналом на предприятии.
Таким образом, мотивация персонала современного предприятия является одной из важнейших функций управления.
1.) Алесинская Т.В. Менеджмент организации/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 304 с.
2.) Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала. / Г.Х. Бакирова – М.: Юнити-Дана, 2009. – 440 с.
3.) Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации. / Ч. Барнард – М.: Социум, ИРИСЭН, 2009. – 336 с.
4.) Богин И. 101 совет по мотивации./ И. Богин. – М.: Альпина Паблишер, 2012. - 136 с.
5.) Варенов А.В. Мотивация персонала. Игра или работа./ А.В. Варенов, С. Ю. Исаев – М.: Речь, 2009. – 160 с.
6.) Верховин В.И., Зубков В.И. Социальная регуляция трудового поведения и производственной организации./ В.И. Верховин, В. И. Зубков. - М.: Российского Университета дружбы народов, 2005. – 460 с.
7.) Ветлужских Е. Есть ли связь между клиентоориентированностью и удовлетворенностью персонала?/ Е. Ветлужских. // Уравление Персоналом. – 2004. – №17.
8.) Волосский А. Мотивация и стимуляция труда. / А. Волосский. – М.: Техносфера, 2007. – 496 с.
9.) Гаудж П. Исследование мотивации персонала./ П. Гаудж. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2008. - 272 с.
10.) Губин Р. Привлечение и удержание
квалифицированного персонала – актуальная
проблема российского бизнеса/ HR-портал.
2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/
11.) Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами./ Э. Деминг. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 420с.
12.) Запатрина И. Мотивация персонала/ И. Запатрина. // Теория и практика управления. – 2003. -№ 3.
13.) Иванова С. 50 советов по нематериальной мотивации. / С. Иванова. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 240 с.
14.) Иванова С. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?/ С. Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 28 с.
15.) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии./ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. – 512с.
16.) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента./ Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2007. - 336 с.
17.) Кибанов А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности./ А. Кибанов. – М.: Проспект, 2012. - 64 с.
18.) Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления./ В.И. Кнорринг. - М.: Норма, 2007. – 544 с.
19.) Кобьелл К. Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен/ К. Кобьелл. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 192с.
20.) Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд. -2008. -№10.
21.) Майерс Д. Социальная психология./ Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2010. – 800с.
22.) Махорт Н.А. Проблема мотивации в трудовой деятельности / Н.А. Махорт.// Управление персоналом, 2002. -№7.
23.) Мескон М. Основы менеджмента. / М. Мескон , М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2009. – 672с.
24.) Надеждина В. Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат./ в. Надеждина. – М.: Харвест, 2007. – 256 с.
25.) Огнева А. Мотивация и функции
управления. 2012 [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://infomanagement.ru/
26.) Одегов Ю.Г. Мотивация персонала./ Ю. Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апенько, А.И. Мерко. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 640 с.