Методы анализа внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение метода анализа внешней среды. Данной цели подчинены задачи работы:
1. Рассмотреть понятие внешней среды.
2. Рассмотреть метод анализа внешней среды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие внешней среды и особенности ее анализа…………………...5
2. Анализ внешней среды предприятия…………………………………13
2.1. Характеристика организации………………………………………..13
2.2. Анализ внешней среды предприятия……………………………….17
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….30

Файлы: 1 файл

Анализ внешней среды организации.docx

— 85.45 Кб (Скачать)

      Для выбора способа реализации конкурентных преимуществ рассмотрим модифицированную матрицу. Предприятие старается использовать экономию на масштабе производства на всех стадиях производственного цикла, одновременно добиваясь большей диверсификации продукции на конечной стадии.

      Таблица 2.4

Стратегические  группы конкурентов «М.Видео»

      
Критерии  оценки

конкурентов

«М.Видео» «Эльдорадо» «Медиа-Маркт» «Эксперт» «Реванш»
1 2 3 4 5 6
Цена 8 7 9 5 4
Качество  9 7 5 7 6
Сервис  8 6 5 5 3
Унификация  6 5 6 5 6
Срок  службы 8 5 7 7 7
Стоимость эксплуатации 5 6 6 6 4
Потребительские свойства 10 6 9 6 6
Дизайн  9 5 5 5 6

 

      

      Рис.2.2 - Преимущества компаний конкурентов в отрасли

     Чтобы представить основные стратегические цели деятельности предприятия, определения общего направления его развития и стратегических альтернатив, используется метод SWOT-анализа, который позволяет оценить силу, слабости, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

      Чтобы определить, насколько прочно предприятие  удерживает  свое конкурентное преимущество, необходимо количественно оценить, какими преимуществами оно обладает перед конкурентами по каждому из ключевых факторов успеха и по каждому  из важнейших индикаторов конкурентоспособности.

      Таблица 2.5

Индикаторы  конкурентной позиции «М.Видео»

Признаки  конкурентной силы Признаки конкурентной слабости
1 2
Реализация  товаров для дома

Наличие высокопрофессиональных сотрудников

Зависимость от потребителей

Низкий  уровень менеджмента


 

      Таким образом, конкурентными преимуществами «М.Видео»являются технология, профессионализм, окружающая среда, организационная культура, имидж предприятия.

      Результаты  проведенных исследований отражают условия работы предприятия и  являются основой для составления  карты SWOT его деятельности (Таблица 2.6).

      В таблице 21 условно обозначим степень  влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность «М.Видео». Она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки (возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 - очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 - низкое, 1 - очень низкое).

      Таблица 2.6

Карта SWOT деятельности «М.Видео»

      
Возможности Баллы Угрозы Баллы
1 2 3 4
Стабильная  политическая ситуация в стране 3 Высокие процентные ставки банковского кредита 1
Сокращение  численности безработных 1 Высокий уровень  инфляции 5
Рост  производства отечественных товаров  народного потребления 5 Предприятие плохо  адаптировано к нововведениям, основанным на достижениях современных технологий 2
Снижение  уровня налоговой нагрузки 4 Низкая покупательная  способность населения 5
Рост  реальных доходов населения 5 Ценовая политика, не учитывающая издержкоемкость реализации товаров 5
Развивающиеся конкурентные отношения 5 Нестабильность  политики налогообложения предприятий 5
    Развивающиеся конкурентные отношения 4
Итого 23 Итого 27
Сильные стороны Баллы Слабые стороны Баллы
Основной  принцип работы – сокращение расходов и рационализациия всего процесса продаж 4 Слабые позиции  в использовании нововведений (недостаточность технических средств сбора и обработки информации, программного обеспечения) 4
Работа  на достаточно стабильный и хорошо известный сегмент рынка 5 Низкий уровень  аналитической работы на предприятии 4
Относится к числу лидеров на рынке 5 Обеспеченность  площадями 5
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей 3 Нестыковка  наличных денежных потоков во времени 5
Учитывается принцип рентабельности продаж при формировании ассортимента 4    
Технологии  и оборудование 4    
Высокая степень внимания, уделяемого коммуникационным связям предприятия 4    
Достаточно  высокий уровень квалификации кадров 4    
Высокий уровень компетентности специалистов в вопросах стратегического планирования 3    
Итого 36 Итого 18

 

      Рассчитаем  оценку каждого из четырех параметров карты SWOT.

