Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы приватизации и приватизационных процессов;
2) провести анализ этапов приватизации в России;
3) выявить альтернативную программу приватизации в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация 5
1.2. Формы и методы приватизации 8
2 АНАЛИЗ ЭТАПОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 14
3 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

 

Данные по доходам бюджета от приватизации, приводимые Росстатом, Госкомимуществом и бюджетной статистикой различаются, иногда весь­ма значительно. Более того, они не сходятся даже внутри одного Росстата. По очевидным причинам я использую в качестве основы данные Федерального казначейства, где их нет - Росстата, для 2011-2013 гг. - закон о бюджет [7, с.29].

По данным таблицы видно, что в 1993-1994 гг. - массовая приватизация.

1995-1996 гг. - явная пауза (за исключением залоговых аукционов).

1997-2005 гг. - низкие темпы приватизации для повыше­ния доходов бюджета, изредка и случайно происходящие круп­ные приватизационные сделки, как правило, с иностранцами.

По существу выделяются только 1997-й, 2000-й и 2003-2004 гг.

2006 г. - сегодняшний день - фактическое прекращение приватизации (за 5 лет - менее 1 млрд дол. в год), поворот приватизации вспять, к решительному усилению госсектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Доходы консолидированного бюджета от приватизации в 1993-2013 гг.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. 2. Доля доходов от приватизации в ВПП и консолидированном бюджете в 1993-2013, %

 

На этих графиках не нашли своего отражения крупней­шие приватизационные сделки 2006-2007 гг. на общую сум­му в 27 млрд дол., что больше, чем принесла бюджету прива­тизация за предыдущие 15 лет реформ- 1992-2006 гг. (21,3 млрд дол.). Фактически это был пик приватизации. Од­нако он не попал на график, поскольку эти доходы бюджет не получил.

После кризиса 1998 г. и девальвации рубля бизнес пошел вверх. Госкомпании из объекта для продажи превращались уже в субъекта, который все больше влияет на процесс при­ватизации. Наконец, госбизнес нашел способ, как обратить приватизацию в свою пользу.

И вот идея с «народными IPO»: госкомпании выходят на биржу и к населению и продают свои акции.

• Июль 2006 г. - IPO «Роснефти», участвуют 115 тыс. чел., покупая по 203 руб./акция на общую сумму около 750 млн дол. Всего размещено акций на 10,4 млрд дол. «Рос­нефти» это IP0 очень нужно еще и чтобы подправить изрядно подмоченную репута­цию в связи с недружественным поглощением «ЮКОСа».

• Март 2007 г. - SPO (вторичное размещение акций) Сбербанка, 45 тыс. заявок физи­ческих лиц по 89 тыс. руб./акция на сумму 800 млн дол. (меньше людей, потому что слишком высока стоимость акции). Общая сумма размещения - 9 млрд дол.

• Май 2007 г. - IPO «ВТБ», рекордные показатели: 124 тыс. заявок физических лиц по 13,6 коп./акция на сумму 1,6 млрд дол. Общая сумма размещения - 8 млрд дол  [13, с.25].

Государство не получило ни копейки от этих размещений, доход от приватизации полностью ушел самим госкомпани­ям, которые фактически приватизировали доходы от прива­тизации. Формально доля государства в этих компаниях прос­то «размывается» за счет нового выпуска акций. Идея оказа­лась заразительной, многие решили пойти этим путем («АЛРОСа», «Россельхозбанк» и др.), и не только в России. Например, в Казахстане появились проекты народных IPO. Но мировой кризис во второй половине 2007 г. заставил из­менить эти планы.

Акции, размещенные в ходе «народных» IPO, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали в цене, и граждане-инвесторы оказались в убытках. Только «Роснефть» показывала некоторый рост. Все акции упали в разы в ходе кризиса осенью 2008 г., затем взлетели до докризисных уров­ней. Как бы то ни было, а никакого скачка цен на эти акции в результате самого IPO население не увидело - госкомпа­нии оказались слишком жадны и разместили акции по наи­высшей цене.

Более того, даже владение этими акциями оказалось неде­шевым - на плату депозитарию уходят практически все диви­денды. Продать акции, конечно, можно, но это непростая и не­дешевая процедура (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в его депозитарий, выводить их на биржу, потом платить налоги и т.д.), и это мало кто делает.

Выгодность этих сделок для госкомпаний (которые по-прежнему в госсобственности) сомнений не вызывает. А вот выгодность для государства под большим сомнением. Речь не только об упущенных деньгах. Ведь получение огромных сво­бодных денежных средств госкомпаниями (а уж тем более - банками) резко усиливало их позиции в экономике. Эта при­ватизация усиливала госсектор, а не сокращала его. Это была своеобразная «приватизация наоборот», или «антипри­ватизация», - потому, что смысл приватизации оказался вы­вернут наизнанку.

После кризиса 2008-2009 гг. российский бюджет оказался в дефиците. И правительство решило поправить положение дел с помощью приватизации. Теперь приватизация плани­руется именно за реальные деньги и именно в пользу бюд­жета.

