Материнская компания как организационно-экономический центр и её основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Оглавление

1. Введение.
2. Понятие и сущность холдинговых структур.
II.1. Теоретические основы холдинговых структур.
II.1.1. Понятие холдинга и холдинговых отношений.
II.1.2. Создание холдинга.
II.1.3. Ликвидация холдинга.
II.1.4. Договор о создании холдинга.
II.1.5. Государственная регистрация холдингов.
II.1.6. Порядок государственной регистрации холдинга.
II.1.7. Государственный реестр холдингов.
II.1.8. Управление в холдинге.
II.1.9. Консолидированные учёт и отчётность холдинга.
II.1.10. Ответственность участников холдинга.
II.2. Финансовая политика РФ и холдинговые структуры.
3. Регулирование деятельности холдингов в России.
III.1. Государственное управление холдингами.
III.2. Организация государственного контроля за деятельностью холдингов.
IV. Отечественный опыт деятельности холдингов, основные проблемы.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

ОснМенедж.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

    Подготовка  действующих вариантов финансовой политики требует глубокой проработки самых разнообразных аспектов финансовой политики, мозговых штурмов и углубленного анализа.

    Важнейшим аспектом новой финансовой политики России, вероятно, станет стратегия  на создание вертикально интегрированных  компаний, способных обеспечить выживание, а в перспективе - и развитие промышленно-технологического потенциала страны.

    Современные планово-аналитические технологии (в частности, техника компьютерного  моделирования финансовых и товарных потоков) позволяет сформировать "общую  картину" функционирования как крупнейших финансово-промышленных групп, так всей финансовой политики России. На этой основе могут быть сформированы инструменты и система стратегического управления развитием промышленного комплекса РФ. Технология управления финансовыми потоками позволяет решать и другую важную задачу. Создаваемая (или реорганизуемая) структура может быть "проверена" в различных экономических режимах еще до практической реализации проекта. Полученные данные могут применяться для обоснования индикативных планов и контроля за их выполнением. Они могут использоваться и на переговорах с руководителями предприятий, проводимых в интересах финансовой политики России. Технология управления финансовыми и товарными потоками реализуется на базе небольших мобильных групп экспертов с минимальными затратами времени и средств. Таким образом, программа финансовой политики России может быть поставлена на эффективную планово-аналитическую основу12.

    Одно  из перспективных направлений финансовой политики - наведение порядка в  корпоративном секторе экономики. Здесь находится и важный резерв экономического роста. Опыт консультирования российских частных банков и предприятий часто свидетельствует об отсталости мышления, бюрократизации и организационной неразберихе на всех уровнях управления этих организаций. Аналогичная ситуация наблюдается и на бывших государственных предприятиях. Вертикально интегрированные нефтяные компании и крупнейшие банки также не являются исключением. В результате они (и вся экономика в целом) оказались крайне уязвимы к изменениям текущей хозяйственной конъюнктуры.

    Проведенные разработки и опыт практического консультирования крупных компаний и банков свидетельствует о том, что существует реальная возможность существенно повысить качество и оперативность решений в области формирования вертикально интегрированных структур, а в дальнейшем- наладить контроль за их деятельностью и выполнением согласованных программ. Это достигается на основе современных технологий управления финансовыми потоками. Особенность этих технологий заключается в том, что они позволяют воссоздать общую картину функционирования хозяйственного объекта. В ряде случаев это удается даже на основе неполных, неточных или искаженных данных.(Разумеется, качественная исходная информация всегда предпочтительнее).

    В рамках технологии управления финансовыми  потоками хозяйственный комплекс представляется в виде наглядной картины товарно-финансовых потоков, формирования и распределение прибылей и других процессов. При этом выделяются главные, определяющие потоки и параметры. Этого обычно достаточно для наблюдения за текущей хозяйственной ситуацией на фирме, анализа основных вариантов ее поведения. Такие схемы и модели максимально "разгружаются" от второстепенных деталей.

    Конкретно это выглядит следующим образом. На экране компьютера формируется организационная  схема создаваемого холдинга. На входы и выходы "подаются" финансовые и товарные потоки - объемы продаж, затрат, заработной платы и пр. Проектируемая структура обычно весьма близка к реальной конфигурации объекта. Она включает материнскую фирму дочерние предприятия, вспомогательные объекты и пр. Они связаны стрелками, указывающими направление товарных и финансовых потоков. В результате появляется возможность найти рациональную структуру холдинга путем перебора основных альтернативных вариантов. Возможно и моделирование агрегированных связей между предприятиями и их группами (отраслями) - подход, позволяющий выходить на общехозяйственный уровень, но не с макроэкономической, а с конкретно-хозяйственной точки зрения.

    В штабном офисе может поддерживаться компьютерная модель каждой крупной группы или холдинга. Такие модели весьма компактны - они умещаются на одной странице большого монитора (17"). Предлагаемый подход по эффективности значительно превосходит любую обычную аудиторскую, "бумажную" или традиционную компьютерную технологию. Громоздкие вычислительные центры не способны справиться с задачами данного класса. В то же время небольшие мобильные группы экспертов, "вооруженные" современными программными пакетами, способны решать весьма масштабные аналитические задачи.

    Рассматриваемый подход, основанный на аналитическом  контроле за деятельностью крупнейших хозяйственных субъектов, открывает  путь и к решению других ключевых задач структурно-инвестиционной политики: осуществлению бюджетно-налоговой  политики, политики цен и доходов, формированию отраслевых программ. Однако исходным пунктом структурно-инвестиционной политики является формирование долгосрочных стратегических и инвестиционных приоритетов. Цель данной стратегии - увеличение доли национальных компаний на внутренних и внешних рынках, максимальное освоение внутреннего платежеспособного потенциала, рост продаж, инвестиций и налоговых поступлений.

    Данный  подход встретит определенное понимание  у некоторых крупнейших финансово-промышленных групп, которые давно испытывают определенный дискомфорт, связанный с неразберихой и непредсказуемостью, усилением позиций иностранных конкурентов. Многие регионы аналогичную политику фактически уже осуществляют (Москва, Татария). Свидетельством этого является создание платежного пула крупнейшими российскими банками. Однако данная стратегия требует выработки общей логики средне- и долгосрочного планирования, совместного анализа хозяйственной ситуации, весьма тонких многосторонних переговоров. Для реализации этой программы необходима четкая картина функционирования крупнейших народно-хозяйственных объектов. Дело в том, что конкретные цели и договоренности должны выражаться в конкретных цифровых выкладках, схемах и планах.

    Такой подход может стать особой аналитической  базой национальной системы стратегического управления финансовой политикой. В конечном счете возможна (и желательна) организация взаимодействия с планово-аналитическими центрами крупнейших фирм России. Это приведет, по существу, к реализации дирижистского варианта общехозяйственного планирования и созданию достаточно эффективной системы стратегического управления народным хозяйством РФ.

    Стратегическое  управление может быть переложено на язык конкретных цифр. К примеру, "целевая  функция" финансовой политики может  выражаться в следующих параметрах - росте оборота, росте налоговых поступлений, увеличении доли национальных фирм на внутренних и внешних рынках. При этом на первых порах может быть выделена ограниченная группа компаний. Главное - добиться конкретных количественных и качественных результатов13.

    В рамках политики цен и доходов  необходимо стремиться к "разумному" соотношению затрат и доходов, созданию обстановки предсказуемости и стабильности. Ведь за последние годы одни отрасли  были буквально вытеснены другими. Ключ к политике цен и доходов  также заключается в формировании крупных централизованных хозяйственных объединений. Ведь добиться разумного "рационирования" цен и доходов можно лишь через крупные "квази-плановые" структуры типа вертикально интегрированных компаний и холдингов. Возможным механизмом может стать рекомендательное нормирование финансовых затрат (подкрепленное мерами структурной политики). Например, условием каких-либо централизованных инвестиций или льгот может являться выход на определенную структуру себестоимости. Все более актуальной становится задача "расшивки" платежных цепочек и платежных заторов. Объектом политики цен и доходов могут стать и консолидированные финансовые потоки, связывающие отрасли, предприятия и регионы.

    Таким образом, объектно-ориентированные  методы весьма перспективны и для решения более общих задач структурно-инвестиционной политики. Главное преимущество заключается в том, что они позволяют увидеть общую картину функционирования хозяйственных систем. В отличие от традиционных подходов (например, межотраслевых балансов) данные системы ориентированы на конкретные объекты различного масштаба (территориальные комплексы, отрасли, группы компаний или отдельные предприятия). Данная технология может быть положена в основу как концептуальной, так и конкретно-хозяйственной проработки всех основных аспектов финансовой политики России.

 

III.Регулирование деятельности холдингов в России.

III.1. Государственное управление холдингами.

 

    Специфика государственного управления функционированием  холдингов, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороны государства.

    Непосредственное  участие в управлении холдингом  зависит напрямую от доли государственной  собственности в консолидированном  капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.

    Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства  над холдингов:

    создание  холдингов из государственных предприятий  с участием в ней уполномоченного  банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;

    за  счет передачи в траст центральной (управляющей) компании холдингов имеющихся  у государства акций оборонных  предприятий, в том числе и  с правом последующего опциона;

    управление  временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника холдингов;

    участие государства в управлении группой  как обязательное требование к присвоению официального статуса холдингов14.

    Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций холдингов, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.

    Сочетание в рамках холдингов государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.

    Наиболее  серьезным упущением существующего  законодательства является практическая невозможность создать группу при  доле государственной собственности, превышающей 25% (создание холдингов из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций  с объективно высокой долей государственной собственности.

    Основной  формой государственного управления деятельностью холдинга может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и холдингом. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным холдингам в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.

    Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов  двух сторон на добровольной основе. Любые  льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон15.

    Многие  потенциально активные предложения  о создании холдингов на добровольной основе сегодня наталкиваются на имеющиеся ограничения по доле государственной собственности в консолидированном капитале группы. Жесткое ограничение по доле государственной собственности предприятий в случае их добровольного вхождения в холдинг имеет искусственный, а не экономически обоснованный, характер. Вполне достаточно иметь согласие соответствующих собственников (или собственника в лице государства – при вхождении в холдингов федерального предприятия) для принятия решений по составу участников групп. Аналогично, следовало бы отказаться от формальных ограничений по количеству участников и численности работающих в группах.

Информация о работе Материнская компания как организационно-экономический центр и её основные формы