Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:54, курсовая работа
Время, в которое мы живем, эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во много противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека превращение его из "винтика" всамостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Введение…………………………..………………………………………………3
Понятие менеджмента………………………………………………….5
Понятие социального менеджмента……………………………6
1.2Понятие социального менеджмента в управлении……………...12
Сущность социального управления…………………………………15
2.1 Термин “организация” в теории управления………………….15
2.2 Инструменты практического управления………………………17
2.3 Понятие «Культура управления»……………………………….19
2.4 Основа мотивации трудового поведения………………………20
2.5 Основные качества управленцев………………………………..22
2.6 Специальные инструменты менеджмента в социальной работе 26
2.7 Современный взгляд на управление организацией……………30
3. Заключение…………………………………………………………....33
Список использованной литературы…………………………………...35
Таким образом, любой элемент, подсистема и система немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибут организационной формы, структуры, их функционирования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия «организация» называется атрибутивным.
Первая концепция этих методов была разработана в 1920-х годах видным специалистом в области научной организации труда П.М. Керженцевым.
Для этой концепции характерны следующие особенности: учет опыта использования организационных методов управления (в дальнейшем — оргметоды) в военной, государственной и партийной сферах; выделение оргметодов и оргприемов, применяемых партийными, военными и хозяйственными руководителями; рассмотрение методов, с помощью которых создается (формируется), управляется и дезорганизуется определенная система.
В состав оргметодов П.М. Керженцев включал: организационный план, инструктирование, формы инструктирования (директива, лозунг), постановление (декрет, инструкция, приказ); распределение сил; организацию заново и реорганизацию: ориентацию; переговоры;
методы дезорганизации; оргприемы в деятельности руководителей.
Последующее развитие практики управления вызвало необходимость разработки таких оргметодов, как регламентирование, нормирование, распорядительные (административные).
В современной практике менеджмента используются самые разнообразные оргметоды, которые можно объединить в определенные группы по направлению (назначению) использования.
Первая группа включает оргметоды, с помощью которых создается та или иная система (организация, учреждение, предприятие):
регламентирование (уставы, положения, должностные инструкции), нормирование (нормы времени, обслуживания, численности), ориентация, методы разработки (проектирования) оргструктур управления.
Вторая группа включает оргметоды, используемые в процессе управления созданной системой: распорядительные (административные), инструктирование.
Третья группа включает оргметоды, применяемые для улучшения, совершенствования системы: органализ, реорганизация, методы организационного развития.
Четвертая группа включает оргметоды, направленные на дезорганизацию систем, их расформирование, ликвидацию: методы дезорганизации, расформирования.
Эти группы оргметодов охватывают полный «цикл жизни» организуемых систем, начиная с создания и заканчивая ликвидацией (при необходимости).
Пятая
группа включает оргметоды, рассматриваемые
в разрезе основных элементов
организаторской деятельности руководителей
разных уровней управления: постановка
целей, задач (методы определения, формулирования
и отображения целей, задач); управленческие
решения (методы подготовки и принятия
решений); функции (методы распределения,
перераспределения и закрепления целей,
задач, обязанностей, прав и ответственности),
кадровое обеспечение (методы оценки персонала
при подборе и расстановке); ресурсное
обеспечение (методы определения и распределения
ресурсов); распорядительно-
Выявление
оргметодов позволяет типизировать
стиль оргдеятельности
Понятие «Культура управления» — это уровень практических достижений в общении между людьми, в подготовке кадров.
Виды культуры управления разнообразны — информационная, организационная, социальная, экономическая, социально-психологическая, правовая и техническая.
Информационная культура включает культуру работы с документами, сбора, обработки, хранения, выдачи и передачи информации, разработки форм документов, использования стандартных форм.
Организационная культура подразделяется на культуру организации рабочих мест работников (персонала); подготовки и проведения совещаний, заседаний, собраний; организации контроля, проверки, аудита; организации приема посетителей; разработки и использования регламентов, норм, нормативов, стандартов.
Социальная культура делится на культуру производственной среды в аппарате управления; содержания помещений; обслуживания рабочих мест работников; социальной защиты персонала (защиты тех, кто сам защищает других — инвалидов, престарелых, одиноких и т.д.).
Экономическая культура складывается из культуры предпринимательства, хозяйствования, экономического партнерства, финансового анализа.
Социально-
Правовая культура включает культуру использования руководителями и специалистами своих прав или «кусочка власти» в соответствии с существующим законодательством.
Техническая культура проявляется в использовании организационных и технических средств управления.
Понятие
«культура управления»
Наиболее распространенными оценочными методами конкретного вида и разновидности культуры управления являются: нормативный; сравнительный, сопоставительный (метод «полярных культур», сопоставление «у них — у нас»); отслеживание изменений по схеме «было — стало — должно быть»; конструктивно-критический метод («критикуй, но предлагай»); случайные оценки.
2.4 Основа мотивации трудового поведения
Такой основой считается мотивация труда, которая трудового поведения представляет собой одну из важнейших функций управления людьми. Внешние относительно «человека работающего» средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, «проходят через его сознание» и может побуждать или не побуждать его к деятельности, работе, труду. Внутренние побудители считаются мотивами. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению личных и/или групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию. В современной науке и практике управления чаще применяется понятие «мотивация», поскольку приходится учитывать индивидуальные и групповые (коллективные) потребности людей.
Первым предложил иерархическую модель мотивации американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). В соответствии с этой моделью высшие потребности могут направлять поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его более «низкие» потребности («Мотивация и личность», 1954 г.). Иерархия потребностей, по Маслоу, имеет следующий вид:
1)
физиологические потребности (
2) потребность в безопасности (защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира);
3)
потребности в любви и
4)
потребности в признании и
оценке (самоуважение, уважение со
стороны окружающих, признание своих
качеств, результатов,
5)
потребность в
Руководители
как ведущая сила в социальном
управлении вынуждены считаться
с индивидуальными
В научных исследованиях, в практической деятельности используется методология выявления не только индивидуальных мотивов, но и обобщенных (усредненных), для изучения мотивации трудового поведения руководителей той или иной конкретной системы социальной защиты, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников.
Для
кадров системы социальной защиты -
руководителей, специалистов, технических
и вспомогательных работников —
«требуемыми качествами»
Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношениях. Здесь приходится сталкиваться с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др. Следует учесть, что большинство работающих в системах соцзащиты — женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности, чем мужчины.
Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья работников стали использовать различные системы — индивидуальные, групповые, коллективные. К ним, например, относятся: психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным иенам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.
Компетентность как второе «требуемое качество» работников представляет собой:
1)
соответствие уровня и
2) наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач;
3)
умение работника действовать
практически, делать
Компетентность, как легко заметить, соединяет в себе «мои знания и умения» и «мою должность» с ее главными характеристиками — должностные задачи, обязанности, права и ответственность.
Требование профессионализма также является одним из важнейших в деятельности персонала управления систем социальной защиты. Профессионализм — это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие соответственно высокое качество труда и результатов. Напротив, непрофессионализм — это знание «в целом и общем» и плохая, с низкими результатами работа.
Компетентность
и профессионализм
Информация о работе Место Социального менеджмента в системе управления предприятием