Модели менеджмента и их сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и
различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то,
что положения системы управления могут быть разными у различных
акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на
них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать
определение типовой "модели" управления акционерным обществом в
различных странах.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.11 Кб (Скачать)

В отличие от своих американских коллег японские менеджеры не ищут быстрых путей решения падения  объема производства и прибылей. Они  хорошо поняли, что одно увеличение производства не обеспечивает повышения  производительности и что качество имеет не менее важное значение. К тому же японские менеджеры не разрабатывали мероприятия по повышению производительности за закрытыми дверями кабинетов и не «вываливали» их на головы ничего не подозревающих рабочих. Они осторожно проводили тщательно спланированные изменения.

Причина ведущей роли Японии в области  производительности и ключ к ее повышению  на производстве в США не представляет мистического секрета. Причина здесь  одна - хорошее управление. Человек  с его слабостями и возможностями  был помещен в самый центр  управленческой концепции. Еще в 30-годах К.Мацусита осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля. Благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов - человек, финансы, технология.

В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путем  организации лекций, дискуссий в  составе небольших групп, разбора  конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов  являются организуемые ежегодно курсы  и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом  является ротация по службе. Перемещая  руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений.

Основные  характеристики статуса группы в  системе менеджмента и их использование  в различных культурах национальной экономики приведена на табл. 3.

Табл. 3. Основные характеристики статуса групп

Япония

США

Работа в группе как цель

Работа в группе как средство

Способ жизни

Путь к рационализации

Естественное поведение

Реализуемое поведение

Привычка

Сознательность

Эффективность

Производительность

Качество и/или способ делать лучше

Способ делать дешевле


В соответствии с вышесказанным  можно констатировать следующие  различия в функционировании японских и американских фирм в экономике своих стран:

  1. в японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как японская фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы;
  2. в американской фирме задачи координации и непосредственного управления производством как на цеховом, так и на межцеховом уровнях четко разделены и специализированы, в то время как в японской фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода японской фирмы;
  3. в американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»);
  4. в японской фирме поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Американская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей;
  5. заключение, на рынке труда Японии, контракта о пожизненном найме отличается значительно более высокой неопределенностью относительно теории полноценных трудовых контрактов, используемых в США. Их продолжительность может составлять несколько лет, сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза;
  6. количество уровней управления в японской промышленности более чем в два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин более высокой производительности. Так в японской автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление - причина ведущей роли Японии в области производительности труда;
  7. лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания;
  8. использование американскими фирмами системы «поточного производства» является мощнейшим рычагом поддержания американской экономики в лидирующей группе мировых экономически развитых стран;
  9. на японских заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах;
  10. степень «формальной» институционализации межфункциональных отношений более высока среди американских компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации;
  11. в США подавляющее большинство коллективных соглашений в обрабатывающей промышленности достигаются на уровне предприятия, в то время как в Японии соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.

2.3. Сравнение российской и американской систем менеджмента

Что же является наиболее характерным  признаком американского менеджмента  в сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента, обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США  сейчас вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность.

Децентрализованная организационная  структура управления способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

Несколько десятилетий назад такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.

Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя итог краткому анализу  американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.

Особенности российского менеджмента определяются: чрезвычайно высокой скоростью  протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского  менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурная среда, особенности общественного сознания и т. п. Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сегодня находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Сегодня России, как никогда, нужны системы  управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие  задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером  в области удовлетворения нужд и  запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного  снижения издержек.

За последние  годы ситуация в России существенно  изменилась. Административную систему  управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам  права и свободы; приобщение к  технологической, электронной и  информационной революциям полностью  изменило российский образ жизни.

Российский  менеджмент выступает как динамичная развивающаяся система, и понять ее движение, роль и место во всемирной  системе управления можно исходя из анализа и развития существующего  национального менталитета. Переход  к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство. В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые  возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации. В современном  российском менеджменте можно выделить некоторые особенности, которые  оказывают влияние на культуру управления и ее развитие в нашей стране. Ориентация на получение краткосрочных выгод ввиду нестабильности экономики. К выводу о необходимости рыночных отношений в нашей стране пришли в довольно короткие сроки. Выстраивать эти отношения начали революционно, и результатов хотелось мгновенных. Политическая, социальная и экономическая нестабильность - символ современной России.

Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей наглядности соберем основные тезисы национального менеджмента в таблицу.

Таблица 4. Сравнительные характеристики российской и американской моделей.

Объект сравнения

США

Россия

Характер решений

индивидуальный

индивидуальный

Преобладающие цели

тактические

тактические

Разграничение обязанностей и полномочий

четкое

четкое

Специализация работников

узкая

узкая

Ответственность

индивидуальная

коллективная

Приверженность  работника

к профессии

к профессии

Оценка и  карьерный рост

быстрый

медленный

Разделяемые ценности

индивидуальные

коллективные

Направленность  руководства

на человека

на коллектив

Идеал менеджера

лидер - сильная личность

лидер - сильная личность

Способ контроля

по индивидуальным показателям

по коллективным показателям

Отношение к  подчиненным

формальное

формальное

Обусловленность карьеры

личные качества

возраст, стаж, коллективные достижения

Структура управления

жесткая

жесткая

Оплата труда

по индивидуальным результатам

по коллективным результатам

Расходы на обучение персонала

низкие 

высокие

Найм на работу

краткосрочный

краткосрочный


Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность  применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики нашей страны.

Таблица 5. Различия характеристик работы в США и России

Россияне

Американцы

Работать больше, чтобы сделать  больше

Работать усерднее, чтобы сделать  лучше

В работе и отдыхе больше ориентированы на количество

Больше ориентированы на качество в работе и отдыхе

Экстенсивность как главный принцип, поглощающий свободное время

Интенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время

Низкая структурированность работы имеет своим продолжением низкую структурированность свободного времени

Высокая структурированность работы имеет своим продолжением высокую структурированность свободного времени.

Информация о работе Модели менеджмента и их сравнительная характеристика