Материнская компания как организационно-экономический центр и её основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Оглавление

1. Введение.
2. Понятие и сущность холдинговых структур.
II.1. Теоретические основы холдинговых структур.
II.1.1. Понятие холдинга и холдинговых отношений.
II.1.2. Создание холдинга.
II.1.3. Ликвидация холдинга.
II.1.4. Договор о создании холдинга.
II.1.5. Государственная регистрация холдингов.
II.1.6. Порядок государственной регистрации холдинга.
II.1.7. Государственный реестр холдингов.
II.1.8. Управление в холдинге.
II.1.9. Консолидированные учёт и отчётность холдинга.
II.1.10. Ответственность участников холдинга.
II.2. Финансовая политика РФ и холдинговые структуры.
3. Регулирование деятельности холдингов в России.
III.1. Государственное управление холдингами.
III.2. Организация государственного контроля за деятельностью холдингов.
IV. Отечественный опыт деятельности холдингов, основные проблемы.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

ОснМенедж.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

    При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов холдингов  следует учитывать, что действующее  в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников холдингов. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.

    Также трудно себе представить ситуацию, когда все участники холдинга являются государственными предприятиями, а именно в этом случае действует норма о том, что решение о формировании холдингов должно принимать Правительство Российской Федерации. По мнению заинтересованных министерств и ведомств, Правительство Российской Федерации на стадии формирования холдингов должно принимать соответствующие решения в случаях если:

    основную  часть научно-производственного  потенциала группы составляют предприятия  федеральной собственности;

    группа  имеет транснациональный характер и ее функционирование может затрагивать внешнеэкономические и политические интересы государства.

    В остальных случаях (вхождение в  состав холдингов отдельных государственных  предприятий или акционерных  обществ с той или иной долей  государственной собственности) достаточным может быть согласование вхождения в холдинг соответствующего органа государственного управления.

    Государственные гарантии должны представляться на основе экспертизы проектов холдингов под  их реализацию или по ценным бумагам, эмитируемым группами.

    Следует отметить, что большую помощь по формированию холдингов оказывает  научно-аналитическая и информационная работа, проводимая соответствующими министерствами и ведомствами. Так, в 1996-99 гг. был подготовлен ряд  научно-аналитических материалов, касающихся деятельности холдингов16. Прежде всего, эти разработки были направлены на решение методических вопросов создания холдингов. К основным из них относятся следующие:

    концепция участия банковских структур в холдингах;

    концепция и порядок передачи в доверительное управление холдингов временно закрепленных за государством пакетов акций;

    концепция и порядок предоставления холдингам  государственных гарантий для привлечения  инвестиционных ресурсов;

    проект  договора о партнерстве и взаимной ответственности между холдингами и Правительством;

    методические  рекомендации по экономическому анализу  деятельности холдингов и ее участников;

    методические  рекомендации по разработке проектов холдингов;

    рекомендации  по расширению участия финансово-кредитных учреждений в деятельности холдингов;

    методические  рекомендации по разработке и оценке инвестиционных программ и бизнес-планов холдингов;

    система аналитических показателей оценки и анализа деятельности холдингов.

    Госкомпромом  России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. №707 разрабатывается автоматизированный банк данных (АБД) финансово-промышленных групп и холдингов Российской Федерации.

    Создание  АБД отвечает требованиям Положения  о порядке ведения Реестра холдингов РФ и предусматривает получение сведений о созданных, реорганизованных или ликвидированных холдингов, имеющих юридический адрес на территории Российской Федерации.

III.2. Организация государственного контроля за деятельностью холдингов.

 

    Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высокоинтегрированными структурами.

    Основой такого контроля должен стать гибкий подход к введению ограничений на создание финансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных  и инвестиционных учреждений.

    Основными принципами такого подхода являются:

    а) согласовательный, а не однозначно запретительный характер ограничений;

    б) возможность формирования холдингов  путем покупки акций участников или приобретения их в траст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместного предприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг, стратегический альянс, консорциум, концерн и т. д.);

    в) учет интернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений на деятельность холдингов;

    г) введение особого порядка наложения  ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;

    д) минимизация ограничений, налагаемых на формируемые имущественные отношения среди участников группы.

    В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности холдингов  должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций  в случае нарушения установленных  правил.

    Для осуществления эффективного контроля за выполнением условий формирования и деятельности холдингов необходимо создание механизма, охватывающего  все этапы этого процесса. Основными  элементами этого механизма должны стать:

    1. Анализ документов, представляемых на регистрацию холдингов.

    2. Ведение реестра зарегистрированных  холдингов.

    3. Осуществление особого порядка  статистической отчетности холдингов.