На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации - до 9-10 млрд дол. ежегодно. В октябре 2010 г. состоялось секретное заседание правитель­ства, на котором, судя по заявлениям первого вице-премьера И.Б. Шувалова, обсуждалась программа приватизации до 2015 г., и на 2014-2015 гг. запланирована не пауза, а даль­нейший рост приватизации - до 15 млрд дол. в год.

Всего за 5 лет правительство выставит на продажу акции 900 государственных предприятий, рассчитывая выручить 60 млрд дол. Россия продаст доли таких гигантов, как «Рос­нефть», «РусГидро», Сбербанк, «ВТБ», «Российские желез­ные дороги» (РЖД), «Совкомфлот», «Аэрофлот» и аэропорт «Шереметьево».

Выглядит как амбициозный план. Безусловно, правитель­ство можно было бы только поддержать в его намерениях. Если бы не две проблемы.

Часть вырученных денег власти обещают вернуть в виде инвестиций в приватизированные компании. Это заявление совершенно непонятно. Идея бесплатных инвестиций возвра­щает нас лет на 15 назад, в эпоху залоговых аукционов и инвестконкурсов. Обмен же инвестиций на долю в собственно­сти (в уставном капитале) предполагает «ползучую национа­лизацию». Оба варианта плохи.

Но главная проблема в том, что почти во всех этих пред­приятиях государство по-прежнему оставляет за собой конт­рольные пакеты, то есть разгосударствления не происходит, и в частные компании они не превращаются.

В собственности государства после 5 лет этой приватиза­ции останутся:

• 100% «Транснефти» и «Зарубежнефти» (по ним решения о приватизации вообще не приняты, также непонятна судьба «Аэрофлота» и государственных аэропортов - «Ше­реметьево» и «Внуково»);

• 75%+1 акция РЖД;

• 75% «Россельхозбанка» и Федеральной сетевой компании;

• 60,5-65,5% «ВТБ»;

• 60% «Роснефти»;

• 51% «Сбербанка» и «РусГидро»;

• 50%+1 акция в «Совкомфлоте» и «Росагролизинге» [15, с.26].

Названо только одно предприятие - Объединенная зерновая компания (100%). Что удивительно, так как она выполняет госфункции и управля­ет государственным интервенционным фондом сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн т зерна общей стоимостью под 50 млрд руб. Привати­зировать компанию без этой функции - сразу снизится ее сто­имость. А идея приватизации самой этой госфункции - очень странная. Похоже, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, будем надеяться, миновали.

Приватизация только для обеспечения доходов бюджета выхолащивает сам ее смысл как процесса передачи бизнеса собственнику, более эффективному, чем государство. Фак­тически продажа небольших госпакетов акций означает при­ватизацию без приватизации.

Объявленная президентом Д.А. Медведевым инициатива исключения чиновников из советов директоров госкомпаний только подчеркивает деформацию отношений собственности в стране, излишнее огосударствление бизнеса и выглядит сур­рогатом, плохим заменителем реальной приватизации.

 

 

3 Альтернативная программа приватизации в россии

 

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

Как отмечалось выше, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий [7, с.29].

Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.

К сожалению, как уже отмечалось выше, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые   условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Процесс приватизации, очевидно, не закончен: доля гос­сектора в России явно слишком велика. После намеченного правительством плана приватизации напрашивается следую­щий этап - продажа контрольных пакетов госкомпаний. Но нет смысла растягивать ее на десяток лет. Приватизацию надо резко ускорить как минимум по двум причинам.

1. Приватизация выступит средством повышения эффек­тивности госкорпораций, резкого сокращения воровства и по­вышения эффективности их работы. А также позволит пресечь коррупцию госорганов, связанную с госбизнесом, лоббирова­ние макроэкономической политики в пользу госкомпаний (например, опережающий рост тарифов естественных моно­полий или прекращение бесконечных амбициозных полити­ческих проектов вроде зимней Олимпиады в тропиках или саммита АТЭС на безлюдном острове).

2. Приватизация может обеспечить очень большие допол­нительные доходы бюджета.

Альтернативная программа приватизации должна включать в себя уже сейчас продажу контрольных и даже блокирую­щих госпакетов в «Газпроме», «Роснефти», «Транснефти», «Сбербанке», «ВТБ», «АвтоВАЗе», «Ростехнологиях» и мно­гих других госкомпаниях. Примерный масштаб альтернатив­ной программы приватизации - 200 млрд дол. в течение 5 лет - втрое выше запланированной правительством

Пока о таком подходе можно только мечтать. Нынешние чиновники найдут массу причин, Почему необходимо сохранить госкомпании. И почему их про­давать невыгодно именно сейчас. Придется преодолеть их активное сопротивление, связанное с участием или заинтересо­ванностью в том или ином виде госбизнеса. Для этого нужна политическая воля. Не меньшая, чем на первом этапе прива­тизации, в 1992-1994 гг.  [8, с.11].

Возможно, следующий этап реальной приватизации нач­нется только тогда, когда нынешняя политическая элита пой­мет необходимость ухода от власти и постарается конвер­гировать власть в собственность (как раз та самая сделка, которой говорил Е.Т. Гайдар).

Есть точка зрения: а не все ли равно, как именно прошла приватизация? Главное, что она прошла. Экономика стала частной.  [9, с.14].

Информация о работе Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом