Мотивация деятельности персонала в организации ООО «К»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Концепции мотивации и их использование с целью стимулирования персонала…………………………………………………………………………….8
1.1. Общая характеристика мотивации: понятие и содержание………………….8
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации…………………….14
1.3. Мотивационный процесс персонала в организации………………………...24
2. Основные методы мотивирования персонала в организации и их практическая значимость…………………………………………………………..30
2.1. Методы мотивации персонала в организации……………………………….30
2.2. Эффективность методов мотивации и мотивирования персонала………....34
2.3. Нематериальные методы мотивации персонала.…………………………….37
3. Совершенствование мотивации персонала организации ООО «К»………43
3.1. Основные проблемы мотивации персонала в ООО «К»………………...43
3.2.Предложения по совершенствованию мотивации персонала и их практическое применение …………………………………………………………50
3.3. Разработка практических рекомендаций успешного мотивирования персонала организации ООО «К»………………………………….………….55
Заключение…………………………………………………………………….……62
Список использованных источников……………………………………………...66
Приложение………………………………………………………………………....68

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

      Теория иерархии потребностей объясняет, почему менеджменту организаций необходимо находить способы признания своих сотрудников и привлекать их к принятию решений. То, что потребности в самоуважении и любви должны удовлетворяться в процессе труда, как нельзя лучше подтверждают слова одного молодого менеджера: «Если бы я должен был одним предложением сказать, что меня мотивирует к труду, так это то, что я знаю, что происходит вокруг и какая роль отведена мне. Это знание позволяет мне чувствовать себя значимым человеком». Многие компании обнаруживают, что прекрасным мотивационным фактором, причем фактором высокого уровня, являются смех, шутки, веселье, которые снимают усталость от повседневной рутины, способствуют формированию у сотрудников чувства собственной значимости, нужности другим людям.

     Двухфакторная теория

      Еще одна популярная мотивации, а именно двухфакторная теория предложена Фредериком Герцбергом. В ее основе лежит исследование, в ходе которого сотни работников различных организаций отвечали на вопросы о том, когда они ощущают наибольшее желание работать и, наоборот, когда они недовольны, и трудиться им совсем не хочется [23, с.266]. Анализ полученных данных показал, что удовлетворение и неудовлетворенность от выполнения рабочих заданий определяются действием принципиально различных факторов. Был сделан вывод о том, что мотивация к труду формируется под воздействием двух основных групп факторов.

      На рисунке 2 центр шкалы – нейтральное отношение работника к труду, когда индивид не испытывает ни удовлетворения, ни неудовлетворенности. Поведение человека в процессе труда определяется двумя различными группами факторов. Первая из них, гигиенические факторы, связана с присутствием или отсутствием и «знаком» таких элементов, как условия труда, заработная плата, политика компании, правила и межличностные отношения между людьми. Отрицательные гигиенические факторы обуславливают неудовлетворенность индивида процессом труда. Но положительные факторы всего лишь избавляют сотрудников от отрицательных эмоций; они никак не влияют на удовлетворенность трудом, не мотивируют к более высоким результатам [11, с.151]. 
 
 

Гигиенические факторы Мотивация
Политика  фирмы и администрации Успех
Условия работы Продвижение по службе
Заработок Признание и  одобрение результата
Межличностные отношения Высокая степень  ответственности
Степень непосредственного контроля за работой Возможность творческого  и делового роста
 

     Рис. 2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга

      Уровень удовлетворения трудом определяется второй группой факторов – мотиваторами, т.е. потребностями высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможности для роста.  Ф. Герцберг считал, что в отсутствие мотиваторов человек относится к своему труду нейтрально

[22, с.487]. При появлении мотиваторов у него возникает побуждение к труду, который начинает приносить удовлетворение. Таким образом, гигиенические факторы и мотиваторы оказывают принципиально разное воздействие на мотивацию. Первые «работают» только в отрицательной области. К примеру, проблемы с безопасностью труда или повышенный уровень шума вызывают у работников неудовлетворенность процессом труда, но их устранение никак не сказывается на уровне удовлетворенности  трудом, никак не мотивирует работников к более высокой производительности. Ответственность за удовлетворение трудом «несут» такие мотиваторы, как сложность поставленных рабочих задач, принятие на себя ответственности, признание со стороны других людей

 [22, с.488].

      Обеспечение должного уровня гигиенических факторов позволяет избавиться от неудовлетворенности работников. Чтобы побудить их к труду, необходимо подключить такие мощные мотивирующие факторы, такие как признание, возможности для личностного роста, сложные интересные рабочие задания. Задача менеджмента – устранение раздражителей (т.е. обеспечение достаточных для удовлетворения базовых потребностей гигиенических факторов) и применение удовлетворяющих высшие потребности и подвигающих сотрудников к достижениям мотиваторов [23, с.254].