    4. Проведение регулярных экспертных (аудиторских) проверок деятельности  холдингов.

    5. Введение в состав органов управления группы представителей федеральной и региональной администрации.

    Желательно  строить структуру холдингов  таким образом, чтобы в ней  сочетались вертикальные и горизонтальные кооперационные связи. В структуре  управления группой важно предусмотреть участие представителя государства в управляющих органах группы. Перспективы развития организационной структуры холдингов должны быть связаны прежде всего с выделением в качестве самостоятельных участников конверсированных объектов, а также с укреплением имущественных отношений между участниками17.

    Основой реализации инвестиционной программы  должно стать сочетание в ней  проектов с разным временем реализации. Необходимо наличие быстроокупаемых  высокорентабельных проектов, прибыль  от которых могла бы реинвестироваться в долгосрочные проекты. Каждый проект программы должен быть снабжен бизнес-планом, соответствующим международным стандартам. Наиболее реальным путем привлечения средств частных инвесторов в долгосрочные капиталоемкие проекты характерные для оборонного комплекса, является их преобразование в цепочку взаимосвязанных этапов, характеризующихся получением конечной продукции в том или ином виде.

    Программа реализации продукции холдингов  должна быть взаимосвязана с инвестиционной программой. Ее основными характеристиками можно считать:

    рост  объемов продукции, реализуемых  в результате выполнения инвестиционной программы;

    снижение  доли военной продукции в общем  объеме реализации;

    рост  доли наукоемкой высокотехнологичной  продукции в общем объеме гражданской продукции;

    увеличение  разнообразия выпускаемой продукции.

    Анализ  проекта холдингов и учредительных  документов в случае учреждения нового юридического лица позволяет осуществить  первый этап контроля за деятельностью  холдингов. На этом этапе выявляется целесообразность и условия государственной регистрации и перечень необходимых льгот и ограничений, регулирующий деятельность группы. Кроме того, проект холдингов позволяет определить отправную точку функционирования участников группы для определения накопленного эффекта на последующих этапах контроля18.

    На  следующих этапах включаются остальные  из вышеперечисленных способов контроля. В порядок ведения Реестра  и предоставления статистической отчетности холдингов с участием оборонных  предприятий необходимо внести добавления в соответствии с особенностями этих предприятий, а именно:

    учитывать образование в составе холдингов  новых юридических лиц, выделившихся из состава оборонных предприятий  в связи с конверсией;

    отслеживать изменения в имущественных отношениях участников в результате приватизации, дополнительной эмиссии и перераспределении прав собственности;

    ввести  в состав статистических показателей  долю продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу предприятиями-участниками, долю государственной собственности в среднем по группе.

    Договорные  отношения государства с холдингов, рассмотренные выше, могут рассматриваться  как действенный инструмент контроля за деятельностью этих структур. Сам  механизм контроля заложен в этих документах и добровольно принят обеими сторонам. Следовательно, возникает возможность создать максимально устраивающую все стороны организацию мониторинга за деятельностыо обоих субъектов и включать те меры воздействия, которые соответствуют взаимным интересам. Результатом этого мониторинга должна стать периодическая оценка активности деятельности группы, в том числе и предоставленных государственных льгот.

    Кроме того, этот механизм позволяет осуществить  выборочный, нестандартный подход к  каждой отдельной группе. Договор  о партнерстве и взаимной ответственности, Договор о трасте – все эти документы позволяют контролировать и регулировать деятельность группы не только на законной основе, но и при обоюдном согласии. Каждый из партнеров заранее знает, какие условия он на себя принимает, как его действия будут отслеживаться, какую информацию он должен предоставить и на какие показатели ориентироваться. Это позволяет как государственным органам на основе совокупности договоров, так и отдельным субъектам договорных отношений с государством, планомерно строить свою деятельность с расчетом на долгосрочную перспективу.

    С точки зрения специфики остальных  механизмов контроля государства за такими группами, здесь речь должна идти об обязательном участии представителя  государства в аппарате управления холдингов с правом накладывать вето на управленческие решения, идущие вразрез с государственными интересами.

    Очевидно, что получение информации непосредственно  от заинтересованного субъекта может  привести к субъективной оценке ситуации и искажению истинного положения дел. В связи с этим, целесообразно было бы задействовать и периодические независимые аудиторские проверки деятельности субъекта государственного регулирования, и непосредственный контроль за деятельностью участников со стороны представителей государственной администрации в составе управляющих органов группы. На основании выявленных результатов могут вводиться следующие санкции на деятельность холдингов19:

    лишение статуса;

    прекращение действия введенных мер государственной  поддержки;

    лишение государственного заказа;

Информация о работе Материнская компания как организационно-экономический центр и её основные формы