      Наибольшее  влияние на деятельность «М.Видео» оказывают его внутренние сильные стороны (36 баллов). Выявлена также и сильная угроза со стороны внешней среды (18 баллов).

      Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами  деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT (Таблица 2.6). Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направление развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его - выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.

      Таблица 2.7

Обобщающая  матрица SWOT

      
              Возможности       Угрозы
      Баллы (23)       Баллы (27)
      1       2       3       4
      Сильные стороны       Баллы (36)       36 * 23 = 828       36 * 27 = 972
      Слабые стороны       Баллы (18)       18 * 23 = 414       18 * 27 = 486

 

      Перемножение  факторов, представленных в карте  SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направление развития коммерческой деятельности «М.Видео» и в рамках его - выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.

      Результаты  расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «Сила и угрозы» (СИУ), следовательно, целью основной деятельности предприятия должно являться удержание лидирующих позиций на рынке, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию угроз, связанных с факторами внешней среды.

      К слабым сторонам по итогам исследования можно отнести ограниченность финансовых ресурсов вследствие не заемных средств из-за их дороговизны, что приводит к ограничению возможностей. Влияние последнего фактора удается уменьшить за счет постоянного и тщательного контроля за остатками товаров.

      Таблица 2.8

Результаты  стратегического анализа внутренней среды «М.Видео»

      
      Сильные стороны организации       Слабые  стороны организации
      1       2
      1. Наличие собственного оборудования.       1. Дорогостоящее ужесточение технических требований.
      2. Высокая потребность потребителей  в предлагаемых товарах.       2. Агрессивная информационная политика конкурентов.
      3. Постоянная связь с клиентами.       3. Рост рыночной власти поставщиков.
      4. Способность удовлетворять разнообразные запросы потребителей.       4. Улучшенные характеристики товаров-субститутов.

 

Заключение

 

     Элементы внутренней и внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Внешняя среда обеспечивает организацию входящими ресурсами. Благодаря обратной связи на выходе организация получает информацию для оценки результатов и последующего выбора входящих ресурсов. Взаимодействие компании и внешней среды позволяет уменьшить присущую каждой системе энтропию. Именно во внешней среде находятся ресурсы и возможности для  дальнейшего развития фирмы.

     Современная тенденция состоит во все увеличивающемся  значении второго фактора, который  становится определяющим.  Поэтому анализ внешней среды - важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требующий внимательного отслеживания происходящих процессов, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

     Анализ  внешней среды представляет собой  один из инструментов, благодаря которому руководство организации может  проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия  по снижению рисков, причинами которых  выступают внешние по отношению  к фирме воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос  потребителей.

 

Список  использованной литературы

 

      Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент – М.: Волтерс клувер, 2010 – 432 с.

      Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление – М.: ЭКСМО, 2006. – 480 с.

      Данько  Т.П. Управление маркетингом – М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с.

      Долгов  А.И. Стратегический менеджмент – М.: Флинта,  2010 – 286 с.

      Дурович А.П. Маркетинговые исследования –  М.: ТетраСистемс, 2009. – 432 с.

      Екатериновская  М.А. Стратегический менеджмент – М.: Дашков и К, 2010 – 234 с.

      Качалина  Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент – М.: ЭКСМО, 2010 – 788 с.

      Котлер  Ф. Маркетинг – СПб.: Питер, 2009. – 816 с.

      Кунц  Г., О’Доннел С. Управление: системный  и ситуационный анализ управленческих функций – М.: Прогресс, 2010 – 274 с.

      Малашенко М.П. Маркетинг на потребительском  рынке – М.: КноРус, 2009. – 208 с.

      Мэскон  М., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2007.

      Пилипенко Н.Н. Основы маркетинга – М.: Дашков и К, 2009. – 180 с.

      Портер  М. Конкурентная стратегия: методика анализа  отраслей и конкурентов – М.: Альпина Бизнес, 2006 – 452 с.

      Портер  М. Конкурентное преимущество: как достичь  высокого результата и обеспечить его устойчивость – М.: Альпина Бизнес, 2006 – 243 с. 


Информация о работе Методы анализа внутренней и внешней среды организации