Модели менеджмента и их сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и
различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то,
что положения системы управления могут быть разными у различных
акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на
них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать
определение типовой "модели" управления акционерным обществом в
различных странах.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.11 Кб (Скачать)

Итак, экономическая  политика Франции ориентирована  на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занятости населения  при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в  реструктурировании. Оно инвестирует  автоматизацию производственных процессов  и, допуская существенные издержки, сохраняет  высокий размер минимальной заработной платы. Несмотря на возрастание экономической  напряженности, по мнению экспертов  международной организации труда (МОТ), французская модель экономики  нацелена на решение двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности  и проведение в жизнь политики социальной ответственности, что в  итоге приводит к общественному  согласию. 

Немецкий  менеджмент отличает особый стиль, который  складывался веками и уходит корнями  в традиции средневековых цехов  и купеческих гильдий. Такие национальные черты, как прилежность и аккуратность, любовь к порядку и бережливость, пунктуальность и рациональность, трудолюбие и ответственность, воспитывались  в Германии на протяжении столетий, что оказало существенное влияние  на становление и развитие немецкого  стиля управления и германской деловой культуры. Немцам не свойственны авантюризм и спонтанные решения. Они изобретательны и берут систематичностью подхода и последовательностью действий. Характерной чертой и особенностью немецкой деловой культуры является принцип порядка, который отмечается и в стиле управления, и в организации процесса принятия решений. Согласно немецкой точке зрения на характер развития любого процесса, у каждой вещи и каждого человека есть свое место в соответствующем плане, рассчитанном на достижение максимальной эффективности. Немцы верят в то, что хорошо разработанные процессы и процедуры способны содействовать решению большинства проблем, поэтому придают порядку первостепенное значение для достижения общего благосостояния. Символам власти, законам и указаниям в Германии подчиняются, а эксцентричные люди и нарушители закона не вызывают симпатий в обществе. В Германии соблюдение правил касается всех, ведь перед законом все граждане страны равны еще с давних времен. Немцы верят, что настоящего порядка можно достигнуть, если строго соблюдать специально разработанные для этого правила, постановления и процедуры, которые, в свою очередь, возникли на основе многолетнего опыта деятельности национальных компаний, ведомых опытными, проверенными временем руководителями.

Какие же особенности управления, позволяют  немецким компаниям успешно развиваться  и занимать лидирующие позиции на мировом рынке?

1. Высокое  качество товаров и услуг, стремление  к совершенству во всем. Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Немецкий менеджер убежден, что высококачественная продукция продает себя сама, и поэтому, желая сделать свою компанию лучшей, стремится довести до совершенства качество выпускаемой продукции. Работа по внедрению систем обеспечения качества ведется там поэтапно. На каждом этапе реализуется определенная программа, подготовленная группой менеджеров по качеству, внедряются конкретные меры, повышающие эффективность работы по качеству. Специалисты Германии наибольшее внимание уделяют качеству сырья и конструкторской разработки, уровню технологии, отлаженной работе складов, всех вспомогательных служб. Уже при разработке проекта изделия и технологического процесса создаются методы, позволяющие свести к минимуму возможности возникновения ошибок на этапе производства. Этот принцип обеспечения качества специалисты Германии называют FMEA (по начальным буквам немецких слов, означающих возможности возникновения погрешности, анализа причин и мер устранения). Чем позже обнаруживается ошибка, тем больше затраты на ее устранение: если на стадии концепции для этого достаточно карандаша, то на стадии опытного образца уже надо вносить изменения в модель. Затраты же на устранение недостатков уже поставленного изделия могут составить миллионы.

2. Высокий  уровень профессиональной квалификации, системы обучения и подготовки  кадров. Большое значение в подготовке квалифицированной рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии. Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них - докторские степени в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах.

3. Сочетание  строгой иерархии и свободы  мнений. С точки зрения стиля лидерства Германия является образцом иерархии и согласия: сфера ответственности и компетенции строго распределена между сотрудниками в зависимости от занимаемых позиций, приказы отдаются сверху вниз и не подлежат обсуждению. Статус менеджера в немецких компаниях связан не только с индивидуальными способностями руководителя, но зависит и от продолжительности срока службы, и от формального подтверждения квалификации и уровня образования. Тем не менее, в процессе принятия управленческих решений, которые затем обретают форму приказа, не исключается дискуссия среди всех членов трудового коллектива. У сотрудников есть реальная возможность сказать своему руководителю, о том, что, по его мнению, происходит не так, и внести свои предложения.

4. Социальная ответственность перед каждым сотрудником и обществом в целом. Немецкие компании достаточно давно работают с социальными партнерами. Это представители интересов трудящихся. Для немецких компаний практика обсуждений насущных проблем и вопросов, касающихся не только результатов деятельности и бизнеса, но и жизни и труда своих работников, являются нормой их существования.

5. Стремление к четкости и порядку. Немецкие менеджеры придают большое значение детальному описанию трудовых функций и процедур. В компаниях существуют должностные инструкции, в которых четко прописаны все правила, в том числе, и требования к сотруднику, а также описание основных обязанностей сотрудника, его прав и принципов подчинения. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, немцы постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования. Условия труда в Германии одни из лучших в мире. Работающие люди здесь защищены лучше всего. Здесь наиболее успешно применяется охрана труда. В целом в Германии созданы безопасные и комфортные условиях труда, а также психологический климат, в котором люди себя чувствуют уважаемыми, защищенными от произвола от конкретного руководителя.

Таким образом, видно, что немецкий стиль управления является довольно своеобразным и специфичным  и по своим чертам отличается от других национальных стилей. Немецкий менеджмент по-своему обеспечивает высокую  эффективность производства и, следовательно, прибыль.

Глава II. Сравнительный анализ моделей

2.1. Сравнение российской и немецкой систем менеджмента

Разница между моделями менеджмента России и Германии достаточно велика. Отчасти, эти модели даже можно назвать  противоположными. На мой взгляд, важнейшее  значение в построении системы управления играет национальный менталитет. Если в Германии основные национальные черты - это ответственность, педантизм  и высокий уровень самодисциплины, то в России это скорее - отказ  от ответственности, надежда на «авось». Нередко русского человека выручала смекалка, но в современном менеджменте  одной смекалкой не обойтись. К  сожалению, уровень образования  кадров всех уровней и минимальный  срок существования рыночной системы  в России не позволили к данному  времени выработать эффективной  национальной системы менеджмента. Германия же, со своим опытом, подходом к образованию и организации  труда добилась достаточной эффективности  в управлении, что позволяет немецким компаниям быть узнаваемыми, ценимыми и конкурентоспособными на мировом  рынке.

Российская  система менеджмента.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление  зависит от многих факторов. На данном этапе можно говорить о смене  поколений и о приходе руководителей  с новыми взглядами, ценностями и  уровнем образования. Их задачей  является не только успешное управление на отдельном предприятии, но и формирование целостной системы менеджмента в России.

Отстав  от западных стран в формировании рыночных отношений, Россия получила шанс обращаться к их опыту. Но один из важнейших  факторов, который при этом необходимо учитывать - национальный менталитет. Именно он определяет эффективность  применения многих методов теории на практике. Россия обладает уникальными  ресурсами, но эффективность их использования  во многом зависит от общей ситуации в стране, от законодательной базы и от индивидуального отношения каждого отдельно взятого сотрудника к собственной деятельности и к деятельности фирмы в целом.

