Мотивация и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 02:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение мотивации и её роли в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия. Данная работа состоит из трёх глав, в которых рассматриваются следующие вопросы:
В первой главе рассматривается сущность мотивации, теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией
Во второй главе исследуются теории мотивации: содержательные и процессуальные.
В третьей главе анализируется система мотивации на ООО “Арс-Инвест”, и осуществляется разработка предложений по совершенствованию мотивации на данном предприятии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….…...3
1. Сущность мотивации в системе управления………………………………...…5
2. Теории мотивации………………………………………………………………12
2.1.Содержательные теории мотивации…………………………….…….…..…12
2.2. Процессуальные теории мотивации………………………………................17
3. Анализ системы мотивации на ООО “Арс-Инвест”……….……..……….….21
3.1. Общая характеристика предприятия ООО “Арс-Инвест”……………........21
3.2. Анализ уровня мотивации в ООО “Арс-Инвест”……..................................22
3.3. Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Арс-Инвест”........26
Заключение …………………………………………………………..……….…..34
Список использованной литературы………………………………………..…...36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Моральное стимулирование  должно осуществляться по двум направлениям: поощрение (знаки, символы отличия, награды, благодарности в устной и письменной форме) и порицание. Эффективность порицания зависит от индивидуально психологических особенностей работника.

Для использования такого фактора мотивации, как моральное  стимулирование. Нужно хорошо знать коллектив. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому человеку, а также широкий спектр всевозможных мер стимулирования. В качестве мероприятий такого рода можно предложить проведение конкурсов профмастерства в масштабе фирмы, города, области; присваивать за достигнутые результаты звания лучшего бухгалтера, менеджера по продажам и т.д. Возможным вариантом морального стимулирования можно считать привлечение работников к привлечению управления организацией, планирования, создания стратегии и тактики.

Положительный психологический настрой на трудовую деятельность создают условия труда. Когда условия труда достаточно хорошие, работники не акцентируют на этом свое внимание, если они плохие – это резко снижает мотивацию, т.е. внимание работников переключается на этот фактор. Чтобы сделать рабочее место интересным следует: развесить на видных местах картины; рабочие место с хорошим естественным и искусственным освещением; разрешать сотрудникам класть рядом с собой личные вещи; держать в рабочих помещениях живые растения; использовать для отделки стен не только белый или стандартный для деловых помещений зеленый цвет. Многочисленные исследования показали, что цвета влияют на настроение человека; правильное сочетание цвета позволяет создать атмосферу, благоприятную для концентрации внимания, усвоения информации и запоминания. Чтобы использовать цвет в офисе, можно найти различные декоративные элементы или же просто выкрасить стены.

Таким образом, по третьей  главе следует сделать такие  выводы. Для стимулирования труда  работников руководство ООО «Арс-Инвест» использует экономические, социальные и административные методы мотивации.

На предприятии имеются  проблемы в мотивации своих работников. Основные методы стимулирования экономические, по мнению работников используется недостаточно эффективно. Цель системы оплаты труда,– стимулирование деятельности персонала, коррелирует с корпоративными целями. Работники не удовлетворены системой оплаты труда. Недостаточно развито на предприятии моральное стимулирование, отсутствует присваивание за достигнутые результаты званий, поощрение наградами и благодарностями в письменной форме, не проводятся конкурсы профессионального мастерства, работники не привлекаются к управлению организацией, требуется улучшение условий труда. Исходя из вышеуказанной концепции, мы предлагаем меры по совершенствованию системы мотивации ООО “Арс-Инвест”.

 

Заключение

Человек представляет собой  сложную психологическую систему  с трудно предсказуемым поведением. Действия любого человека определяются его решением. Даже когда его принуждают силой к тем или иным действиям, человек все же сам решает как поступить. У человека нет кнопок и рычагов, воздействие на которые может привести к ожидаемым реакциям, например как у автомобиля. Для управления человеком в организации используют методы мотивации, которые предназначены для провоцирования тех или иных действий подчинённого.

Признание, благодарность, заработная плата, награды, уважение, доверие, удовлетворенность работой, делегирование  ответственности, продвижение по службе и многое другое относят к мотивации. Невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями в этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.

В основе мотиваций лежат потребности. Природу физиологических потребностей (голод, жажда, сон) поняли давно и относят к генетически заданным. Но духовные потребности (творчество, желание быть понятым, быть уважаемым, любимым, иметь друзей, доминировать, лидировать и т.п.) являются источником загадок. В психологии давно ведется поиск источника духовных потребностей человека. По Маслоу, социальные потребности (любовь, принадлежность к группе, самоуважение, успех, статус и др.) вторичны, а физиологические (жажда, голод, безопасность, сон) — первичны. Мак-Келланд выделяет три ведущие потребности: власть, успех, признание. На активизацию деятельности человека влияние оказывают не только внутренние потребности, ощущаемые на подсознательном уровне, но и прогностическая функция сознания (Врум, Портер, Лоулер). Чем более вероятно ожидание желаемого результата, тем действия становятся активнее.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория справедливости и теория партисипативного управления, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

Люди могут добиться большего лишь тогда, когда у них  будет сильная мотивация к  этому, то есть желание, стремление добиться большего, чем они уже добились на сегодняшний день. Это стремление необходимо в них не только создать, но и найти нужные средства для его поддержания на высоком уровне. Какими средствами эта задача может быть решена в отношении работников - решать менеджерам и руководителям. Единого рецепта, подходящего для всех, нет.

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты, локальные нормативные акты

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 15.05.07. М.: Проспект, 2007. -210с.

  1. Устав ООО “Арс-Инвест ”;

  1. Положение Об оплате труда работников  в ООО “Инком”.

 

Учебники, монографии

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 296 с.
  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н.Новг.: Дело, 2003. - 720 с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.:Питер, 2002. –  514с.
  4. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. –Спб.: Фирма, 2005. - 301с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПБ.:Евразия, 1999. –  115с.

 

Периодические издания

  1. Блинов А.А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.
  2. Комарова Н. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 1997.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Оценка персоналом методов  стимулирования, используемых руководством ООО “Арс-Инвест”13

 

Метод

Оценка, средний балл

Рабочие

Специалисты

Создание условий труда

4

4,4

Вознаграждения:

 

 

Зарплата

Нематериальные выгоды

Соц. проблемы (решение)

удовлетвор.

стимул

исполь-

зование стимула

удовлетвор.

стимул

исполь-

зование стимула

0,5

1,5

2

4,2

3,0

2,4

1,5

1,5

2,5

4,3

3,6

2,5

Безопасность:

риск стать лишним

уважение

стиль управления

 

4,5

4,0

3,6

 

4,7

4,1

4,0

Вовлечение в дела:

знания целей, задач

- коммуникации

участие в решении  проблем предприятия

отношение в коллективе

2,1

3,0

 

1,4

4,3

3,1

3,2

 

2,6

4,1

Способность самореализации:

карьера

обучение

рост мастерства

 

2,1

2,1

3,2

 

3,5

2,0

3,8

Интерес к работе:

управление по целям

самостоятельность

ответственность

 

3,9

4,2

4,4

 

4,1

4,1

4,1


 

 

Приложение 2

 

Значение зарплаты для  работника ООО “Арс-Инвест”14

 

 

Показатели качества

Средний балл

рабочие

Специалисты

Важность

удовл.

важность

удовл.

Потребность

5

1,7

5

1,2

Статус, самооценка

4,5

2,8

5

3,1

Степень значимости в  сравнении

Зарплата

интересная работа

уважение

отношение в коллективе

 

5

3,2

4,6

4,5

 

1,7

2,8

4,1

4,3

 

5

4,1

4,5

4,2

 

1,2

3,6

4,4

4,1

Справедливость при  оценке труда и определении величины зарплаты

 

4,6

 

2,6

 

4,9

 

2,1

Удовлетворенность системой оплаты

3,5

1,2

3,2

1,4

Удовлетворенность получаемой зарплатой

-

0,2

-

0,5

Сопоставление зарплаты с работниками своего отдела (участка)

 

4,6

 

3,2

 

4,2

 

2,8

Сопоставление зарплаты с зарплатой в регионе

3,6

3,4

3,8

3,8

Сопоставление зарплаты с зарплатой менеджмента

3,2

4

4,1

3,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теория управления: Учебник /Под общ. ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С.256.

2 Заметим, что четкое и общепризнанное определение понятия мотивации отсутствует. Различные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.

3 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2002. С. 87.

4 Блинов А.А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг.- 2001.- № 1.  С. 88-101.

5 Комарова Н. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 1997. С.15

6 Согласно теории менеджмента, чтобы развить трудовую активность посредством мотивации, необходимо устранить неэквивалентность отношений «работник – общество», добиться наиболее полного удовлетворения потребностей человека за счет высокопроизводительного труда. Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные меры (отрицательное подкрепление). Но нередко в работе возникают ситуации, когда просто невозможно избежать применения негативных мер. Здесь следует учитывать, что такие воздействия, применяемые наедине с подчиненным, дают намного больший результат, нежили применяемые в присутствии других работников.

7 Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. –Спб.: Фирма, 2005. С. 102

8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. С. 206.

9 Валентность – это удовлетворенность или неудовлетворенность вознаграждением, оценка ценности вознаграждения. Если отношение к вознаграждению негативное, то валентность отрицательна; если вознаграждение имеет ценность – положительна; если же безразличное – нулевая.

10 Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н.Новг.: Дело, 2003. С. 72

11 На основании вышеуказанной формулы видно, что степень мотивированности человека, необходимая для решения организационных задач, будет создаваться путем обеспечения достаточно высокого уровня ожиданий и неотрицательной валентности, то есть подчиненные должны осознать, что от их усилий зависит определенные результаты труда, за которым последует вознаграждение.

12 Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. №5 С. 48

13 По пятибалльной шкале.

14 Оценка по пятибалльной системе




Информация о работе Мотивация и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия