Менеджер и требования предъявляемые к нему

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.Термин менеджмент произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение.определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.75 Кб (Скачать)

Уровень функционального  руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Рыночная  экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:

  • предпринимателя;
  • бизнесмена;
  • коммерсанта.

Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.

Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.

Качества, необходимые менеджеру

Основные  качества, необходимые  менеджеру:

  • мировоззренческая позиция:
    • наличие выработанной управленческой концепции;
    • желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
    • умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
  • деловая компетенция:
    • обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
    • обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
    • владеть современными методами менеджмента;
  • административный талант:
    • проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
    • обладать опытом административной работы;
    • иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
    • уметь осуществлять корпоративную поддержку;
  • личностные качества:
    • генетическая предрасположенность к лидерству;
    • обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
    • критически оценивать свои достижения;
    • уметь гармонизировать межличностные отношения;

Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

Административный  талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

Личностные  качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

Требования, предъявляемые к  менеджеру

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего  звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой  общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность  распределена равномерно, больше всего  ее лежит на руководителях высшего  порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно  сотрудникам данной организации.

Однако, можно  перечислить общие требования, предъявляющиеся  к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

  • - знание технологии производственного процесса и его функционирования;
  • - знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
  • - знание общей экономической теории;
  • - знание теории маркетинга;
  • - а также общая эрудиция по специальности;
  • - знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

  • - умение быть в форме;
  • - выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
  • - выдержка в любой конфликтной ситуации;
  • - коммуникативность;
  • - умение слушать;
  • - интуиция;
  • - приспособляемость к ситуации;
  • - восприимчивость критики, самокритичность;
  • - уверенность в себе;
  • - авторитетность;
  • - стремление к успеху и готовность работать для этого;
  • - возраст и внешние данные;
  • - сила воли;

3. Личные способности:

  • - умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
  • - умение распределять обязанности и давать четкие указания;
  • - умение стимулировать и мотивировать работников;
  • - легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные  способности:

  • - ум и рассудительность;
  • - творческий потенциал;
  • - умение принять нужное решение;
  • - логическое, структурное, системное мышление;
  • - интуиция;

5. Рабочие приемы:

  • - рациональность и системность в работе;
  • - умение максимально концентрироваться;
  • - умение принятия решений и снятия проблем;
  • - самоменеджмент;
  • - умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические  возможности:

  • - активность и подвижность;
  • - энергичность;
  • - сила и здоровье.

    Личность  руководителя, его опыт, деловые  и характерологические особенности  играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать  отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют  в характеристиках руководителей  научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и  его деятельности должен рассматриваться  в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и  изменения существующих. Однако сказанное  не исключает возможности и необходимости  определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать  руководитель любого управленческого  ранга в различных социальных организациях. Рассмотрим основные свойства руководителя:

1). Социальная  направленность деятельности.

Руководитель  как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные  акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права  и других сфер жизни государства.

2). Высокая компетентность  в определенной профессиональной  деятельности в соответствии  с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная  система и др.), так как руководитель  не  может вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.

3). Организаторские  способности.

Одно из основных качеств руководителя - умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать  решения организационно-технических  задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче  сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это  самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные  отвыкли от самостоятельности, не могут  или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем  в настоящее время одна из центральных  задач, которую приходится решать руководителям  в своих коллективах, - это создать  условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности  включают в себя следующие психологические  свойства личности:

- способность  отражать с достаточной полнотой  психологию управляемой группы  в ходе решения совместных  задач;

- практическая  направленность ума - овладение  знаниями и умениями в области  практической психологии, готовность  применять их в процессе решения  организаторских задач;

- психологический  такт - наличие чувства меры во  взаимоотношениях с людьми;

- наличие энергичности - способность заряжать своей  энергией организуемых людей;

- требовательность - способность предъявлять к людям  адекватные требования в зависимости  от особенностей ситуации;

- критичность  - способность обнаружить и выразить  значимые для данной деятельности  отклонения от условий, диктуемых  поставленной задачей;

- склонность  к организаторской деятельности - потребность в ней.

4). Высокие моральные  качества: справедливость и объективность  в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность.  Не только в плане своей  деловой компетенции, но и в  своих моральных качествах руководитель  должен быть образцом для подчиненных.  Ошибочно было бы ограничивать  общение с подчиненными только  служебными вопросами. Надо интересоваться  их личными проблемами, семьей, бытовыми  условиями, здоровьем, мнением  сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже  если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения  для подчиненных. Поэтому так  важно учитывать свойства характера  при назначении человека на руководящую  должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5). Эмоционально-волевые  черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность,  дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества  своим подчиненным и вести  их за собой. Волевые качества  человека издавна считались основными  его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство  руководителя – уметь повелевать  людьми, а главными врагами руководителя  являются чревоугодие, лень, страсть  к вину, слабость к женщинам. К  волевым качествам можно отнести  самокритичность, необходимую для  осознания своих слабостей, и  самоконтроль, необходимый для их  подавления. Важную роль в структуре  этих качеств занимает чувство  ответственности, которое руководитель  должен постоянно испытывать, за  моральное и физическое состояние  своих подчиненных, за результаты  деятельности руководимого им  коллектива.

6). Интеллектуальные  способности: наблюдательность, аналитичность  мышления, способность к прогнозированию  ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность  внимания.

Руководитель  должен постоянно пополнять и  обновлять свои знания и уметь  творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных  ситуациях, характерных для его  не стандартной деятельности.

Информация о работе Менеджер и требования предъявляемые к нему