Немецкая  система менеджмента

Немецкий  менеджмент отличает особый стиль, который  складывался веками и уходит корнями  в традиции средневековых цехов  и купеческих гильдий. В то же время  немецкие менеджеры славятся видением перспектив и ориентацией на будущее. В Германии менеджеры, как правило, работают в одной компании на протяжении всей своей карьеры, постепенно продвигаясь  вверх по служебной лестнице. От них ожидают не быстрых практических результатов, но долгосрочного планирования, поэтому менеджеры не волнуются  о том, что их карьера будет  испорчена плохими квартальными или годовыми показателями работы компании.

Немецкий  стиль соперничества можно охарактеризовать как суровый, но даже самое жесткое  соперничество никогда не ставит своей целью уничтожение конкурентов.

Важнейшей задачей для немецкого менеджера  является сотрудничество или, по меньшей  мере, координация деятельности с  государством. Немецкая промышленность традиционно работает в тесном сотрудничестве с государством, и поэтому в  «немецком сознании» прочно утвердилась  идея, что частная инициатива должна развиваться в рамках четкого  государственного регулирования.

2.2. Сравнение российской и японской систем менеджмента

Таблица 1. Сравнительная характеристика Японского и Российского моделей менеджмента.

Предмет сравнения

Япония

Россия

Структура управления компанией

Нестандартная, гибкая

Формализованная

Характер принятия решений

Коллективный, на основе единогласия

Индивидуальный

Форма ответственности

Коллективная

Индивидуальная

Организация контроля

Коллективная

Индивидуальная

Скорость служебного роста

Быстрая

Замедленная

Главное качество менеджера

Координация действий подчиненных

Профессионализм

Система найма на работу

Долгосрочная

Краткосрочная

Система оплаты труда

По результатам работы коллектива

По индивидуальному результату


Существует несколько формул развития Японского менеджмента:

1. за принятое  решение несет ответственность  вся группа;

2. полезность  сотрудника определяется не его  постоянным физическим присутствием, а потребностями фирмы в этом  сотруднике (сообразительностью, инициативой);

3. наделение  подчиненных правами стимулирует,  всестороннее развитие их способностей;

4. менеджер  среднего и менеджер низшего  звена несут ответственность  за достоверность информации  о результатах труда.

Рассматривая  Японскую систему управления можно  сказать:

Для повышения  производительности труда, достижения в цели, должна быть создана требуемая  обстановка, поддержка в коллективе духа корпоративности, определяемая тесной связью в коллективе.

 

 

2.3. Сравнение американской и японской систем менеджмента

Сравнительные характеристики японской и американской моделей для наглядности можно  представить следующей схемой (табл. 2.).

Таблица 2. Сравнительные характеристики японской и американской моделей.

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

1. Управленческие решения принимаются  коллективно на основе единогласия

2. Коллективная ответственность

3. Нестандартная, гибкая структура  управления

4. Неформальная организация контроля

5. Коллективный контроль

6. Замедленная оценка работы  сотрудника и служебный рост

7. Основное качество руководителя  — умение

осуществлять координацию действий и контроль

8. Ориентация управления на группу

9. Оценка управления по достижению  гармонии в коллективе и по  коллективному результату

10. Личные неформальные отношения  с подчиненными

11. Продвижение по службе по  старшинству и стажу работы

12. Подготовка руководителей универсального  типа

13. Оплата труда по показателям  работы группы, служебному стажу  и т.д.

14. Долгосрочная занятость

1. Индивидуальный  характер принятия решений

2. Индивидуальная ответственность

3. Строго формализованная структура управления

4. Четко формализованная процедура контроля

5. Индивидуальный контроль

6. Быстрая оценка результата  труда,

ускоренное продвижение по службе

7. Главное качество руководителя  —

профессионализм 
8. Ориентация управления на отдельную личность

9. Оценка управления по индивидуальному  результату 
10. Формальные отношения с подчиненными

11. Деловая карьера обусловливается  личными результатами

12. Подготовка узкоспециализированных  руководителей

13. Оплата труда по индивидуальным  достижениям 
14. Наем на работу на короткий период

Информация о работе Модели менеджмента и их сравнительная характеристика