Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия эффективности управления, критериев и направлений ее оценки, а также факторов ее повышения.
Основные задачи – выявить сущность эффективного управления через оценки и принципы, критерии, уровни системы эффективности управления, рассмотреть методологические факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией, а также проанализировать влияние руководителя на эффективность управления.
Введение 4
1 Сущность эффективного управления 6
1.1 Оценки и принципы эффективности управления 6
1.2 Критерии эффективности управления 8
1.3 Три уровня эффективности управления 11
2 Методологические факторы повышения управления эффективности управления коммерческой организацией 13
2.1 Структура организации и разделение труда 13
2.2 Ресурсы и технология 16
2.3 Персонал как фактор повышения эффективности управления 20
3 Влияние руководителя на эффективность управления 25
3.1 Основные качества руководителя 25
3.2 Авторитет и лидерство 27
3.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А 36
Приложение B 37
Основными из них являются: изменения в технологическом базисе производства, изменения в качестве рабочей силы, внешние и внутренние условия.
Критерии оценки эффективности системы управления в целом должны быть дополнены частными критериями ее элементов. Во-первых, их включение в общую систему критериев эффективности обеспечивает полноту охвата и комплексность оценки.
Во-вторых, это позволяет
установить и измерить источники, факторы
повышения эффективности
Качество функционирования оценивается по двум направлениям:
Эффективность организационных
структур связывается, в первую очередь,
с исторически меняющимся соотношением
централизации и
Также используется критерий управляемости информацией в рамках организационной структуры, степень взаимодействия различных аспектов управленческой деятельности. Отсюда вытекает требование уменьшения иерархических уровней. Используется критерий, оценивающий соответствие структуры и целей по уровню иерархии.
Критерии информационного обеспечения отражают регулярность и надежность обслуживания управляющих оперативной документацией и определяется по следующим направлениям:
Таким образом, современная
теория управления приходит к необходимости,
во-первых, согласования показателей
эффективности управления с показателями
эффективности и
1.3 Три уровня эффективности системы управления
Тогда система управления
и его эффективности
В этом случае эффективность управления на первом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно через результаты всей организации, во взаимоотношениях ее с внешней средой.
На втором уровне эффективность системы управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т.е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей [12, с. 304].
На третьем уровне выделяется эффективность действия составляющих системы. Именно здесь могут быть рассмотрены в конкретных формах функционирование сил и средств, входящих в систему как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда и его средств [18, с. 116-119].
Продукт управленческой деятельности тоже трехмерен. Во-первых, он выступает как конечный, в виде той или иной эффективности производства, и есть не что иное, как результат эффективности функционирования объектов управления и самой управляющей деятельности.
Во-вторых, он выступает как промежуточный, в виде качества и экономичности деятельности системы управления в целом.
В-третьих, он является воплощением качества исполнения функций и этапов управленческого труда, характера использования наличных сил и средств управления.
Анализ существующих теоретических
и практических подходов к оценке
эффективности управления в рамках
фирмы позволяет выделить следующие
направления анализа различных
сторон эффективности как слагаемых
общей эффективности
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1 Структура организации и разделение труда
Структура организации является
существенным фактором качества управления,
который необходимо принимать во
внимание, так как правильно подобранная
и четко функционирующая
Организационную структуру
любой коммерческой фирмы или
органов с любым видом
При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности управления.
Структура организации отражает
сложившееся в организации
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации [17, с. 46-48].
Интеграция - это возможность скоординированных действий множества людей.
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Таким образом, можно сказать, что процесс интеграции представляет собой процесс достижения единства усилий всех подсистем организации для реализации ее задач и целей.
Единство усилий повышает эффективность управления, не дает подразделениям организации возможности тянуть ее в разных направлениях, распылять ее силы и возможности и достичь общих целей организации.
Для того чтобы достаточно
эффективно интегрировать организацию,
руководство высшего звена
Закономерность процесса интеграции состоит в том, что чем интегрированнее фирма, тем она успешней.
Для интегрированных организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологию массового производства, подходят методы, связанные с разработкой и установлением правил и процедур, иерархическими структурами управления. Организации, действующие в более изменчивой окружающей среде и использующие разнообразные технологические процессы и технологии выпуска отдельных изделий, зачастую считают более правильным проводить интеграцию путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения межотдельских совещаний [14, с. 31].
Если интеграция подразумевает единство усилий и целей, то процесс дифференциации, наоборот, подразумевает распределение этих усилий и целей внутри организации между ее различными составляющими.
Дифференциация должна быть максимальной в рамках таких организаций, чья деятельность основана на творчестве (например, НИИ),
Закономерность процесса дифференциации заключается в том, что чем сложнее окружение организации, тем больше дифференциация.
Концентрация производства и укрупнение фирмы способствует дифференциации функций между различными уровнями системы управления.
Так, например, функции перспективного
планирования, технического перевооружения
целесообразно решать централизовано
на верхних уровнях системы
Дифференциация проблем решаемых централизовано и децентрализовано отражается на структуре аппарата управления. Так, дифференциация разработки плановых показателей в своё время привела к расширению экономических служб предприятия.
Непосредственное отношение к процессам интеграции и дифференциации имеет специализированное разделение труда.
Для того чтобы организация
могла добиться реализации своих
целей, задачи должны быть скоординированы
посредством вертикального
Руководитель верхнего уровня
управляет деятельностью
Горизонтальная дифференциация
отражает степень разделения труда
между отдельными единицами. Чем
больше в организации различных
сфер, требующих специализированных
знаний и умений, тем более горизонтально
сложной она является. Горизонтальная
специализация направлена на дифференциацию
функций и охватывает: определение
работы и определение взаимосвязи
между различными видами работ, которые
могут выполняться одним или
многими разными лицами. Горизонтальное
разделение труда заключается в
том, что руководитель высшего уровня
имеет прямой контроль над тремя
руководителями: руководитель среднего
уровня (производства), руководитель среднего
уровня (бухгалтерский учет) и руководитель
среднего уровня (маркетинг). В свою
очередь, РСУ (руководители среднего уровня)
имеют прямой контроль над соответствующими
РНУ (руководители низшего уровня), а те
- непосредственно над определенным числом
исполнителей. Это можно рассматривать
как функционализацию (разнообразие заданий,
которые должны быть выполнены, чтобы
достичь целей организации), в результате
которой образуются те или иные специализированные
подразделения. Схема горизонтального
разделения труда представлена в приложении
В.
2.2 Ресурсы и технология
Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, их количество и качество являются значительным фактором качества управления. На возможности успешной деятельности фирмы оказывают влияние как материальные, так и духовные ресурсы. Последние имеют очень большое значение в предприятиях сферы обслуживания. При планировании или проведении необходимых мероприятий всегда следует определить наличие ресурсов, без которых нельзя их осуществление невозможно. После определения ресурсов необходимо сравнить имеющиеся ресурсы с теми, которые нужны для воплощения планов в жизнь. Это даст реалистическую картину о возможностях. Задача руководства организации - обеспечить возможность осуществления планов, а вместе с этим и непрерывность деятельности организации на ближнюю и дальнюю перспективу путем развития имеющихся и создания новых ресурсов.
Информация о работе Методологические факторы эффективности управления