Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести анализ и исследовать методы управления персоналом организации.
Задачи курсовой работы:
определить понятие и сущность методов управления;
рассмотреть содержание административных, экономических и социально-психоло
Введение 5
1 Сущность методов управления персоналом 6
2 Содержание административных методов 9
3 Содержание экономических методов 13
4 Содержание социально-психологических методов 17
5 Взаимосвязь методов управления персоналом и их влияние на работу организации в целом 22
Практическое задание 26
Заключение 30
Библиографический список 31
1) Вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается починенными как нажим «сверху»;
2) Пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
3) Осознанное, внутренне обоснованное.
В
целом организационно-
Анализ
содержания управления организацией показал,
что, в сущности, вся система пронизана
организационно-
В
организации эти методы служат средством
прямого воздействия на процесс
производства и труд работников, что
позволяет координировать выполнение
ими отдельных функций или
решение общей задачи. Это создает
благоприятные условия для существования
и развития управляемой системы, оказывает
целенаправленное воздействие на объект
управления. К характерным особенностям
прямого воздействия относится непосредственная
связь руководителя и подчиненного. Однако
в целом прямые воздействия в конечном
счете ведут к усилению пассивности подчиненных,
а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому
наиболее эффективны косвенные методы
воздействия, которые осуществляются
посредством постановки задачи и создания
стимулирующих условий.5
3
Содержание экономических
методов
Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Принципиальный
вопрос коллективной организации труда
в фирме – овладение
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.
Вся
сложность проблемы состоит в
обеспечении комплексной
Перестройка
экономического механизма по совершенствованию
планирования, экономического стимулирования
и управления должна обеспечить необходимые
социально-экономические
Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.
Таким
образом, основная задача изменения
хозяйственного механизма состоит
в том, чтобы создать такие
экономические и
В
отличие от организационно-
В
условиях рынка экономические методы
руководства получат дальнейшее
развитие, расширится сфера их действия,
будет преодолен формальный хозрасчет,
повысится действенность и
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.
С
помощью экономико-
Чаще всего применяются линейные модели, предназначенные для решения различного рода экономических задач, в то время как почти все зависимости в экономике нелинейны.
Экономическая практика обусловила появления ряда математических дисциплин: математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, исследование операции и др.
Несмотря
на характерное для современного этапа
усиление роли экономических рычагов
и стимулов, не следует ограничивать организационно-
4 Содержание социально-
Социально-
Для этого и используются социально-психологические методы, которые являются совокупностью специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они включают в себя моральные стимулы к труду, воздействие на личность с помощью психологических приемов для преобразования административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
Социальный подход имеет две стороны. Во первых, он направлен на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие открытых и благожелательных отношений между его членами, превращение руководителя в «отца семейства». Во-вторых, он нацелен на раскрытие личных, индивидуальных способностей каждого сотрудника, оказание помощи в его совершенствовании, что имеет целью максимальную самореализацию человека в своей повседневной деятельности.7
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми.
Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшится.
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессии интересуются и «болеют» за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).
Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Основное
средство воздействия на коллектив
– убеждение. Убеждая, руководитель
должен максимально полно учитывать
природу человеческого
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Приемы
и способы социально-
Социально-