Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа
На мой взгляд, эта тема является весьма актуальной в наши дни, так как в современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития. Многими экономистами, как в странах с переходной экономикой, так и в странах с развитыми рыночными системами, признается, что «цена вопроса» о создании механизмов корпоративного управления исключительно велика. В государствах где эффективно функционирует рыночная экономика плохая работа механизмов в корпорация ведет к снижению стоимости корпорации примерно на 1/33.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы корпоративного управления………….....5
Проблемы корпоративного управления………………………….........6
Механизмы корпоративного управления……………………………..8
Глава II. Анализ механизмов управления……………………………...…..11
2.1. Совет Директоров……………………………………………………...11
2.2. Вознаграждение менеджеров………………………………………....15
2.3. Концентрация собственности………………………………………...18
2.4. Акционеры-активисты………………………………………………...19
2.5. Враждебное поглощение……………………………………………...20
Глава III. Механизмы корпоративного управления на практике……...22
3.1. Российский опыт использования механизмов управления.………..…22
3.2. Использование механизма управления в компании АФК «Система».25
3.3. Рекомендации по механизмам управления…………………………....29
Заключение…………………………………………………………………......33
Список литературы………………………………………………………..…..35
В начале 2004 года в АФК «Система» был создан аппарат совета директоров, который возглавил опытный корпоративный секретарь, чьей основной задачей было создание системы корпоративного управления, соответствующей международным стандартам.
Отправной точкой для изменений стало принятие Кодекса корпоративного управления АФК «Система» и создание комитетов совета директоров: комитета по корпоративному поведению, комитета по аудиту, комитета по кадрам и вознаграждениям и комитета по связям с инвесторами, призванных развивать соответствующие разделы системы корпоративного управления АФК «Система».
Говоря о важных деталях процесса построения системы корпоративного управления в компании, необходимо также отметить включение в состав совета директоров иностранных независимых директоров, создание служб внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также налаживание сотрудничества с внешними аудиторами. Немаловажную роль играли и вопросы, касающиеся раскрытия информации и поддержания связей с инвесторами, поскольку информационная открытость и прозрачность всех процессов являлись ключевыми аспектами системы корпоративного управления АФК «Система».
Центральная роль, тем не менее, всегда оставалась у Совета директоров, который определяет стратегию развития АФК «Система» по всем основным направлениям, в том числе в области корпоративного управления.
Среди инструментов, нацеленных на повышение качества корпоративного управления в АФК «Система», необходимо отметить внедренную в 2009 году процедуру самооценки работы Совета директоров. Члены Совета заполняют анкеты, в которых выносят собственное суждение по основным аспектам деятельности совета директоров: состав и структура совета директоров, порядок и организация работы совета директоров, работа комитетов совета директоров, качество решений совета директоров в определенных областях. Таким образом, обеспечивается обратная связь для членов совета директоров и повышается эффективность его работы.
Начиная с 2009 года АФК «Система» начала переход от модели управления индустриального холдинга к модели управления инвестиционной компании. Этот переход дал старт новой волне обновления элементов корпоративного управления АФК «Система».
В 2010 г. Совет директоров одобрил обновленную стратегию развития Корпорации, заключающуюся, в первую очередь, в изменении философии инвестиционной деятельности компании с фокусом на доходности инвестиций и экспертизе в определенных отраслевых и функциональных областях, позволяющей повышать эффективность вложений и создавать дополнительную стоимость. Такое изменение стратегии достаточно сильно повлияло на содержательную часть функционирования элементов корпоративного управления АФК «Система».
Так, была изменена система мотивации сотрудников как самой АФК «Система», так и ее дочерних компаний, обновлены процедуры принятия инвестиционных решений. В 2011 году была преобразована организационная структура Корпорации — созданы две бизнес-единицы: «базовые активы» и «развивающиеся активы». Задачами руководителя бизнес-единицы стали, во-первых, контроль за выполнением показателей, во-вторых, поиск различных дополнительных возможностей, которые увеличили бы стоимость компании.
Роль Совета директоров АФК «Система» также изменилась. Поскольку общим управлением бизнесом портфельных компаний занимаются советы директоров портфельных компаний, Совет директоров АФК «Система» высвободил время для решения собственных стратегических и инвестиционных задач. В целом характер рассматриваемых вопросов стал более стратегическим, вопросы рассматриваются на макроуровне, а основной целью принимаемых решений является создание долгосрочных условий для развития Корпорации.
При реализации стандартов корпоративного управления в таком диверсифицированном холдинге, как АФК «Система», также важно было не допустить излишней бюрократизации. Наряду с внедрением строгих правил подотчетности и управления информацией необходимы были иные механизмы для отслеживания и оценки процессов в дочерних компаниях. В результате в 2007 году по инициативе комитета совета директоров по корпоративному поведению был впервые реализован проект по составлению внутреннего рейтинга корпоративного управления компаний АФК «Система».
Они создали механизм оценки практики корпоративного управления дочерних и зависимых компаний АФК «Система», включающий в себя, в том числе, требования к практике корпоративного управления, содержащиеся в методиках присвоения кредитных рейтингов Fitch и Moody’s sи методиках присвоения рейтинга корпоративного управления Standard and Poor’sи Национального рейтинга корпоративного управления «РИД – Эксперт РА».
Основные принципы корпоративного управления АФК «Система», включая управление портфельными компаниями, заключаются в создании стратегических возможностей, постановке четких акционерных целей по отношению к каждому активу, объективной оценке операционной эффективности компаний, а также в обеспечении качества системы корпоративного управления на уровне лучших мировых практик. Все это формирует основу для создания стоимости в отношении АФК «Система» и каждой портфельной компании.
3.3. Рекомендации по механизмам управления.
В данной работе был проведен анализ влияния механизмов управления на организацию и с помощью, каких именно «рычагов управления» можно избежать конфликтов интересов.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы применительно к российской практике:
Проблема конфликтов интересов, возникающих между акционерами и органами или лицами, входящими в органы управления общества, являются одной из наиболее актуальных по причинам отсутствия независимости совета директоров от крупного акционера, отсутствия эффективных правовых механизмов, закрепляющих обязанность согласования интересов различных групп заинтересованных лиц.
Основное возникающее противоречие конфликта интересов менеджеров и акционеров сводится к стремлению акционеров к максимизации акций или получению значительных дивидендов, а менеджеров к увеличению расходов на выплату вознаграждений, а также увеличению своего влияния на бизнес. При этом менеджеры в силу своего служебного положения обладают конфиденциальной информацией и осведомлены значительно лучше акционеров о положении дел. В такой ситуации менеджеры остаются недосягаемыми для реального контроля со стороны акционеров. В такой ситуации основную роль в обеспечении контроля как раз таки призван совет директоров.
Основной задачей органов общества в процессе урегулирования корпоративного конфликта является поиск такого решения, которое, являясь законным и обоснованным, отвечало бы интересам общества.
Эффективность корпоративного управления как способа осуществления корпоративного контроля обеспечивается следующими факторами.
Поэтому для эффективной работы корпорации необходимо использовать который, при формировании управленческих решений на будущий период позволяет учитывать не только текущее состоянии организации, но и ее предшествующие.
Заключение.
На основе всего вышеизложенного можно отметить, что развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею поставило проблему - как обеспечить контроль со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное ее использование в интересах собственников. Организационная модель, которая призвана решить эту проблему, защитить интересы инвесторов, согласовать интересы различных заинтересованных групп, и получила название системы корпоративного управления. В зависимости от особенностей развития, эта модель приняла неодинаковые формы в различных странах. Функционирование этой системы опирается как на законодательные нормы, утвержденные государством, так и на правила, стандарты и образцы, формируемые в результате формальных и неформальных соглашений всех заинтересованных групп.
Вышеуказанные уровни корпоративного управления и его институциональная основа призваны обеспечить реализацию таких основных принципов корпоративного управления как прозрачность деятельности компании и системы ее управления, контроль над деятельностью менеджмента со стороны акционеров, соблюдение прав миноритарных акционеров, участие независимых лиц (директоров) в управлении компанией.
Необходимо особо отметить ту исключительно важную роль, которую играют в странах с развитыми рынками негосударственные институты. Их деятельность формирует и развивает культуру корпоративного управления, которая цементирует общий каркас системы корпоративного управления, созданный правом. Многочисленные объединения по защите прав акционеров, центры и институты, занимающиеся независимым анализом деятельности менеджеров, подготовкой независимых директоров выявляют проблемы корпоративных отношений (которые часто имеют весьма неочевидный характер), и в процессе их публичного обсуждения вырабатывают такие пути их решения, которые затем становятся общепринятой нормой, часто независимо от того – получают ли они закрепление в праве или нет.
Механизмы корпоративного управления функционируют на основе и в рамках определенных правил, норм и стандартов, выработанных государственными регулирующими органами, судебными органами,
самими деловыми кругами. Совокупность этих правил, норм и стандартов составляет институциональную основу корпоративного управления. Можно выделить следующие ее основные элементы:
- Нормы и
правила статусного права (
ценных бумагах, законы о защите прав акционеров, инвестиционное
законодательство, законодательство о несостоятельности, налоговое
законодательство, судебная практика и процедуры)
- Соглашения о добровольно принятых стандартах корпоративного
управления/поведения и внутренние нормы, регулирующие порядок его
осуществления на уровне компаний (требования к листингу корпоративных
ценных бумаг, кодексы и рекомендации по корпоративному управлению).
- Общепринятая практика и культура ведения бизнеса.
Список литературы.
1 По данным анализа экономики развитых стран, американского специалиста в области корпоративного управления М. Дженсен.
1 Марек Хессель. Совет директоров корпорации: контроль через представительство. – Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные рабочие акционерных обществ. Москва. Джон Уайли энд Санз. 1996
Информация о работе Механизмы управления в Корпоративном управлении