Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.Термин менеджмент произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение.определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
В реальной действительности управление опирается не на одну, а одновременно на различные формы власти, в том или ином соотношении.
Целью деятельности
менеджера является обеспечение
максимально эффективной
4. Имидж руководителя в современной организации.
В современном мире быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными.
Влияние ситуации и ее восприятие на выбор управленческого стиля представляется бесспорным, но почему для одних людей оказывается более предпочтительным авторитарный стиль, а для других – демократический – остается открытым.
И все таки, почему имидж руководителя играет такую роль в успехе фирмы? Почему имидж является таким важным социально – психологическим фактором?
4.1. Понятие, варианты и функции имиджа.
Имидж – собирательное
понятие. Это облик, то есть та форма
жизнепроявления человека, благодаря
которой “на люди” выставляются
сильнодействующие личностно-
Существует несколько вариантов имиджа:
- зеркальный - это имидж, свойственный представлению человека о самом себе;
- текущий - этот имидж характерен для взгляда со стороны;
- желаемый - этот вариант имиджа отражает то, к чему мы стремимся;
- корпоративный - вариант имиджа организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы;
- множественный - этот вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпоративной структуры;
- харизматический – это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера;
- закрытый – данный вариант имиджа интересен тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.
- мифологический – имидж, под которым будем понимать поведение лидера, те или иные сложившие в данном обществе мифы.
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека:
1. Внешний облик (манера одеваться);
2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);
3. Деловой этикет и протокол.
4. Этика делового общения.
1). Внешний облик.
Необходимо помнить,
что одежда отражает и подчеркивает
индивидуальность, характеризует делового
человека как личность. Внешний облик
делового человека – это первый
шаг к успеху, поскольку для
потенциального партнера костюм служит
кодом, свидетельствующим о степени
надежности, респектабельности и
успеха в делах. Вместе с тем не
нужно стараться подавлять
2). Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования:
1. Необходимо
обладать несколькими
2. В деловом
общении не следует допускать
какой-либо конфронтации, а тем
более конфликта. Однако по
принципиальным позициям, возможны
споры и расхождения. Главное,
чтобы противостояние не
3. Умело использовать
механизмы психологического
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным.
Симпатия –
это эмоциональная
Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного). Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между партнерами.
Уважение – это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.
Манеры делают
человека таким, что он становится признаваемым
людьми (партнерами). В манерах воссоздается
образ (имидж) человека, зрительно проявляются
те его качества, которые оцениваются
людьми (позитивно или отрицательно).
Манера общения есть не что иное,
как визуально доступная
В манерах общения
велика роль любезностей и комплиментов.
Однако их использование требует
известного такта и чувства меры;
при этом не допустимы лесть и,
тем более, подхалимаж. Комплимент удовлетворяет
важнейшую психологическую
Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные.
3). Деловой этикет и протокол.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный. Говоря об имидже делового человека, акцент ставится именно на деловой этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Но, не смотря на это, современный деловой человек должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального (светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.
4). Этика делового общения.
Формирование
у деловых людей
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам («сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель), «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник)) требует конкретизации:
В деловом общении «сверху – вниз», это правило можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».
Отношение руководителя
к подчиненному влияет на весь характер
делового общения, во многом определяет
его нравственно-
Приказ – чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба – используется
в том случае, если ситуация рядовая,
а отношение между
Вопрос – «Если смысл заняться этим?» или «Как мы должны это сделать?» - Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости.
«Доброволец» («Кто
хочет это сделать?») – подходит
для такой ситуации, когда работу
не хочет делать никто, но, тем не
менее, она должна быть сделана. В
этом случае доброволец надеется, что
его энтузиазм будет
В деловом общении «снизу-вверх» общее этическое правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Знать, как следует
обращаться и относиться к своему
руководителю, не менее важно, чем
то, какие нравственные требования
следует предъявлять к своим
подчиненным. Без этого трудно найти
«общий язык» и с начальником,
и с подчиненными. Используя те
или иные этические нормы, можно
привлечь руководителя на свою сторону,
сделать его своим союзником,
но можно и настроить его против
себя, сделать его своим
Общий этический принцип общения «по горизонтали» можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Существуют различные средства и способы повышения уровня этичности делового общения. К ним относятся:
- разработка этических нормативов на предприятии;
- создание комитетов и комиссий по этике;
- проведение социально-этических ревизий;
- обучение этическому поведению.
Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих привлекательного имиджа делового человека, которые помогут ему добиться больших успехов в сфере предпринимательства и в деловой карьере.
5. Типы менеджеров
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Уровни управления
Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).
Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.
Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.
Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).
Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.
Информация о работе Менеджер и требования предъявляемые к нему