Методы обоснования, принятия и прогнозирования управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть и дать пояснения методам обоснования, принятия и прогнозирования управленческих решений.

Оглавление

Введение
1.Основные стадии подготовки принятия решения

2.Методы принятия управленческих решений

3.Принятие решения в сложных ситуациях и трудности его осуществления

4.Системный подход к принятию управленчеcкого решения

5.Общая характеристика процесса принятия решения

6.Прогнозирование управленческих решений

7.Предложения по совершенствованию процедур принятия решений

8.Роль руководителя в принятии решения

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая по основам менеджмента .doc

— 236.50 Кб (Скачать)

В соответствии с подходом системотехники выделяются следующие этапы решения проблемы:

  • уяснение задачи и выбор цели;
  • пеpечисление или изобpетение альтернатив;
  • анализ альтернатив;
  • выбор наилучшего решения;
  • пpедставление pезультатов.

    В подходе анализа систем и исследования опеpаций обычно выделяют пять

логических  элементов:

1.        выделить цель или совокупность  целей;

2.        выделить альтеpнативные сpедства  достижения целей;

3.        опpеделить pесуpсы для использования каждой системы;

4.        постpоить математическую (при подходе  исследования опеpаций) или

логическую (что  бывает чаще при подходе  анализа  систем) модель,  т.е. pяд

зависимостей  между целями, альтеpнативными сpедствами их достижения,

окружающей  сpедой и pесуpсами;

5.        опpеделить кpитеpий выбора пpедпочтительной  альтеpнативы. В

пpоцессе  фоpмиpования  решений в оpганизации можно  выделить следующие этапы:

  • определение целей оpганизации;
  • выявление проблем в пpоцессе достижения этих целей;
  • исследование проблем и постановка диагноза;
  • поиск решения проблемы;
  • оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
  • согласование решений в оpганизации;
    • утвеpждение решений;
    • подготовка к вводу решений в действие;
    • упpавление пpименением решения;
    • пpовеpка эффективности.

    Итак, системный  подход к pешению проблем pазличного хаpактеpа с утилитаpной точки зpения связан пpежде всего с  выделением системы из внешней среды и опpеделением совокупности последовательных, логических шагов pассмотpения проблемы. Hазовем эти черты общей схемой системного подхода.  Чем же pазличаются системные подходы, пpедназначенные для решения pазличным проблем?

    В  пеpвую  очеpедь  -  способами аналитического сpавнения альтернатив. Так, напpимеp,  в  системотехнике используются стандаpтные методы  pасчета

различных классов  технических систем (электpонных схем,  систем

автоматического pегулиpования и т.д.). При использовании  подхода исследования опеpаций имеется целый класс методов: математического пpогpаммиpования, веpоятностные, сетевого планиpования и т.д. При подходе анализа систем используется в пеpвую очеpед метод стоимость  -  эффективность.

    Есть пpимеpы,  когда общая схема системного подхода используется для

решения  сложных  проблем без специальных способов аналитического сpавнения альтернатив.  Последнее  вpемя  общая схема системного подхода очень популяpна. Тpудно найти пpоблему, при pешении котоpой  не  pекомендовалось бы  использовать системный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

    Принятие решений происходит во времени, поэтому вводится понятие процесса принятия решений. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации.

   Как отмечалось ранее, принятие решений — это наука и искусство. Часто ЛПР не в состоянии проанализировать и четко осмыслить принимаемое решение. Большое значение при принятии решений играет интуиция. Рассмотренная ниже логическая схема процесса принятия решения помогает ему это сделать, включая ЛПР в контур принятия решения.

   Представление процесса принятия решений как логически упорядоченной совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет структурно упорядочить процесс принятия решений и выбрать методы, на основе которых рационально проводится поиск и принятие наилучшего решения.

    Упорядочение процесса принятия решения в какой-то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.

   В зависимости от того, на каких аспектах при рассмотрении  процесса решения делается акцент, этот процесс можно структуризовать на отдельные этапы, руководствуясь различными принципами. В данной статье нас интересуют последовательность действий по целенаправленному выбору наилучшего варианта решения из выявленного их множества и роль руководителя в этом процессе. С учетом изложенного предлагается следующая схема процесса принятия  решения (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Процесс принятия  решения

На рис. 5.1. этапы и процедуры  имеют между собой прямые и обратные связи.  Обратные связи отражают итеративный циклический характер зависимости между этапами и процедурами. Итерации в процессе принятия решений обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения определенных процедур и возврата к работам на любой предшествующий этап.

Кратко охарактеризуем только те этапы процесса принятия решения, которые не были рассмотрены ранее.  Описание методов осуществления  отдельных этапов  принятия решений будет приведено  в  последующих статьях цикла.

5.1.Выявление  и описание проблемной ситуации

    Деятельность организаций направлена на  достижение целей в условиях ограниченности   всех видов ресурсов. Непрерывно возникающие изменения в организации и окружающей ее среде приводят к появлению проблемной ситуации. Для решения этих проблемных ситуаций и строится система принятия решений. 

   Проблемная ситуация характеризуется, как отмечалось выше, сочетанием проблемы и тех конкретных условий, в которых она возникла, а главное — будет решаться.

    Проблема (в переводе с греческого — задача) в широком смысле — это сложный  теоретический  или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. В данной работе, как и в большинстве публикаций по вопросам принятия решений,  под проблемой понимается несоответствие желаемого (нормативного) и фактического уровней  достижения целей. Например, когда мы формулируем проблему низкой производительности труда, то производим сравнение достигнутого значения данного показателя и его значения для предприятий-лидеров. Если это сравнение не в нашу пользу, то мы констатируем, что существует проблема низкой производительности труда.

