Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы приватизации и приватизационных процессов;
2) провести анализ этапов приватизации в России;
3) выявить альтернативную программу приватизации в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация 5
1.2. Формы и методы приватизации 8
2 АНАЛИЗ ЭТАПОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 14
3 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
2
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономической теории
Специальность государственное управление и экономика
Специализация экономист - менеджер
КУРСОВАЯ РАБОТА
Мировой опыт и современные тенденции приватизационных
процессов за рубежом.
Автор работы
2-ая группа, 2 курс _________ Т._Ч._Потапович
Руководитель
Доцент
Кандидат экономических наук _________ С.Б.Тарасевич
(подпись) (инициалы, фамилия)
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы приватизации и приватизационных процессов
1.1 Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация
1.2. Формы и методы приватизации
2 анализ этапов ПРИВАТИЗАЦИИ в россии
3 Альтернативная программа приватизации в россии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приватизация в России была необходимым элементом перехода от социализма к рыночной экономике и остается значимым элементом экономической политики. Однако очень важно, насколько она выгодна обществу, с какими целями и в какой ситуации проводится.
Оценка итогов прошедшей приватизации очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не принято. Бизнесом и властью это воспринимается в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать. Обсуждение будущей приватизации покрыто тайной, и все решения по ней принимаются правительством кулуарно.
Актуальность темы исследования определяется тем, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Отсюда вытекает необходимость выделения в этом процессе того универсального и специфического, органичное сочетание которых и оказывает позитивное или негативное влияние на экономический рост и социально-экономические изменения. Более того, анализ экономических процессов, связанных с разгосударствлением собственности, с аналогичными процессами в развивающихся странах нередко позволяет давать неожиданно точные прогнозы развития российской экономики.
Цель данной курсовой работы – изучить мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы приватизации и приватизационных процессов;
2) провести анализ этапов приватизации в России;
3) выявить альтернативную программу приватизации в России.
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предметом исследования – приватизация и приватизационные процессы в России.
Методологическая основа исследования представляется из ряда некоторых существенных обстоятельств. Во-первых, общий конкретно-исторический характер исследования. Во-вторых, сравнительно-исторический тип исследования, определяющий специфику рассмотрения проблемы. Важнейшими методологическими постулатами исследования являлись принципы объективности познания, его научности, а также историзм. В исследовании приватизационных процессов нашли применение общеисторические и общенаучные методы.
База исследования представляет собой значительный по объему и разнообразию массив архивных и иных опубликованных документов, которые можно разделить на следующие группы: законодательные и нормативные акты, материалы официального делопроизводства, справочные материалы.
Взаимосвязь собственности и хозяйствования как частей "пучка прав собственности" – показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда тот, кто хозяйствует, может присваивать остаточный доход, становиться его собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались изначально.
Поэтому появление частной собственности рядом с государственной, а отчасти и вместо нее, – неизбежное явление при переходе "от плана к рынку". Экономическая теория не дает каких-либо рекомендаций о темпах и масштабах приватизации реального капитала и природных ресурсов. Мировой опыт на этот счет очень разнообразен. С точки зрения экономической теории, важно даже не столько обеспечение справедливости или эффективности при первичной приватизации – ни того, ни другого все равно обеспечить невозможно – сколько удешевление и упрощение дальнейшего движения хозяйственных прав в сторону тех, кто сможет использовать их с максимальным эффектом в ходе вторичной приватизации, то есть перераспределения на рыночных основах прав, полученных агентами в ходе первичной приватизации [16, с.13].
Конечная цель приватизации – появление так называемых "стратегических инвесторов", то есть собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы. Государство не может быть стратегическим инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и коллектив, например, работники атомной электростанции при всем желании не могут иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые применяют устаревшие технологии.
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.
Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправленческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).
Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.
Подобная модель хозяйственного обособления предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудового коллектива, прежде всего, в росте текущих доходов предприятия, оставляя в стороне любую мотивацию в преумножении капитала. Поэтому система заинтересованности строится не на принципе максимизации общей массы прибыли фирмы, как это преимущественно бывает в условиях рыночной экономики, а на увеличении текущих доходов каждого отдельного члена самоуправленческого коллектива. А поскольку при этом заработная плата воспринимается как элемент дохода, а не издержек производства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром в соотношении рыночного спроса и предложения. Это, в свою очередь, означает, что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной и переходной экономике, то лишь в каких-то определенных конкретных случаях мелкого предпринимательства. Доминирующей формой они быть не могут [11, с.13].
Что касается сущности приватизации, то она является в переходной экономике преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории—собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.
По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода — это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике [4, с.13].
Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам.
Это, прежде всего, выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе, все разнообразие методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.
Возможна и более детальная группировка форм приватизации.
Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах:
прямая продажа активов,
массовая приватизация по ваучерным схемам,
выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками,
публичное предложение,
ликвидация,
безвозмездная передача муниципальным органам,
акционирование,
акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала [5, с.21].
Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.
Информация о работе Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом