Мотивация деятельности в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать основные понятия теории мотивации, рассмотреть основные положения теории потребностей, а также провести анализ организационных структур управления на конкретном примере.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……... 3
1. Понятие мотивации…………………………………………….……… 5
2. Иерархия потребностей А. Маслоу…………………………………... 9
3. Основные положения теории потребностей…………………………. 11
3.1 Теория К. Алдерфера……………………………………………... 11
3.2 Теория потребностей МакКлелланда……………………………. 13
3.3 Двухфакторная модель Герцберга………………………………... 14
4. Сравнительный анализ содержательных теорий мотиваций……….. 17
5. Анализ организационных структур управления на примере
«представительства Амурской области»…………………………….... 19
Заключение…………………………………………………………………. 32
Список литературы……………………………………………………...…. 33

Файлы: 1 файл

Мотивация деятельности.doc

— 323.50 Кб (Скачать)
    1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

На способность предприятия  адаптироваться к изменениям внешней  среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура  управления. Организационная структура  предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Выбор организационной  структуры зависит от таких факторов, как:

- организационно-правовая форма предприятия;

- сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент);

- масштабы предприятия (объем производства, численность персонала);

- рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности;

- используемые технологии;

- информационные потоки внутри и вне фирмы;

- степень относительной обеспеченности ресурсами и др.

Рассматривая организационную  структуру управления предприятием, также учитывают уровни взаимодействия:

- организации с внешней средой;

- подразделений организации;

- организации с людьми.

Важную роль здесь  играет структура организации, посредством  которой и через которую это взаимодействие осуществляется. Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.

 

Структуры управления организацией

 

Для различных организаций  характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Организационная структура  регулирует:

- разделение задач по отделениям и подразделениям;

- их компетентность в решении определенных проблем;

- общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается  как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

- приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

- короткие пути управления;

- баланс стабильности и гибкости;

- способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

- желательность стабильности циклически повторяемых действий.

 

Линейная организационная структура

 

Рассмотрим линейную организационную структуру. Для  нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится без выделения функций.

 

Рисунок 2 – Линейная структура управления

 

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.

Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

 

Линейно-штабная  организационная структура

 

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

 

Рисунок 3 – Линейно-штабная структура управления

 

Функциональная  организационная структура

 

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость  специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре  происходит деление организации  на элементы, каждый из которых имеет  определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой  номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель – функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) – исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток – функции руководителя размыты.

 

Рисунок 4 – Функциональная структура управления

 

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность  управлять многоцелевой и многопрофильной  деятельностью.

Недостатки: недостаточная  гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

 

 

Линейно-функциональная организационная структура

 

Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач.

 

Рисунок 5 – Линейно-функциональная структура управления

 

Преимущества: высокая компетентность функциональных руководителей, уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях, улучшение координации в функциональных областях, высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков, максимальная адаптация к диверсификации производства, формализация и стандартизация процессов, высокий уровень использования мощностей.

Недостатки: чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности "своих" подразделений, ответственность за общие результаты только на высшем уровне, проблемы межфункциональной координации, чрезмерная централизация, увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований, ограничены масштабы предпринимательства и инноваций.

Дивизиональная  организационная структура

 

В крупных фирмах для  устранения недостатков функциональных структур управления используется так  называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура  управления строится на основании выделения  подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее  время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

 

Рисунок 6 – Дивизиональная структура управления

 

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

          - продуктовая;

          Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

- региональная структура;

Отделы создаются по месту расположения подразделений  компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

- организационная структура, ориентированная на потребителя.

Подразделения формируются  вокруг определенных групп потребителей. Эффективна для удовлетворения спроса.

 

Матричная организационная структура

 

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции  возникли программно-целевые структуры  управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит  в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре  управления формируются проектные  группы (временные), реализующие целевые  проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.

 

Рисунок 7 – Матричная структура управления

 

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.

Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Корпоративная организация  или корпорация рассматривается  как особая система взаимосвязи  между людьми в процессе осуществления  ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации  представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.

 

 

 

Организационная структура представительства Амурской области

 

В моей работе я решил  провести анализ организационной структуры  управления федерального органа исполнительной власти – представительства Амурской области при Президенте РФ и Правительстве РФ в г. Москве. Представительство образовано в 1997 году в целях обеспечения постоянного и оперативного взаимодействия органов государственной власти Амурской области с Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти по вопросам, представляющим интерес для Амурской области. В своей работе госорган руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (основным Законом) Амурской области и законами области, постановлениями и распоряжениями губернатора области, другими нормативными правовыми актами области. Высшим органом управления является Правительство Амурской области и губернатор области.

На мой взгляд, организационная структура является условием формирования поведения государственных служащих, определяет отношения между ними, решает проблему разделения решаемых задач, правомочий и их интеграции, является фактором, влияющим на эффективность коллективных действий.

Организационная структура  управления представляет собой форму группировки функций, реализуемых представительством, в соответствующих сферах деятельности.

При проектировании организационной  структуры управления за основу были взяты следующие принципы управления:

Принцип законности. Данный принцип предполагает, что функции устанавливаются соответствующими законами Российской Федерации, законами области, в качестве формы выраженного губернатором поручения органам власти.

Представительство создавалось для осуществления определенного вида деятельности и, в принципе, не должно быть жестко привязано к конкретной структуре органов власти, полномочиям отдельных должностных лиц или политическим стратегиям партий и коалиций.

Принцип приоритета государственной  функции. Данный принцип предполагает:

- осуществление руководителем представительства своей деятельности исключительно во исполнение государственных функций, вытекающих из действующего законодательства, и в первую очередь, из законов Амурской области. Стратегия, политика, идеология, цели, определяющие деятельность представительства, не должны противоречить ограничениям и стимулам, определяемым соответствующими полномочиями. Полномочия представительства должны быть положены в основу регламентов, регулирующих прохождение государственной службы;

Информация о работе Мотивация деятельности в менеджменте