Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы приватизации и приватизационных процессов;
2) провести анализ этапов приватизации в России;
3) выявить альтернативную программу приватизации в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация 5
1.2. Формы и методы приватизации 8
2 АНАЛИЗ ЭТАПОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 14
3 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

В 1995 г. приватизация вдруг резко закончилась. Не по­тому, что стало нечего приватизировать, а из-за отсутствия в стране достаточных капиталов для денежной приватизации и недовольства народа итогами приватизации и вообще ре­форм. Власть взяла паузу для общественного успокоения. Единственным исключением стали залоговые аукционы пе­ред избранием Б.Н. Ельцина на второй срок в конце 1995 г.

Маятник общественных настроений в России качнулся в сторону ностальгии по прошлому. Выборы в Госдуму 1993 г. и 1995 г. это однозначно подтвердили - партия власти про­игрывает, большинство получают левые силы. В 1996 г. пред­стояли выборы президента России. Было принято решение: сохранение власти в обмен на собственность. Отсюда и ро­дилась идея залоговых аукционов, с помощью которых уби­валось много «зайцев». Главное, что крупнейшие банковские структуры становились заложниками победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах. Ведь при победе коммунистов го­сударство могло получить назад госсобственность, вернув по­лученные деньги. Кроме того, бюджет получал перед выбора­ми неплохую подпитку для погашения долгов по зарплате и пенсиям. Были и технические преимущества: заниженность цен при приватизации получала дополнительное основание.

С 4 ноября по 28 декабря 1995 г. Министерство финансов заключило 12 договоров кредита под залог акций с победите­лями аукционов на право заключения договоров кредита" [12, с.24].

Хорошо известны скандалы, сопровождавшие большинство сделок. Контрольные пакеты «ЮКОСа» и «Сибнефти» при­обрел (формально - выступил кредитором) банк «Менатеп», 38% «Норникеля» и 51% «Сиданко» - «ОНЭКСИМбанк» и т.д. Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций «Сургутнефтегаза» и «ЛУКойла», представлявшие тривиальный самовыкуп акций компаниями-эмитентами через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов.

Реальной конкуренции практически не было, из 12 аукци­онов лишь в четырех сумма кредита существенно превысила начальную цену. В остальных случаях начальная цена была превышена чисто символически, при этом или оба участника имели одного и того же гаранта, или один из участников был гарантом остальных, или оба участника являлись гаран­тами друг друга.

Но гораздо больше возмутила общественное мнение не за­ниженность цен (которую трудно доказать при отсутствии ликвидного фондового рынка). Счетная палата в конце 1995 г. по итогам комплексной проверки деятельности органов при­ватизации отметила, что сумма кредитов, полученных от пе­редачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федераль­ного бюджета, размещенных в это время Минфином на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах. Так, например, временно свободные средства Минфина были размещены: в АБ «Империал» - в размере 80 млн дол. при общей сумме в двух договорах кредита в 48,3 млн дол., в «Столичном банке сбережений» - 137,1 млн дол. при сумме кредита в 100,3 млн дол., в банке «Менатеп» - 120 млн дол. при сум­ме двух договоров кредита в 163 и 125 млн дол.

Даже обычно спокойная Счетная палата сделала радикаль­ный вывод: «...сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считать­ся притворными, поскольку банки фактически "кредитовали" государство государственными же деньгами».

Впрочем, победители аукционов должны были вернуть де­позиты Минфину. Они и возвращали - часто за счет средств полученных компаний. Бюджет в конце концов получал доход, пусть не от покупателя, а от продаваемого. Состояв­шиеся 12 аукционов в совокупности принесли в бюджет 3,6 трлн руб., а также 1,5 трлн руб. погашенной задолженнос­ти проданных предприятий государству.

Акции приватизируемых предприятий тогда не котирова­лись на бирже и не имели рыночной цены. Сравнивать их с ценами, которые они получили 5-7 лет спустя на бирже - некорректно. И все же сам способ проведения сделок и скан­далы вокруг них очевидно показывают, что акции уходили по дешёвке.

В бюджете-96 деньги на выкуп заложенных акций не были предусмотрены. В сентябре 1996 г. правительство и Совет безопасности приняли совместное решение, подтвердившее пра­во банков продавать заложенные пакеты акций. Право выбора было предоставлено самим банкам-победителям. Они оконча­тельно приобрели заложенные госпакеты акций в свою пользу через аффилированных лиц опять-таки по неконкурентным процедурам. Так закончилась залоговая приватизация  [6, с.3].

Приватизация возобновилась только летом 1997 г. по но­вому закону о приватизации. Он упразднял инвестиционные конкурсы, существенно затруднял коммерческие и фактичес­ки ориентировал на продажу госимущества через аукционы. Целью приватизации было объявлено увеличение доходов бюджета. Это, конечно, большой шаг вперед по сравнению с периодом массовой приватизации и залоговыми аукциона­ми. И заслуга в этом принадлежит, несомненно, правитель­ству «молодых реформаторов» - А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцо­ва. Сам факт проведения хотя бы нескольких конкурентных крупных приватизационных сделок со сравнительно честны­ми правилами игры - уже большое достижение. Впрочем, бли­зость к власти по-прежнему предопределяла высокие скидки при приватизации.

Вот крупнейшие приватизационные сделки этого периода:

- 40% ОАО «ТНК» куплено на инвестконкурсе за 25 млн дол. с обязательством выпол­нить инвестпрограмму в 810 млн дол. (1997 г.) Сделка сопровождалась беспрецедент­ным скандалом из-за сходства способа размещения акций «ТНК» с залоговыми аукци­онами. Дважды ее проверяла Счетная палата РФ и даже было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» (впоследствии закрытое). Возможно, этот скандал и привел к отмене инвестиционных конкурсов в законе;

- 25%+1 акцию «Связьинвеста» за 1,87 млрд дол. (1997 г.). Первая действительно до­ходная сделка - она одна принесла бюджету вдвое больше денег, чем все залоговые аукционы. Б.А Березовский, проигравший эту сделку и не пожелавший платить столь большие деньги, в отместку начал информационную атаку на «молодых реформато­ров», которая во многом способствовала их последующей отставке;

- 45% ОАО «ВНК» за 0,8 млрд дол. в пользу «ЮКОСа» (1997 г.);

- 2,5% акций «Газпрома» в пользу Ruhrgas AG за 660 млн дол. (1998 г.);

- 85% акций НК «ОНАКО» в пользу «ТНК» за 1,08 млрд дол. (2000 г.),

- 75% «Славнефти» за 1,9 млрд дол. (декабрь 2002 г.). Считается, что если бы эта сделка прошла не в пользу «Сибнефти» Р.А. Абрамовича, а на рыночных условиях, то она принесла бы не менее 4 млрд дол. доходов бюджету;

- размещение 6% акций «ЛУКойла» на Лондонской фондовой бирже в конце 2002 г., за 800 млн.дол.;

- продажа 7,6% акций «ЛУКойла» Conoco за 2 млрд дол. в сентябре 2004 г. Самый крупный доход бюджета от одной приватизационной сделки в России.

Конец приватизации положило, несомненно, дело «ЮКОСа», а точнее, изменение отношения власти к приватизации. Она перестала видеть в ней смысл.

Для доходов бюджета приватизация была уже не нужна - бюджет в «тучные годы» сводился с огромным профицитом. Сокращать присутствие государства в экономике власть не хотела, наоборот, ей нравилось расширение возможностей «ручного управления» и засылки «докторов» к крупному бизнесу.

В «тучные» годы бюджетного профицита планы привати­зации в стране были не особенно амбициозными, да и вы­полнялись лишь наполовину, так как на торги выставлялись в основном неликвидные активы. Так и не были проданы «СГ-Транс», «КамАЗ», «Центральный телеграф», которые «ко­чевали» из одной программы приватизации в другую.

А в кризисные годы, когда акции значительно упали, приватизировать оказалось невыгодно. Приватизация с се­редины нулевых годов по настоящее время фактически при­остановлена, и даже начался обратный процесс - национа­лизация формальная (доля в собственности) и фактичес­кая (определяющее влияние на управление). С кризисом 2008-2009 гг. масштаб процессов национализации резко уси­лился - в ходе «мероприятий по спасению из кризиса» доля государства в госбанках значительно выросла (за счет докапитализации в разных формах, которую на десятки миллиар­дов долларов получали именно государственные банки). А са­ми госбанки существенно нарастили свое влияние на эконо­мику. Под контроль госбанков переходят огромные куски ранее частной собственности.

Ползучая национализация продолжается до сих пор. Из последних примеров: покупка инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Сбербанком означает, в числе прочего, что «АвтоВАЗ» вновь становится государственным - доля госсоб­ственности в нем превышает 50%.

В таблице и на рис. 1 и рис. 2 приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации. По ним легко периодизировать приватизацию в России.

Таблица -  Доходы консолидированного бюджета РФ от приватизации

Год

Фактическое поступление, млрд руб.

Средне-годо­вой курс, руб./дол.

Факти-ческое поступле-ние, млрд дол.

ВВП в теку-щих ценах, млрд руб.

%

к ВВП

Доходы консо-лиди­рован-ного бюджета РФ

% к доходам консолиди­рованного бюджета

1992

0,06

0,28

0,21

19,01

0,32

5,3

1,13

1993

0,45

0,9

0,50

171,5

0,26

49,5

0,91

1994

1,1

2,2

0,50

610,8

0,18

172,4

0,64

1995

3,8

4,6

0,83

1429

0,27

437

0,87

1996

3,2

5,1

0,63

2008

0,16

55Э

0,57

1997

26,2

5,8

4,52

2343

1,12

712

3,68

1998

17,5

10,1

1,73

2630

0,67

687

2,55

1999

12,2

24,9

0,49

4823

0,25

1214

1,00

2000

41,6

28,2

1,48

7306

0,57

2098

1,98

2001

16,8

29,2

0,58

8944

0,19

2684

0,63

2002

229

31,4

0,73

10819

0,21

3619

0,63

2003

121,2

30,7

3,95

13208

0 92

4139

2,93

2004

102,0

28,8

3,54

17027

0,60

5430

1,88

2005

54,6

28,3

1,93

21610

0,10

8580

0,64

006

22,3

27,2

0,82

26917

0,08

10626

0,21

2007

21,6

25,6

0,84

33248

0,06

13368

0,16

2008

18,3

24,9

0,73

41277

0,03

16004

0,11

Продолжение таблицы

2009

12,9,

31,7

0,41

38736

0,03

13600

0,09

2010

26,1

30,4

0,86

44939

0,06

15716

0,17

2011

298,0

30,5

9,77

50389

0,59

17520

1,70

2012

276,0

30,7

8,99

55950

0,49

19025

1,45

2013

309,0

31,0

9,97

61920

0,50

20538

1,50

Информация о работе Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом