Модели менеджмента и их сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и
различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то,
что положения системы управления могут быть разными у различных
акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на
них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать
определение типовой "модели" управления акционерным обществом в
различных странах.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.11 Кб (Скачать)

Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как  «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую  политику). 
Что же касается Южной Кореи степень государственного влияния на экономическую и на социальную жизнь со стороны государства на много выше чем в Японии. Правительственный контроль над развитием хозяйственно сферы был предусмотрен основным законом страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решении, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.

Еще одной  из особенностей японской и южнокорейской  модели является присутствие государственного планирования. Правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики. Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов — план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. Что касается Южной Кореи, то процесс хозяйствования страны связан на прямую с государственным планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

В сфере  предпринимательства в японской и южнокорейской моделях наблюдается  следующая особенность, а именно наличие различных торговых и деловых традиций, коренящихся в исторических и культурных особенностях развития общества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этих странах связан такими понятиями, как «группирование» и «чеболы» (финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале). В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Отдельные авторы характеризуют японскую систему как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного разрешения противоречий между спросом и предложением. Они стремятся, насколько это возможно, к взаимопониманию и согласию. Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» («группирование») в виде "объединений", охватывающих разные сферы экономики.

«Объединение» представляет собой группу хорошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожидания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, который действует невзирая на личность партнера и учитывает лишь цены. В «объединении» посредством тесного человеческого общения формируется взаимное доверие и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате применения разных санкций повышается денежная ответственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нарушение морали. 

Теперь  рассмотрим такую особенность южнокорейской экономика как «чеболы». Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития. Ярчайший пример этого – корпорация “Эл Джи”.  

Несколько десятков чеболов (крупнейшие из которых  “Самсунг”, “Эл Джи”) контролируют почти все отрасли экономики. Им принадлежит большинство крупных и средних компаний. На 10 ведущих чеболов приходится 64% ВВП и около 70% экспорта.  Другая характерная черта чеболов – очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов. 

Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить: 

  • быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности; 
  • использование новейших иностранных технологий; 
  • большое внимание подготовке управленческих кадров; 
  • межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов; 
  • более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость. 

Но все-таки основой их существования и процветания  являлась поддержка со стороны государства. Крупнейшие чеболы возникли прямо или  косвенно в связи с реализацией  государственных и импортозамещающих  проектов в базовых отраслях –  производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, строительстве. Рост чеболов во многом происходил благодаря созданной  для них системе льготного  финансирования.

Теперь  рассмотрим особенности трудовых отношений  в японской и южнокорейской модели. Одной из особенностей является наличие  пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность это  длительный рабочий день он составляет примерно 57,7 часов в неделю. Плюс для этих моделей характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских и южнокорейских производителей высока. Также наблюдается особенность разницы оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения строятся на философии «фирма – наш общий дом» Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. Последняя особенность этих моделей которую необходимо отметить – это протекционистская политика государства которую вели Япония и Южная Корея долгое время.

Перейдем  к следующей азиатской модели: китайской модели рыночной экономики. Китайская Народная Республика (КНР) — одна из крупнейших стран мира. На ее территории — 7,2% мировой суши — проживает свыше 21% населения  мира. Она обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных  элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и  Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких  металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель. Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние  десятилетия в стране осуществлялся  перевод хозяйства от централизованно  планируемой экономики к рыночным методам регулирования.

В Китае  реформы носили постепенный характер. Государство активно участвовало  в каждом из основных направлений  экономической политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это  является спецификой китайской модели экономических реформ.

Одна  из значительных причин успеха китайской  модели заключается и в том, что  Китай практически не пользовался  таким инструментом протекционистской  политики, как девальвация национальной валюты. Денежно-кредитную политику китайские власти в течение всего  периода реформ проводили весьма сдержанно.

Таким образом, главная причина ускоренного  развития Китая — характер проводившейся  экономической политики. Вопреки  широко распространенным заблуждениям в Китае проводились либеральные  экономические реформы, причем степень  их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов. Результатом стало беспрецедентное  сокращение масштабов государственной  нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской  экономики. 

Выделим следующие основные черты экономической модели Китая:

  • большая роль государства в экономике;
  • осуществление государственного планирования;
  • наличие частного, государственного и коллективного секторов экономике;
  • социальная направленность экономики.

4. Западноевропейские модели рыночной  экономики (шведская, французская, германская). 

Рассмотрим  шведскую модель рыночной экономики. В  Шведской модели организации экономической и политической жизни можно выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:

  • высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
  • в экономической сфере - высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании (симбиозе) крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
  • в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация). 

Основанный  на этих принципах шведский тип организации  жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования какой-то совершенно уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый». 

Шведская  социально-политическая система на первый взгляд выглядит довольно идеальной  не только в сравнении с российской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная, растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации экономики подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. 

Следующая модель которую мы рассмотрим – это французская модель рыночной экономики. Французская модель - это взаимоотношения основных субъектов экономики, вложившиеся по окончании Второй мировой войны под воздействием весьма специфических по литических и идеологических факторов и характеризующиеся длительным и резко выраженным (для развитой страны) доминированием государства при относительной слабости национального бизнеса. 

Особенность экономической модели Франции —  высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации.

Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным  изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспортной продукции. 

Социальная  политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех лет — долгосрочными. 

В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции действуют жесткие  санитарные требования к ввозимым растительным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания  импорта сельскохозяйственных товаров  во Франции наряду с таможенными сборами используется система компенсационных сборов, которые представляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сообщества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересматриваются. Разница между едиными и мировыми ценами может колебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз. 

Информация о работе Модели менеджмента и их сравнительная характеристика