   Очевидно, что острота  проблемы, возможности ее эффективного решения зависят от конкретных условий, в которых она возникла и будет решаться. Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, в которых возникла проблема. Например, проблема, связанная с необходимостью обновления ассортимента выпускаемой продукции, по-разному звучит для передовых и отсталых в технологическом плане предприятий, ее решение зависит  от возможности привлечения и использования необходимых   ресурсов и т.п. Проблемную ситуацию характеризует срочность, настоятельность принятия решения, место в организации и лицо, которое должно принимать решение.

   Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для оценки времени, располагаемого для принятия решения, и величины ресурсов,  необходимых для этого. Оценка величины ресурсов, необходимых для реализации принятого решения, осуществляется на последующих этапах процесса принятия решения.

    Конечным результатом принятия решения на данном этапе является составление общего списка проблем, требующих решения, и краткое описание проблемной ситуации для отдельных проблем.

   Таким образом,  этап постановки задачи должен дать ответы на вопросы: какую проблему и в каких условиях нужно решать; когда нужно ее решать; какими силами и средствами будет решаться проблема?

    С информационной точки зрения в процессе принятия решений происходит уменьшение неопределенности. Формулировка проблемной ситуации предопределяет последовательное выполнение последующих процедур,  приводя к поиску  ответов на вопросы  что и как нужно делать?

    Анализ проблем, более глубокое описание условий их возникновения и развития проводятся  на этапе анализа проблемной ситуации.

    Важным аспектом анализа проблемной ситуации является классификация проблем на  внутренние и внешние. Очевидно, что решать внешние проблемы прямым образом руководители данной организации не могут. Нельзя же конкуренту приказать покинуть рынок или государству  изменить в выгодную сторону ввозные пошлины. Однако могут существовать косвенные методы возможного влияния на решение таких проблем, в том числе за счет внутренних возможностей организации. Например, на расширение  деятельности конкурента можно повысить качество выпускаемой продукции, снизить цены и т.п.  В  приведенной процедурной схеме  рассматриваются только внутренние проблемы.

    Конечным результатом работ на данном  этапе выработки решения является выявление так называемых базовых, кардинальных проблем, за решение которых надо браться в первую очередь, и ранжирование этих проблем  с детальным описанием  условий их возникновения и развития.

     На этапе  выработки предположений (гипотез) осуществляется разработка сценариев развития ситуации. Под сценарием понимается вербально-аналитическое описание существующего и прогнозируемого состояний объекта исследования, вариантов развития проблемной ситуации. Выявляются и анализируются благоприятные возможности, а также угрозы, таящиеся во внешней среде, внутренние условия и возможности решения возникших проблем.

     Состояние финансовой, социально-экономической, правовой и др. составляющих внешней среды, ситуация на рынке, возможность привлечения инвестиций, решения кадровых и производственно-технических проблем внутри организации и многое другое во многих случаях делают невозможным  сформулировать четко однозначные предположения о развитии ситуации в будущем.  Разные специалисты, даже обладая одинаковой информацией по этому вопросу, могут иметь различные суждения. Достаточно широко распространенным стало формирование оптимистических, пессимистических и наиболее вероятных сценариев развития ситуации в будущем.

    Конечным результатом работ на данном этапе является формирование вариантов сценария развития проблемной ситуации в будущем и выбора наиболее вероятного из их числа, под который осуществляется  постановка целей.

   Итеративность процесса принятия решения, в частности, заключается в необходимости пересмотра целей и других элементов процесса принятия решения  в случае изменения проблемной ситуации на другой вариант своего развития.

    На этапе определения целей формулируются цели решения базовых, кардинальных проблем. На практике используется достаточно широкий диапазон способов задания целей: от их простого перечня до построения графа (дерева) целей с показателями их приоритетов. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Если цели носят альтернативный характер, то выбирается набор целей, который кладется в основу последующих действий по поиску наилучшего варианта решения. Конкретные формулировки целей и являются конечным результатом работ на данном этапе.

    Процесс поиска наилучшего варианта решения начинается с выявления полного перечня альтернатив (взаимоисключающих вариантов решений). На этом этапе определяется как можно более полная совокупность альтернатив вариантов (способов, средств) достижения поставленных целей. В реальных условиях обычно рассматриваются два-три варианта решения, не более: меньше трудоемкость анализа, меньше шансов совершить грубую ошибку. Однако и нет шанса принять наилучшее решение. Среди них вообще может не быть наилучшего. При большом наборе вариантов решений появляется гарантия, что в их числе есть наилучший.

     Таким образом, конечным результатом работ на данном этапе является выявление наиболее полного перечня альтернатив достижения поставленных целей.

     Далее начинается выбор допустимых альтернатив. Если  вариантов достаточно много, то оценка каждого из них может представлять трудноразрешимую задачу. Нужно найти такой способ отбора вариантов для подробного рассмотрения, который обеспечил бы исключение заведомо нерациональных вариантов действий, не удовлетворяющих определенным ограничениям. Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, пропускаем через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических и др.). Здесь имеются в виду ограничения, учет которых не предполагает проведения трудоемких расчетов, а основан прежде всего на экспертных оценках. Учет трудоемких факторов осуществляется на следующем этапе. Конечным результатом работ на данном этапе является множество альтернатив, удовлетворяющих ограничениям.

Информация о работе Методы обоснования, принятия и прогнозирования управленческих решений