Менеджмент в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

Японский метод управления отличается от используемых методов в большинстве стран Европы и Америки прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий – повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ КОРПОРАЦИИ
1.1 Основные методы делового управления в корпорациях Японии 5
1.2 Формирование деловой культуры в корпорациях Японии 8
1.3. Управление трудовыми ресурсами 15

ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: ОПЫТ ЯПОНИИ.
2.1. Поведение в организации 17
2.2. Система контроля 21
2.3. Корпоративная культура Японии 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Файлы: 1 файл

японские системы.docx

— 52.82 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ: 

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3 

    ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА  И ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ  КУЛЬТУРЫ КОРПОРАЦИИ

    1.1 Основные методы делового управления  в корпорациях Японии                 5

    1.2 Формирование деловой культуры  в корпорациях Японии                           8

    1.3. Управление трудовыми ресурсами                                                               15 

    ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ  КУЛЬТУРА: ОПЫТ ЯПОНИИ.

    2.1. Поведение в организации                                                                              17

    2.2. Система контроля                                                                                       21

    2.3. Корпоративная культура Японии                                                                  22 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  28

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                            30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Любая организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм. Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единую структурную составляющую рынка.1

    Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели, а формирование культуры предприятия – это эта психологическая обстановка, в которой работают люди и от ее морального климата зависит эффективность этой работы.

    Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских  и американских. Это не значит, что  японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

    Актуальность  темы контрольной работы можно объяснить  тем, что в российских компаниях  нет определенной тенденции развития и практически отсутствует корпоративная  культура. Поэтому, на основании проделанной  работы и сопоставительного анализа  формирования корпоративной культуры в японских компаниях можно предложить собственный путь создания деловой  культуры российских компаний.

    Целью работы представляется рассмотрение национальных особенностей и менталитета жителей  Японии с последующим определением тенденций формирования корпоративных  культур.

    В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть основные методы управления в японских корпорациях;
  2. рассмотреть национальные особенности личности;
  3. изучить особенности направления деятельности компаний Японии, и как следствие понять формирование в них определенного морально-психологического климата.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА  И ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ  КУЛЬТУРЫ КОРПОРАЦИИ

     1.1 Основные методы  делового управления  в корпорациях  Японии 

Мы любим  людей и землю.

Лозунг  фирмы "Sanyo Electric" 

    Японский  метод управления отличается от используемых методов в большинстве стран Европы и Америки прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий – повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

    Японские  методы управления в корне отличны  от европейских и американских. В  бедной естественными ресурсами  стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы». По мнению японского специалиста  по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков  японского управления.

    По  мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков  японского управления.2

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма – явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
  4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота – получение точных данных о качестве.
  5. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
  6. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
  7. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

    Таким образом, японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения  между рабочими и управляющими.

    В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения  между рабочими и управляющими.

    Одной из отличительных особенностей японского  управления является управление трудовыми  ресурсами. Японские корпорации управляют  своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально  эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том  числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.

    Существуют  также особенности японской системы  управления качеством, отличающая ее от западной системы:

    • управление качеством на уровне фирмы  — участие всех звеньев в управлении качеством.

    • подготовка кадров и обучение методам  управления качеством.

    • деятельность кружков качества.

    • инспектирование деятельности по управлению качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

    • использование статистических методов.

    • общенациональные программы по контролю качества.

    Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса — настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер  должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и  сохранить любовь и преданность  своего персонала.

    В целом японская система управления опирается на коллективное решение  проблем и ставит приматом над  индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и  четкой обратной связью. 

    1.2 Формирование деловой  культуры в корпорациях  Японии 

    Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенного упадка экономики, который поставил перед  руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.

    В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, коллективизм, высокие  моральные качества рабочих и  служащих, стабильность занятости и  гармонизация отношений в корпорации между рабочими и управляющими.

    Руководители  японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных  ими теории и методов американского  управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный  опыт к новым условиям, но и извлечь  полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.

    В результате основные черты японской системы управления определяет ряд  концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и  процесс коллективного принятия решений.

    Японское  общество однородно и пронизано  духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность – как индивидуальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.3

    Вопрос  о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы  на них можно было опереться в  условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что  даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды: «Тот, кто является руководителем организации, должен, прежде всего, сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией».4

Информация о работе Менеджмент в Японии