Менеджер и требования предъявляемые к нему

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.Термин менеджмент произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение.определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.75 Кб (Скачать)

В реальной действительности управление опирается не на одну, а  одновременно на различные формы  власти, в том или ином соотношении.

Целью деятельности менеджера является обеспечение  максимально эффективной совместной деятельности людей.

4. Имидж руководителя  в современной  организации.

В современном  мире быстро приобретает и укрепляет  свой авторитет тот, кому удается  найти правильный стиль общения  с подчиненными.

Влияние ситуации и ее восприятие на выбор управленческого  стиля представляется бесспорным, но почему для одних людей оказывается  более предпочтительным авторитарный стиль, а для других – демократический  – остается открытым.

И все таки, почему имидж руководителя играет такую  роль в успехе фирмы? Почему имидж  является таким важным социально  – психологическим фактором? 

4.1. Понятие, варианты  и функции имиджа.

Имидж – собирательное  понятие. Это облик, то есть та форма  жизнепроявления человека, благодаря  которой “на люди” выставляются сильнодействующие личностно-деловые  характеристики. Среди них приоритетными  следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж  конкретной личности.

Существует несколько  вариантов имиджа:

- зеркальный - это имидж, свойственный представлению человека о самом себе;

- текущий - этот имидж характерен для взгляда со стороны;

- желаемый - этот вариант имиджа отражает то, к чему мы стремимся;

- корпоративный - вариант имиджа организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы;

- множественный - этот вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпоративной структуры;

- харизматический – это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера;

- закрытый – данный вариант имиджа интересен тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.

- мифологический – имидж, под которым будем понимать поведение лидера, те или иные сложившие в данном обществе мифы.

    Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором  выделяют ценностные характеристики и  черты, оказывающие определенное воздействие  на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о  нем окружающими. В связи с  этим, можно сформулировать следующие  основные компоненты имиджа делового человека:

1. Внешний облик (манера одеваться);

2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);

3. Деловой этикет  и протокол.

4. Этика делового  общения.

1). Внешний облик.

Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний облик  делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для  потенциального партнера костюм служит кодом, свидетельствующим о степени  надежности, респектабельности и  успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров  богатством своего облика: имитация богатства  считается весьма неэтичным явлением в бизнесе.

2). Тактика общения.

Для имиджа делового человека очень важна тактика  общения, к которой предъявляются  следующие требования:

1. Необходимо  обладать несколькими вариантами  поведения в однотипной ситуации  и уметь оперативно пользоваться  ими.

2. В деловом  общении не следует допускать  какой-либо конфронтации, а тем  более конфликта. Однако по  принципиальным позициям, возможны  споры и расхождения. Главное,  чтобы противостояние не переросло  в личную неприязнь.

3. Умело использовать  механизмы психологического воздействия:  привязанность, симпатия, доверие,  уважение и манеры.

Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным.

Симпатия –  это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются  симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а следовательно  и комфортность отношений, где нет  места конфликтам.

Доверие. Если привязанность  и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие  выступает как вера в конкретного  человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это  сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного). Надежность отношений решающим образом  зависит от баланса доверия, которое  сложилось между партнерами.

Уважение –  это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия  на уважение должна быть подкреплена  наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.

Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми (партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно проявляются  те его качества, которые оцениваются  людьми (позитивно или отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию.  Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал: «успех манер общения объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность».

В манерах общения  велика роль любезностей и комплиментов. Однако их использование требует  известного такта и чувства меры; при этом не допустимы лесть и, тем более, подхалимаж. Комплимент удовлетворяет  важнейшую психологическую потребность  человека в положительных эмоциях. Необходимо чувствовать своего партнера по общению и, умело сделанный  ему комплимент, поможет вам расположить  его к себе.

Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые  к тактике общения, вполне осмыслены  и при умелом их использовании  деловой человек всегда будет  достигать поставленных перед собой  целей. Однако необходимо помнить о  том, что эти требования нельзя рассматривать  изолированно друг от друга, отдавая  предпочтение одному, игнорируя остальные.

3). Деловой этикет  и протокол.

Взаимодействие  людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна  регулировалось и упорядочивалось  нормами и правилами этикета.

Этикет –  это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду). Этикет, как и  общение, можно условно разделить  на деловой и неофициальный. Говоря об имидже делового человека, акцент ставится именно на деловой этикет, который  регламентирует поведение людей, связанное  с выполнением ими служебных  обязанностей. Но, не смотря на это, современный  деловой человек должен знать  и следовать принципам, как делового, так и неофициального (светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.

4). Этика делового  общения.

Формирование  у деловых людей соответствующих  нравственных качеств и правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Как  говорил наш великий русский  писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно -  и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Этику делового общения можно определить, как  совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение  и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Особое внимание следует обратить на золотое правило  этики общения: «Относитесь к  другим так, как вы хотели бы, чтобы  относились к вам».

Это правило  применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его  видам («сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель), «по  горизонтали» (сотрудник – сотрудник)) требует конкретизации:

В деловом общении  «сверху – вниз», это правило можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический  климат. Именно на этом уровне формируется  в первую очередь нравственные эталоны  и образцы поведения, в том  числе и выбор форм распоряжения таких, как: приказ, просьба, вопрос  так называемый «доброволец».

Приказ –  чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также  в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба – используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем  и подчиненным основано на доверии  и доброжелательности.

Вопрос –  «Если смысл заняться этим?» или  «Как мы должны это сделать?» - Лучше  применять в тех случаях, когда  вы хотите вызвать обсуждение, как  лучше сделать работу или подтолкнуть  сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном  случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости.

«Доброволец» («Кто хочет это сделать?») – подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В  этом случае доброволец надеется, что  его энтузиазм будет соответствующем  образом оценен в дальнейшей работе.

В деловом общении  «снизу-вверх» общее этическое правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует  обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем  то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим  подчиненным. Без этого трудно найти  «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно  привлечь руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.

Общий этический  принцип общения «по горизонтали» можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Существуют различные  средства и способы повышения  уровня этичности делового общения. К ним относятся:

- разработка этических нормативов на предприятии;

- создание комитетов и комиссий по этике;

- проведение социально-этических ревизий;

- обучение этическому поведению.

Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового этикета, протокола  и этики являются одной из важных составляющих привлекательного имиджа делового человека, которые помогут  ему добиться больших успехов  в сфере предпринимательства  и в деловой карьере.

5. Типы менеджеров

Вертикальное  разделение труда в менеджменте  предполагает выделение трех иерархических  уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Уровни управления

Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Горизонтальное  деление труда в менеджменте  позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

Линейные  руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные  руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

Информация о работе Менеджер и требования предъявляемые к нему