     Теорией приобретенных потребностей

     В соответствии с теорией приобретенных  потребностей Дэвида МакКлелланда определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида [21, с.87-88]. Обычно выделяют следующие типы потребностей:

1. Потребность достижения: желание решить некие сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других людей.

2. Потребность присоединения: желание к налаживанию тесных личных взаимоотношений, стремление к недопущению конфликтов.

3. Потребность власти: желание влиять на других людей или контролировать их действия, нести за них ответственность, получить власть над людьми.

      Формирование этих потребностей начинается в детстве. Если родители приучают ребенка к самостоятельности, поддерживают его начинания, он приобретет потребность в достижениях. Если взрослые содействуют установлению теплых отношений между ребенком и другими людьми,  у него развивается потребность в близких связях. Если ребенок получает удовольствие от того, что имеет возможность контролировать поступки других людей, у него начинает формироваться потребность во власти.

      Д. МакКлелланд отдал изучению человечески потребностей и их влияние на менеджмент более 20 лет. По его мнению, люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и брать на себя довольно большой риск. С другой стороны, люди, нуждающиеся в близости, являются хорошими «интеграторами», координируя деятельность нескольких отделов или подразделений компании. К «интеграторам» относятся и менеджеры продуктов и торговых марок, которые должны обладать высокоразвитыми человеческими навыками. Индивиды с высокой потребностью в близких связях умеют устанавливать хорошие рабочие отношения с окружающими [11, с.221].

      Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Например,  Д. МакКлелланд,  изучая поведение менеджеров компании, обнаружил, что те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной пирамиде. Более чем у половины менеджеров высшего звена присутствовала потребность во власти. Напротив, менеджеры с высокой потребностью в достижениях, но слабым стремлением к власти, как правило, останавливаются на относительно низких уровнях управления. Причина этого явления в том, что для обретения достижений необходимо просто решать какие-то задачи, а для обретения власти приходится снова и снова подниматься по иерархической лестнице [21, с.486-487].

      Итак, теории содержания мотивации объясняют основополагающие, базовые нужды людей и выделяют среди них те, которые мотивируют человека к определенным образцам поведения. Все они, и теория иерархии потребностей, и теория СВР, и двухфакторная теория, и теория приобретенных потребностей призваны помочь менеджерам осознать движущие сотрудниками организаций мотивы. На основе этих теорий менеджеры имеют возможность построить работу так, чтобы она удовлетворяла потребности выполняющих ее людей, а, следовательно, стимулировала наиболее эффективное их поведение  

[23, с.264-265].

    Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что  мотивация неадекватна.                                                

      Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

     Второй  подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.                     

Теория  ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только  потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения [23, с.271-272].

Процессуальные  теории ожидания устанавливают, что  поведение сотрудников определяется поведением:

- руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;                                   

- сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;                        

- сотрудника  и  руководителя,  допускающих, что  при определенном  улучшении  качества  работы  ему  будет  выдано определенное вознаграждение;                                      

- сотрудника,  который  сопоставляет   размер  вознаграждения  с суммой,  которая необходима  ему для  удовлетворения определенной потребности.                                       

      В теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании   повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено  руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность

[11, с.222].          

     Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени  удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель  должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур  вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.      

Рис. 3  Концепция В. Врума

Теория справедливости. Согласно этой  теории эффективность мотивации оценивается работником не  по определенной  группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении [11, с.223].                                                                                                 

     Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия в которых работают он и другие сотрудники. Например один работает на новом оборудовании, а другой- на старом,  у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или например руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.д.                                         

      Теория мотивации Л. Портера  - Э. Лоулера. Эта теория построена  на сочетании элементов теории  ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три  переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его  способности и осознание своей роли в процессе труда [22, с.487-489]. Элементы теории ожидания  здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение  будет  адекватно  затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости  проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности  или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный  вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна  неукоснительно повышаться.                                                       

Рис. 4 Мотивационная модель Портера – Лоулера  
 

1.3. Мотивационный процесс персонала в организации 
 

       Мотивирование - это процесс воздействия  на человека для побуждения  его к конкретным действиям  посредством побуждения в нем  определенных мотивов. Интересен  вопрос соотношения “внутренних”  и “внешних” мотивов. Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи) [23, с.252]. В первом случае мотив именуют “внутренним”, ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, завершению работы, познанию и т.д. В ином случае, мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются извне. Такой мотив можно назвать “внешним”. Здесь в этом качестве выступают процессом мотивирования оплата, распоряжение, правила поведения и другое.

Информация о работе Мотивация деятельности персонала в организации ООО «К»