Уровень
функционального
руководителя определяется иерархическим
уровнем линейного руководства, работу
подразделения которого он обеспечивает.
Рыночная
экономика
позволяет выделить в среде менеджеров
фигуры:
- предпринимателя;
- бизнесмена;
- коммерсанта.
Предприниматель
- основная фигура рыночных отношений,
инновационная деятельность которой связана
с постоянным материальным риском при
организации нового предприятия или разработкой
новой идеи, новой продукции или нового
вида услуг, предлагаемых обществу в условиях
неопределенности рынка.
Бизнесмен
- субъект рыночных отношений, деловая
активность которого связана с наличием
капитала (не только в денежной форме)
и направлена на решение задач, связанных
с осуществлением операций обмена товаров
и услуг между уже существующими рыночными
структурами при использовании сложившихся
в практике форм и методов свободной хозяйственной
деятельности.
Коммерсант
— самостоятельный экономический субъект
рыночных отношений, специализирующийся
на существующих в условиях рынка видах
посреднической деятельности, удовлетворяющей
потребности общества и конкретной личности.
Качества,
необходимые менеджеру
Основные
качества, необходимые
менеджеру:
- мировоззренческая
позиция:
- наличие выработанной
управленческой концепции;
- желание обеспечить
достижение хозяйственных и социальных
целей организации;
- умение позитивно
воздействовать на людей, воспитывая личным
примером;
- деловая компетенция:
- обладать
профессиональными знаниями в области
рыночной экономики;
- обладать
опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
- владеть современными
методами менеджмента;
- административный
талант:
- проявлять
предприимчивость в расширении сферы
деятельности;
- обладать
опытом административной работы;
- иметь высокий
уровень культуры профессионального общения;
- уметь осуществлять
корпоративную поддержку;
- личностные
качества:
- генетическая
предрасположенность к лидерству;
- обладать
чувством внутренней свободы и готовности
к риску;
- критически
оценивать свои достижения;
- уметь гармонизировать межличностные отношения;
Мировоззренческая
позиция - это социальное качество
личности, обладающей нравственными установками,
характерными для определенного вида
деятельности.
Деловая
компетенция - это качество личности,
обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных
отношений.
Административный
талант — это качество личности,
обладающей организаторскими способностями,
обеспечивающими реальную возможность
доводить начатое дело до конца.
Личностные
качества - это свойства личности, обеспечивающие
деловую и психологическую поддержку
социального окружения в процессе практической
деятельности.
Требования,
предъявляемые к
менеджеру
В соответствии
с этими уровнями к менеджерам
предъявляются различные требования.
Требования эти высоки для любого
уровня менеджеров. В общем, линейные
руководители среднего звена занимаются
решением поставленных задач, низшего
звена — устранением проблем,
связанных с достижением целей,
а высшего звена — постановкой
общих целей. Таким образом, хотя
и кажется, что ответственность
распределена равномерно, больше всего
ее лежит на руководителях высшего
порядка. Так уж заведено, что если
какое-то предприятие не удается, то
винят во всем руководителя, а если
фирма достигает успеха, то этот
успех принадлежит исключительно
сотрудникам данной организации.
Однако, можно
перечислить общие требования, предъявляющиеся
к менеджерам любого уровня. Итак, требования
можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
- - знание технологии
производственного процесса и его функционирования;
- - знание теории
менеджмента, основных законов и приемов;
- - знание общей
экономической теории;
- - знание теории
маркетинга;
- - а также
общая эрудиция по специальности;
- - знание науки
психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества:
- - умение быть
в форме;
- - выносливость
в состоянии неопределенности и стресса;
- - выдержка
в любой конфликтной ситуации;
- - коммуникативность;
- - умение слушать;
- - интуиция;
- - приспособляемость
к ситуации;
- - восприимчивость
критики, самокритичность;
- - уверенность
в себе;
- - авторитетность;
- - стремление
к успеху и готовность работать для этого;
- - возраст
и внешние данные;
- - сила воли;
3. Личные способности:
- - умение убеждать,
пробивать свои идеи (харизма);
- - умение распределять
обязанности и давать четкие указания;
- - умение стимулировать
и мотивировать работников;
- - легкость
в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные
способности:
- - ум и рассудительность;
- - творческий
потенциал;
- - умение принять
нужное решение;
- - логическое,
структурное, системное мышление;
- - интуиция;
5. Рабочие приемы:
- - рациональность
и системность в работе;
- - умение максимально
концентрироваться;
- - умение принятия
решений и снятия проблем;
- - самоменеджмент;
- - умение выражать
свои мысли, вести переговоры;
6. Физические
возможности:
- - активность
и подвижность;
- - энергичность;
- - сила и здоровье.
Личность
руководителя, его опыт, деловые
и характерологические особенности
играют ведущую роль в управлении
организациями. Но требования и качества
личности руководителя нельзя рассматривать
отдельно от рода его деятельности.
Так, например, некоторые качества,
встречающиеся при анализе деятельности
руководителей производства, отсутствуют
в характеристиках руководителей
научных коллективов, и наоборот.
