Материнская компания как организационно-экономический центр и её основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Оглавление

1. Введение.
2. Понятие и сущность холдинговых структур.
II.1. Теоретические основы холдинговых структур.
II.1.1. Понятие холдинга и холдинговых отношений.
II.1.2. Создание холдинга.
II.1.3. Ликвидация холдинга.
II.1.4. Договор о создании холдинга.
II.1.5. Государственная регистрация холдингов.
II.1.6. Порядок государственной регистрации холдинга.
II.1.7. Государственный реестр холдингов.
II.1.8. Управление в холдинге.
II.1.9. Консолидированные учёт и отчётность холдинга.
II.1.10. Ответственность участников холдинга.
II.2. Финансовая политика РФ и холдинговые структуры.
3. Регулирование деятельности холдингов в России.
III.1. Государственное управление холдингами.
III.2. Организация государственного контроля за деятельностью холдингов.
IV. Отечественный опыт деятельности холдингов, основные проблемы.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

ОснМенедж.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 

    II.1.5. Государственная регистрация холдингов.

    Холдинги, приобретающие статус консолидированной  группы налогоплательщиков по федеральным  налогам и сборам, подлежат государственной  регистрации5.

    Государственная регистрация холдингов, приобретающих  статус консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банк данных - государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведения о государственной регистрации холдингов.

 

    II.1.6. Порядок государственной регистрации холдинга.

    1. Порядок государственной регистрации  холдинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

    2. Для осуществления государственной регистрации холдинга его головная компания представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:

 

     заявку на регистрацию  холдинга;

 

     договор (договоры), на основании которого возникли холдинговые  отношения (в случае возникновения холдинга в силу договора), или     (документы, подтверждающие преобладающее участие головной компании в уставном капитале других участников холдинга (в случае возникновения холдинга по данному основанию);

 

     нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

 

     справку из налогового органа об отсутствии задолженности  головной компании по налогам и сборам за предшествующий налоговый период.

    В результате рассмотрения документов уполномоченный государственный орган в месячный срок принимает одно из следующих решений:

 

     об отказе в  государственной регистрации холдинга;

 

     о государственной  регистрации холдинга.

    Не  допускается отказ в государственной  регистрации холдинга по мотивам нецелесообразности его создания.

    Государственная регистрация холдинга подтверждается выдачей головной компании свидетельства  установленного образца. Государственная  регистрация холдинга дает право  головной компании на обращение в  соответствующий налоговый орган для перевода всех участников холдинга на консолидированную налоговую обязанность.

    Отказ в государственной регистрации  холдинга может быть обжалован в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

    II.1.7. Государственный реестр холдингов.

    Уполномоченный  государственный орган ведет  единый банк данных - государственный  реестр холдингов. Государственный  реестр холдингов должен содержать  все необходимые сведения о государственной  регистрации холдингов.

 

    II.1.8. Управление в холдинге.

    Управление  в холдинге осуществляется головной компанией6. Управление в холдинге - осуществление головной компанией действий по управлению собственностью, контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих в холдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации действий.  
Головная компания имеет право на: проведение единой инвестиционной, технологической, производственно-хозяйственной, финансовой и научно-технической политики холдинга;

    утверждение планов перспективного производственного  и социального развития холдинга;

    определение основных технико-экономических показателей  производственной деятельности холдинга;

    определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;

    представление отчетности об итогах финансово-хозяйственной  деятельности холдинга в порядке, установленном  законодательством;  
утверждение форм отчетности, отражающих производственно-хозяйственную деятельность участников холдинга. Государство обеспечивает благоприятные условия для организации деятельности холдинга, в том числе для привлечения инвестиций.

 

    II.1.9. Консолидированные учёт и отчётность холдинга.

    1. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.

    Холдинг может быть признан консолидированной  группой налогоплательщиков по федеральным  налогам и сборам на основании  заявления головной компании в соответствующий  налоговый орган. Холдинги, возникающие  в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора7.

    Консолидация  налоговой обязанности по региональным налогам и сборам осуществляется для участников холдинга, имеющих  местонахождение на территории одного субъекта Российской Федерации.  
     Признание холдинга консолидированной группой налогоплательщиков, а также особенности налогообложения операций между участниками холдинга устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.  
Ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса холдинга осуществляется головной компанией по месту ее государственной регистрации. Ответственность за ведение консолидированных учета и отчетности перед государственными органами несет головная компания.

 

    II.1.10. Ответственность участников холдинга.

    Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании8.  
Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.

    В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.

    Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных  по ее вине участнику холдинга.

II.2. Финансовая политика РФ и холдинговые структуры.

 

    В сложных условиях, возникших в результате финансового кризиса в России, необходимость проведения эффективной финансовой политики предстает как одна из главных и неотложных задач. Она имеет и глобальный аспект: экономическая дестабилизация в стране приобретает угрожающий характер. Реального успеха финансовой политики можно добиться только при наличии политической воли, отлаженного аппарата управления, политико-идеологической и пропагандистской поддержки. Для реализации программы финансовой политики необходимы энергичные, акцентированные шаги и создание достаточно стройной системы органов управления. В последнее время на основе накопившегося за несколько лет опыта выдвигается положение о том, что ключевым элементом финансовой стратегии России должен стать курс на создание вертикально-интегрированных компаний - холдингов.

    Вместе  с тем, сторонники высказанной идеи полагают, что реализация национальной программы финансовой политики столкнется с противодействием влиятельных  внешних и внутренних кругов и  представителей интересов различных групп. Очевидно не все необходимые предпосылки успешной финансовой политики имеются на сегодняшний день. В связи с этим могут быть предложены различные тактические подходы. Предлагается выделение трех вариантов или трех этапов финансовой политики России - паллиативного, умеренно-радикального и радикального9.

    Паллиативный  вариант представляет собой исходную ступень реализации национальной программы  финансовой политики. На этом этапе  мероприятия  носят "ограниченный", предварительный характер. Все прежние попытки финансовой политики носили либо паллиативный, либо скрытый характер, когда управление хозяйственными процессами осуществлялось и неофициальными путями. Паллиативная политика не даст существенного общехозяйственного результата. Ее цель -"спасение" ключевых хозяйственных комплексов, систем и объектов, которые станут опорными пунктами дальнейших действий. На этом этапе могут быть сформированы команды управления, опробованы основные механизмы и инструменты финансовой политики. Этот этап может рассматриваться как подготовительный.

    Умеренно-радикальный  вариант финансовой политики предполагает глубоко эшелонированную систему  мероприятий в условиях определенной общеполитической поддержки. Он реализуется  в целом на фоне существующей макроэкономической парадигмы: финансовая стабилизация, открытость и конвертируемость рубля. Целесообразно усиление давления на "оффшорный" сектор экономики, возможны меры по усилению таможенной защиты. Последнее, однако, немедленно столкнется с противодействием западных стран.

    Главное отличие радикального варианта финансовой политики от умеренного заключается  в кардинальной смене макроэкономической парадигмы и означает переход  к ограничению конвертируемости, управляемой инфляции, "разделение" валютного курса. Данный сценарий - наиболее последовательный и эффективный, поскольку позволяет остановить отток и распыление инвестиционных капиталов, поставить под контроль основные финансовые потоки. Однако он столкнется с большим сопротивлением как в стране, так и за рубежом, вызовет трудноразрешимые проблемы бюрократического характера10.

    Разработка  программы финансовой политики может  проводиться по следующей схеме. В первую очередь необходимо проанализировать страновые и отраслевые модели финансовой политики.

    I. Типы моделей финансовой политики

    Модель  последовательного развития секторов промышленности (Япония, Южная Корея)

    Холдинговая модель создания производственных структур

    Модель  финансово-промышленного альянса  ФРГ 

    Модель  стратегического планирования в  корпоративном секторе США

    "Открытая" модель стран Латинской Америки 

    II. Типы организационных форм и  корпоративных структур

    Европейские холдинги, концерны и финансово-промышленные альянсы (Франция, Италия, ФРГ).

    Вертикально-интегрированные  компании и корпорации (США, Великобритания)

    Финансово-промышленные группы (Япония, Корея)

    Российская  модель финансовой политики должна разрабатываться  как с учетом зарубежного, так  и отечественного опыта. Здесь следует  отметить, что российская экономическая  система имеет свои собственные и весьма "инерционные" особенности. В этой связи целесообразно опираться на позитивные моменты собственного опыта реализации крупных инвестиционных и промышленно-технологических программ.

    Корпоративная стратегия требует новых ясных  идей и принципов.

    Гражданский кодекс РФ представляет достаточно возможностей для формирования эффективных корпоративных  структур. Трудность заключается  в другом: утрате управленческих идей и воли, навыков управления большими хозяйственными системами. Ведь корпоративный  мир требует своей идеологии, кадровой элиты, и легенды успеха ("success story"). "Техноструктура"- управленцы и инженеры крупных корпораций - давно стала одним из факторов стабильности гражданского общества.(Это понятие было введено Раймоном Ароном).

    Варианты финансовой политики могут быть подготовлены во "внутренней" и "внешней" редакции. Концептуальная часть может быть дополнена детальной программой, "доведенной" до конкретных территориальных и отраслевых комплексов. Возможна подготовка различных по стилистике обращений и текстов для внутренней и внешней аудитории, органов печати и публичных выступлений. Необходима апробация и обкатка концепции в различных кругах и группах. Предварительный зондаж показывает, что излагаемый подход к программе работ по разработке финансовой политики находит определенную поддержку среди некоторых влиятельных финансовых и политических группировок11.

Информация о работе Материнская компания как организационно-экономический центр и её основные формы