Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы приватизации и приватизационных процессов;
2) провести анализ этапов приватизации в России;
3) выявить альтернативную программу приватизации в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация 5
1.2. Формы и методы приватизации 8
2 АНАЛИЗ ЭТАПОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 14
3 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В 1995 г. приватизация вдруг резко закончилась. Не потому, что стало нечего приватизировать, а из-за отсутствия в стране достаточных капиталов для денежной приватизации и недовольства народа итогами приватизации и вообще реформ. Власть взяла паузу для общественного успокоения. Единственным исключением стали залоговые аукционы перед избранием Б.Н. Ельцина на второй срок в конце 1995 г.
Маятник общественных настроений в России качнулся в сторону ностальгии по прошлому. Выборы в Госдуму 1993 г. и 1995 г. это однозначно подтвердили - партия власти проигрывает, большинство получают левые силы. В 1996 г. предстояли выборы президента России. Было принято решение: сохранение власти в обмен на собственность. Отсюда и родилась идея залоговых аукционов, с помощью которых убивалось много «зайцев». Главное, что крупнейшие банковские структуры становились заложниками победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах. Ведь при победе коммунистов государство могло получить назад госсобственность, вернув полученные деньги. Кроме того, бюджет получал перед выборами неплохую подпитку для погашения долгов по зарплате и пенсиям. Были и технические преимущества: заниженность цен при приватизации получала дополнительное основание.
С 4 ноября по 28 декабря 1995 г. Министерство финансов заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров кредита" [12, с.24].
Хорошо известны скандалы, сопровождавшие большинство сделок. Контрольные пакеты «ЮКОСа» и «Сибнефти» приобрел (формально - выступил кредитором) банк «Менатеп», 38% «Норникеля» и 51% «Сиданко» - «ОНЭКСИМбанк» и т.д. Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций «Сургутнефтегаза» и «ЛУКойла», представлявшие тривиальный самовыкуп акций компаниями-эмитентами через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов.
Реальной конкуренции практически не было, из 12 аукционов лишь в четырех сумма кредита существенно превысила начальную цену. В остальных случаях начальная цена была превышена чисто символически, при этом или оба участника имели одного и того же гаранта, или один из участников был гарантом остальных, или оба участника являлись гарантами друг друга.
Но гораздо больше возмутила общественное мнение не заниженность цен (которую трудно доказать при отсутствии ликвидного фондового рынка). Счетная палата в конце 1995 г. по итогам комплексной проверки деятельности органов приватизации отметила, что сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах. Так, например, временно свободные средства Минфина были размещены: в АБ «Империал» - в размере 80 млн дол. при общей сумме в двух договорах кредита в 48,3 млн дол., в «Столичном банке сбережений» - 137,1 млн дол. при сумме кредита в 100,3 млн дол., в банке «Менатеп» - 120 млн дол. при сумме двух договоров кредита в 163 и 125 млн дол.
Даже обычно спокойная Счетная палата сделала радикальный вывод: «...сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считаться притворными, поскольку банки фактически "кредитовали" государство государственными же деньгами».
Впрочем, победители аукционов должны были вернуть депозиты Минфину. Они и возвращали - часто за счет средств полученных компаний. Бюджет в конце концов получал доход, пусть не от покупателя, а от продаваемого. Состоявшиеся 12 аукционов в совокупности принесли в бюджет 3,6 трлн руб., а также 1,5 трлн руб. погашенной задолженности проданных предприятий государству.
Акции приватизируемых предприятий тогда не котировались на бирже и не имели рыночной цены. Сравнивать их с ценами, которые они получили 5-7 лет спустя на бирже - некорректно. И все же сам способ проведения сделок и скандалы вокруг них очевидно показывают, что акции уходили по дешёвке.
В бюджете-96 деньги на выкуп заложенных акций не были предусмотрены. В сентябре 1996 г. правительство и Совет безопасности приняли совместное решение, подтвердившее право банков продавать заложенные пакеты акций. Право выбора было предоставлено самим банкам-победителям. Они окончательно приобрели заложенные госпакеты акций в свою пользу через аффилированных лиц опять-таки по неконкурентным процедурам. Так закончилась залоговая приватизация [6, с.3].
Приватизация возобновилась только летом 1997 г. по новому закону о приватизации. Он упразднял инвестиционные конкурсы, существенно затруднял коммерческие и фактически ориентировал на продажу госимущества через аукционы. Целью приватизации было объявлено увеличение доходов бюджета. Это, конечно, большой шаг вперед по сравнению с периодом массовой приватизации и залоговыми аукционами. И заслуга в этом принадлежит, несомненно, правительству «молодых реформаторов» - А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова. Сам факт проведения хотя бы нескольких конкурентных крупных приватизационных сделок со сравнительно честными правилами игры - уже большое достижение. Впрочем, близость к власти по-прежнему предопределяла высокие скидки при приватизации.
Вот крупнейшие приватизационные сделки этого периода:
- 40% ОАО «ТНК» куплено на инвестконкурсе за 25 млн дол. с обязательством выполнить инвестпрограмму в 810 млн дол. (1997 г.) Сделка сопровождалась беспрецедентным скандалом из-за сходства способа размещения акций «ТНК» с залоговыми аукционами. Дважды ее проверяла Счетная палата РФ и даже было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» (впоследствии закрытое). Возможно, этот скандал и привел к отмене инвестиционных конкурсов в законе;
- 25%+1 акцию «Связьинвеста» за 1,87 млрд дол. (1997 г.). Первая действительно доходная сделка - она одна принесла бюджету вдвое больше денег, чем все залоговые аукционы. Б.А Березовский, проигравший эту сделку и не пожелавший платить столь большие деньги, в отместку начал информационную атаку на «молодых реформаторов», которая во многом способствовала их последующей отставке;
- 45% ОАО «ВНК» за 0,8 млрд дол. в пользу «ЮКОСа» (1997 г.);
- 2,5% акций «Газпрома» в пользу Ruhrgas AG за 660 млн дол. (1998 г.);
- 85% акций НК «ОНАКО» в пользу «ТНК» за 1,08 млрд дол. (2000 г.),
- 75% «Славнефти» за 1,9 млрд дол. (декабрь 2002 г.). Считается, что если бы эта сделка прошла не в пользу «Сибнефти» Р.А. Абрамовича, а на рыночных условиях, то она принесла бы не менее 4 млрд дол. доходов бюджету;
- размещение 6% акций «ЛУКойла» на Лондонской фондовой бирже в конце 2002 г., за 800 млн.дол.;
- продажа 7,6% акций «ЛУКойла» Conoco за 2 млрд дол. в сентябре 2004 г. Самый крупный доход бюджета от одной приватизационной сделки в России.
Конец приватизации положило, несомненно, дело «ЮКОСа», а точнее, изменение отношения власти к приватизации. Она перестала видеть в ней смысл.
Для доходов бюджета приватизация была уже не нужна - бюджет в «тучные годы» сводился с огромным профицитом. Сокращать присутствие государства в экономике власть не хотела, наоборот, ей нравилось расширение возможностей «ручного управления» и засылки «докторов» к крупному бизнесу.
В «тучные» годы бюджетного профицита планы приватизации в стране были не особенно амбициозными, да и выполнялись лишь наполовину, так как на торги выставлялись в основном неликвидные активы. Так и не были проданы «СГ-Транс», «КамАЗ», «Центральный телеграф», которые «кочевали» из одной программы приватизации в другую.
А в кризисные годы, когда акции значительно упали, приватизировать оказалось невыгодно. Приватизация с середины нулевых годов по настоящее время фактически приостановлена, и даже начался обратный процесс - национализация формальная (доля в собственности) и фактическая (определяющее влияние на управление). С кризисом 2008-2009 гг. масштаб процессов национализации резко усилился - в ходе «мероприятий по спасению из кризиса» доля государства в госбанках значительно выросла (за счет докапитализации в разных формах, которую на десятки миллиардов долларов получали именно государственные банки). А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику. Под контроль госбанков переходят огромные куски ранее частной собственности.
Ползучая национализация продолжается до сих пор. Из последних примеров: покупка инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Сбербанком означает, в числе прочего, что «АвтоВАЗ» вновь становится государственным - доля госсобственности в нем превышает 50%.
В таблице и на рис. 1 и рис. 2 приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации. По ним легко периодизировать приватизацию в России.
Таблица - Доходы консолидированного бюджета РФ от приватизации
Год | Фактическое поступление, млрд руб. | Средне-годовой курс, руб./дол. | Факти-ческое поступле-ние, млрд дол. | ВВП в теку-щих ценах, млрд руб. | % к ВВП | Доходы консо-лидирован-ного бюджета РФ | % к доходам консолидированного бюджета |
1992 | 0,06 | 0,28 | 0,21 | 19,01 | 0,32 | 5,3 | 1,13 |
1993 | 0,45 | 0,9 | 0,50 | 171,5 | 0,26 | 49,5 | 0,91 |
1994 | 1,1 | 2,2 | 0,50 | 610,8 | 0,18 | 172,4 | 0,64 |
1995 | 3,8 | 4,6 | 0,83 | 1429 | 0,27 | 437 | 0,87 |
1996 | 3,2 | 5,1 | 0,63 | 2008 | 0,16 | 55Э | 0,57 |
1997 | 26,2 | 5,8 | 4,52 | 2343 | 1,12 | 712 | 3,68 |
1998 | 17,5 | 10,1 | 1,73 | 2630 | 0,67 | 687 | 2,55 |
1999 | 12,2 | 24,9 | 0,49 | 4823 | 0,25 | 1214 | 1,00 |
2000 | 41,6 | 28,2 | 1,48 | 7306 | 0,57 | 2098 | 1,98 |
2001 | 16,8 | 29,2 | 0,58 | 8944 | 0,19 | 2684 | 0,63 |
2002 | 229 | 31,4 | 0,73 | 10819 | 0,21 | 3619 | 0,63 |
2003 | 121,2 | 30,7 | 3,95 | 13208 | 0 92 | 4139 | 2,93 |
2004 | 102,0 | 28,8 | 3,54 | 17027 | 0,60 | 5430 | 1,88 |
2005 | 54,6 | 28,3 | 1,93 | 21610 | 0,10 | 8580 | 0,64 |
006 | 22,3 | 27,2 | 0,82 | 26917 | 0,08 | 10626 | 0,21 |
2007 | 21,6 | 25,6 | 0,84 | 33248 | 0,06 | 13368 | 0,16 |
2008 | 18,3 | 24,9 | 0,73 | 41277 | 0,03 | 16004 | 0,11 |
Продолжение таблицы
2009 | 12,9, | 31,7 | 0,41 | 38736 | 0,03 | 13600 | 0,09 |
2010 | 26,1 | 30,4 | 0,86 | 44939 | 0,06 | 15716 | 0,17 |
2011 | 298,0 | 30,5 | 9,77 | 50389 | 0,59 | 17520 | 1,70 |
2012 | 276,0 | 30,7 | 8,99 | 55950 | 0,49 | 19025 | 1,45 |
2013 | 309,0 | 31,0 | 9,97 | 61920 | 0,50 | 20538 | 1,50 |
Информация о работе Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом