Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа
Экономические проблемы России вызывают повышенный интерес во всем мире к причинам и последствиям происходящих изменений. Процесс реформирования экономики России объективно потребовал по-новому отнестись к достижениям современного системного анализа, вызвал необходимость изучения новых подходов к управлению коллективом предприятия. Сегодня российской теории управления необходимо создать новую методологию изучения методов управления предприятием с учетом именно российской специфики бизнеса. В наши дни только таким образом можно добиться выживания российской экономики в условиях работы в конкурентной среде. Этим можно объяснить актуальность избранной темы.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Методология принятия управленческих решений……………………..5
1.1 Понятие управленческого решения и стадия его принятия………..5
1.2 Методы принятия управленческого решения………………………11
1.3 Системный подход к принятию управленческого решения……….12
2. Реализация методики принятия решения на примере предприятия ООО «Эгоист»……………………………………………………………….15
2.1 Формулировка проблемы…………………………………………….15
2.2 Определение критерия решения……………………………………..19
2.3 Разработка вариантов решения (альтернативы)…………………….21
2.4 Сравнение вариантов решения……………………………………….22
2.5 Выбор лучшего варианта……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………29
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный университет управления
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра оценки и управления собственностью
Курсовая работа по дисциплине «Управленческие решения» на тему:
«Методология принятия управленческих решений в менеджменте»
студентка IV курса I группы
Давлашян Л.В.
Профессор, д.э.н., Бусов В.И.
Москва 2011
Введение…………………………………………………………
1. Методология принятия управленческих решений……………………..5
1.1 Понятие управленческого решения и стадия его принятия………..5
1.2 Методы принятия управленческого решения………………………11
1.3 Системный подход к принятию управленческого решения……….12
2. Реализация методики принятия решения на примере предприятия ООО «Эгоист»…………………………………………………………
2.1 Формулировка проблемы…………………………………………….15
2.2 Определение критерия решения……………………………………..19
2.3 Разработка вариантов решения (альтернативы)…………………….21
2.4 Сравнение вариантов решения……………………………………….22
2.5 Выбор лучшего варианта……………………………………………...25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………29
Введение
В современных условиях глобальной конкуренции, когда едва ли не все крупные предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации и ее конкурентоспособность оказывает такой важный фактор, как эффективное принятие управленческих решений на всех уровнях руководства организации.
Таким образом, дадим определение:
Управленческое решение-это целесообразный с точки зрения ЛПР вариант будущего, желаемого состояния и (или) поведения управляемой системы и (или)внешней среды в конкретных условиях и в определенный промежуток времени.
Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления - принятие решений. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Ко всему прочему, от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность всей организации.
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Экономические проблемы России вызывают повышенный интерес во всем мире к причинам и последствиям происходящих изменений. Процесс реформирования экономики России объективно потребовал по-новому отнестись к достижениям современного системного анализа, вызвал необходимость изучения новых подходов к управлению коллективом предприятия. Сегодня российской теории управления необходимо создать новую методологию изучения методов управления предприятием с учетом именно российской специфики бизнеса. В наши дни только таким образом можно добиться выживания российской экономики в условиях работы в конкурентной среде. Этим можно объяснить актуальность избранной темы.
1. Методология принятия управленческих решений
1.1 Понятие управленческого решения и стадия его принятия
Управление - это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Принятие решений - основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации
Реальные управленческие решения отличаются друг от друга. Менеджеры, занимающие различные посты в организации, занятые в различных функциональных областях, принимают решения различных типов. Даже в одном подразделении, например в отделе по работе с персоналом, один менеджер может решать задачи набора персонала, а другой - развития уже занятых в организации, их профессиональной подготовки. Оба менеджера отдела будут принимать существенно различающиеся решения.
Реализация политики быстрого роста организации и, соответственно, приема большого числа новых сотрудников потребует иных решений, чем при необходимости проведения политики сокращения издержек, снижения объемов продаж и увольнения части персонала. Таким образом, необходима определенная классификация типов решений для дифференцирования одного решения от другого и совершенствования методов принятия определенных решений. Сложность и многообразие решений не только предполагает, но и требует применения различных критериев классификации решений.
Важной предпосылкой анализа такой классификации решений является установление лица, принимающего решения (ЛПР) - субъекта или той части организации, которая несет ответственность за данное решение. При этом разрабатывается «дерево организации» по отношению к принимаемым решениям, которое будет близко соответствовать ее организационной структуре. При реализации этого подхода выявляются субъекты принятия решений в основных функциональных областях. Это, например, специалисты по контроллингу, менеджеры по производству, финансовые менеджеры, специалисты по маркетингу или управлению персоналом. Все они несут ответственность за специфические отрасли организационной деятельности. Необходимо также определить общие масштабы решений, которые отображают их общий характер без акцентирования на специфике конкретного решения.
Уровни управленческой иерархии, на которых принимается решение, включают институциональный уровень, уровень стратегического центра хозяйствования, центра прибыли или издержек и т.д: решения руководителей высшего, среднего и низшего уровней
Функциональные области, в которых принимаются решения, включают маркетинг, производство, управление персоналом, управление финансами.
Классификация решений возможна по различным критериям
1. По характеру взаимосвязей различают единичные и программные решения.
2. По временному горизонту реализации различают текущие и перспективные решения.
3. По степени формализации бывают стандартные решения для систематически повторяющихся задач и неформализованные, требующие разработки специальной методики для конкретного случая.
4. По виду информации различают количественные или качественные решения, принимаемые на основе описательной информации.
5. По уровню выделяют общеорганизационные решения и решения отдельных подразделений, относящихся к организации.
6. По типу бывают комплексные решения или решения отдельных функциональных областей.
7. По числу целей различают одноцелевые и многоцелевые решения.
8. По алгоритму различают запрограммированные и незапрограммированные решения.
9. По способу реализации важно выделить обязательные или рекомендательные решения.
Решения подразделяются на:
организационные (ведущие к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления);
волевые, подкрепленные полномочиями и властью;
волевые, не подкрепленные полномочиями и властью;
запрограммированные (жестко связанные с предыдущими решениями или технологическими операциями);
рациональные и нерациональные (рациональное решение принимается на основе анализа и прогнозов).
Решения могут приниматься:
в условиях риска, когда вероятности этого риска известны;
в условиях риска, когда вероятности этого риска неизвестны.
Выделяют следующие методы принятия решений:
чисто автократические (принимаю решения только сам, слушая только самого себя);
автократические с предварительными консультациями со специалистами;
автократические с предварительным обсуждением в коллективе,
коллегиальные (принимает решение коллектив по большинству голосов);
строго математические, на основе теории принятия решений или теории игр;
на основе экспертных оценок;
на основе «мозгового штурма»;
на основе проведенного ситуационного анализа.
Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя.
В анализе влияния факторов, влияющих на процесс принятия решений (ППР), можно выделить две крайние позиции:
Первая позиция - субъективистская. Здесь решения в основном обусловлены структурой личности - совокупностью ее стабильных свойств (способности, темперамент, степень страха, сила воли, склонность к риску).
Формирование второй позиции - ситуационализма - связано в первую очередь с исследованиями Скиннера. Поведение ЛПР нестабильно. Оно определяется рядом факторов, в частности внешней средой.
Промежуточную позицию можно определить как концепцию сочетания рассмотренных выше двух полярных позиций. Здесь анализируется и значимость социальной группы (СГ). Если в ней доминирует субъективистский подход - ищем лидера, если ситуационный - создаем условия.
В системе факторов, влияющих на принимаемые решения, можно выделить две группы. В первую группу входят факторы, образующие структуру проблемы принятия решения. Это институциональные и личные цели, виды альтернативных решений и их последствий, размеры расходов, темпы распространения информации, ее стоимость, время на решение, тип реакции. Здесь наблюдается большое сходство между структурой действий ЛПР и структурой задачи.
Вторую группу образуют факторы, находящиеся вне проблемы. Это правила и предписания в системе управления, например критерии карьерного продвижения, методы финансирования, оценки руководства.
В классических подходах в менеджменте анализ был ориентирован внутрь организации. Его целью становился поиск «совершенной организации», где успешное функционирование достигается через реализацию эффективных принципов и соответствующие методы работы. В этих условиях эффективность внутренних операций рассматривается как путь к высокой эффективности организации в целом. Если используются эти «правильные» принципы менеджмента, то организация всегда будет эффективно функционировать, чтобы ни происходило во внешнем мире.
Современные концепции в менеджменте рассматривают организацию, как открытую систему, которая получает ресурсы и возвращает готовую продукцию и услуги обратно во внешнюю среду. Такая организация адаптируется к изменениям внешней среды и реагирует на изменяющиеся возможности, угрозы и вызовы этой среды. Организация не может игнорировать преобразования во внешней среде и надеяться при этом на успешное функционирование в долгосрочной перспективе. Большинство управленческих решений принимается в условиях определенной организации и связано с внешней средой, в пределах которой организации функционируют. Перемены, с которыми столкнулись в последние годы в первую очередь коммерческие организации, включают следующее.
1. Ослабление контроля над источниками энергоресурсов и использование энергии в качестве политического и экономического оружия.
2. Постоянно растущий уровень технологических разработок.
3. Возрастающее значение социальной нагрузки бизнеса в таких сферах, как взаимодействие с окружающей средой, безопасность и «качество жизни», производство общественных товаров.
4. Политическое влияние на внешнеторговые связи
Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
Сбор информации;
Анализ полученной информации;
Выяснение актуальности;
Выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения.
Разработка альтернативных вариантов решения;
Сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
Составление программ решения;
Разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения.
Доведение решений до конкретных исполнителей;
Разработка мер поощрений и наказаний;
Контроль за выполнением решений.
1.2 Методы принятия управленческого решения
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
1. Декомпозиция - Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов;
2. Диагностика - Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах;
3. Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются;
4. Метод Делфи - Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности;
Информация о работе Методология принятия управленческих решений в менеджменте