Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:11, курсовая работа
Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и
различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то,
что положения системы управления могут быть разными у различных
акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на
них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать
определение типовой "модели" управления акционерным обществом в
различных странах.
В отличие от своих американских коллег японские менеджеры не ищут быстрых путей решения падения объема производства и прибылей. Они хорошо поняли, что одно увеличение производства не обеспечивает повышения производительности и что качество имеет не менее важное значение. К тому же японские менеджеры не разрабатывали мероприятия по повышению производительности за закрытыми дверями кабинетов и не «вываливали» их на головы ничего не подозревающих рабочих. Они осторожно проводили тщательно спланированные изменения.
Причина ведущей роли Японии в области производительности и ключ к ее повышению на производстве в США не представляет мистического секрета. Причина здесь одна - хорошее управление. Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Еще в 30-годах К.Мацусита осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля. Благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов - человек, финансы, технология.
В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений.
Основные
характеристики статуса группы в
системе менеджмента и их использование
в различных культурах
Табл. 3. Основные характеристики статуса групп
Япония |
США |
Работа в группе как цель |
Работа в группе как средство |
Способ жизни |
Путь к рационализации |
Естественное поведение |
Реализуемое поведение |
Привычка |
Сознательность |
Эффективность |
Производительность |
Качество и/или способ делать лучше |
Способ делать дешевле |
В соответствии с вышесказанным можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских фирм в экономике своих стран:
2.3. Сравнение российской и
Что же является наиболее характерным
признаком американского
Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность.
Децентрализованная
Несколько десятилетий назад такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.
Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.
В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.
Особенности
российского менеджмента
Сегодня
России, как никогда, нужны системы
управления, которые бы обеспечили
предприятию или фирме
За последние годы ситуация в России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной и информационной революциям полностью изменило российский образ жизни.
Российский менеджмент выступает как динамичная развивающаяся система, и понять ее движение, роль и место во всемирной системе управления можно исходя из анализа и развития существующего национального менталитета. Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство. В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации. В современном российском менеджменте можно выделить некоторые особенности, которые оказывают влияние на культуру управления и ее развитие в нашей стране. Ориентация на получение краткосрочных выгод ввиду нестабильности экономики. К выводу о необходимости рыночных отношений в нашей стране пришли в довольно короткие сроки. Выстраивать эти отношения начали революционно, и результатов хотелось мгновенных. Политическая, социальная и экономическая нестабильность - символ современной России.
Рассмотрев особенности
Таблица 4. Сравнительные характеристики российской и американской моделей.
Объект сравнения |
США |
Россия |
Характер решений |
индивидуальный |
индивидуальный |
Преобладающие цели |
тактические |
тактические |
Разграничение обязанностей и полномочий |
четкое |
четкое |
Специализация работников |
узкая |
узкая |
Ответственность |
индивидуальная |
коллективная |
Приверженность работника |
к профессии |
к профессии |
Оценка и карьерный рост |
быстрый |
медленный |
Разделяемые ценности |
индивидуальные |
коллективные |
Направленность руководства |
на человека |
на коллектив |
Идеал менеджера |
лидер - сильная личность |
лидер - сильная личность |
Способ контроля |
по индивидуальным показателям |
по коллективным показателям |
Отношение к подчиненным |
формальное |
формальное |
Обусловленность карьеры |
личные качества |
возраст, стаж, коллективные достижения |
Структура управления |
жесткая |
жесткая |
Оплата труда |
по индивидуальным результатам |
по коллективным результатам |
Расходы на обучение персонала |
низкие |
высокие |
Найм на работу |
краткосрочный |
краткосрочный |
Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики нашей страны.
Таблица 5. Различия характеристик работы в США и России
Россияне |
Американцы |
Работать больше, чтобы сделать больше |
Работать усерднее, чтобы сделать лучше |
В работе и отдыхе больше ориентированы на количество |
Больше ориентированы на качество в работе и отдыхе |
Экстенсивность как главный |
Интенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время |
Низкая структурированность работы имеет своим продолжением низкую структурированность свободного времени |
Высокая структурированность работы
имеет своим продолжением |
Информация о работе Модели менеджмента и их сравнительная характеристика