Кроме того, взаимные соответствия
личности руководителя и его деятельности
характеризуются определенной динамикой.
Вопрос о проявлении и формировании
качеств личности руководителя и
его деятельности должен рассматриваться
в непосредственной связи с тем,
что и сама деятельность руководителя
тоже существенно изменяется в результате
приобретения им новых качеств и
изменения существующих. Однако сказанное
не исключает возможности и необходимости
определить в самом общем виде
те требования, которым должен соответствовать
руководитель любого управленческого
ранга в различных социальных
организациях. Рассмотрим основные свойства
руководителя:
1). Социальная
направленность деятельности.
Руководитель
как официальное лицо должен хорошо
знать законодательные, нормативные
акты, которые регламентируют деятельность
социальных организаций. Он должен хорошо
понимать основные тенденции в развитии
современной политики, экономики, права
и других сфер жизни государства.
2). Высокая компетентность
в определенной профессиональной
деятельности в соответствии
с профилем руководимого коллектива
(политика, наука, производство, правоохранительная
система и др.), так как руководитель
не может вообще управляет людьми,
а управляет их деятельностью по решению
профессиональных задач. Однако в силу
своей работы, связанной с организацией
людей, руководитель должен владеть системой
знаний и в ряде смежных областей: современной
экономики, права, философии, педагогии,
психологии и др. Такие руководители умеют
общаться с людьми, соединяя слово и дело.
Они часто ставят цели деятельности, умеют
их обосновать, заставить людей верить
в необходимость их достижения.
3). Организаторские
способности.
Одно из основных
качеств руководителя - умение организовать
совместную работу людей. Однако совмещать
решения организационно-технических
задач с людьми не так просто.
Многим руководителям бывает легче
сделать что-либо самому, чем добиться
исполнения этого от других. Это
самый легкий, но самый бесперспективный
путь, поскольку самому всего не
сделать, и со временем руководитель
обнаруживает, что его подчиненные
отвыкли от самостоятельности, не могут
или уже не хотят самостоятельно
принимать решения. А между тем
в настоящее время одна из центральных
задач, которую приходится решать руководителям
в своих коллективах, - это создать
условия для проявления активности,
инициативы, творчества людей, развития
их активной мотивации.
В ряде исследований
показано, что организаторские способности
включают в себя следующие психологические
свойства личности:
- способность
отражать с достаточной полнотой
психологию управляемой группы
в ходе решения совместных
задач;
- практическая
направленность ума - овладение
знаниями и умениями в области
практической психологии, готовность
применять их в процессе решения
организаторских задач;
- психологический
такт - наличие чувства меры во
взаимоотношениях с людьми;
- наличие энергичности
- способность заряжать своей
энергией организуемых людей;
- требовательность
- способность предъявлять к людям
адекватные требования в зависимости
от особенностей ситуации;
- критичность
- способность обнаружить и выразить
значимые для данной деятельности
отклонения от условий, диктуемых
поставленной задачей;
- склонность
к организаторской деятельности
- потребность в ней.
4). Высокие моральные
качества: справедливость и объективность
в оценке сотрудников, гуманность,
чуткость, тактичность, честность.
Не только в плане своей
деловой компетенции, но и в
своих моральных качествах руководитель
должен быть образцом для подчиненных.
Ошибочно было бы ограничивать
общение с подчиненными только
служебными вопросами. Надо интересоваться
их личными проблемами, семьей, бытовыми
условиями, здоровьем, мнением
сотрудников по различным вопросам,
внимательно выслушивать их, даже
если их мнение кажется ошибочным.
Характер руководителя
проявляется в стиле руководства,
ибо он служит также эталоном поведения
для подчиненных. Поэтому так
важно учитывать свойства характера
при назначении человека на руководящую
должность. Работник производственных
коллективов считают, что трудно
и неприятно работать с руководителем,
если он не уравновешен, груб, несправедлив.
Это значительно снижает производительность
труда.
5). Эмоционально-волевые
черты характера: целеустремленность,
принципиальность, настойчивость, решительность,
дисциплинированность, увлеченность,
способность показать эти качества
своим подчиненным и вести
их за собой. Волевые качества
человека издавна считались основными
его умениями управлять. Сократ,
например, считал, что главное достоинство
руководителя – уметь повелевать
людьми, а главными врагами руководителя
являются чревоугодие, лень, страсть
к вину, слабость к женщинам. К
волевым качествам можно отнести
самокритичность, необходимую для
осознания своих слабостей, и
самоконтроль, необходимый для их
подавления. Важную роль в структуре
этих качеств занимает чувство
ответственности, которое руководитель
должен постоянно испытывать, за
моральное и физическое состояние
своих подчиненных, за результаты
деятельности руководимого им
коллектива.
6). Интеллектуальные
способности: наблюдательность, аналитичность
мышления, способность к прогнозированию
ситуаций и результатов деятельности,
оперативность и логичность памяти,
устойчивость и распределенность
внимания.
Руководитель
должен постоянно пополнять и
обновлять свои знания и уметь
творчески, оперативно использовать их
в часто изменяющихся, иногда экстремальных
ситуациях, характерных для его
не стандартной деятельности.