Маркетинг как специфическая функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Одним из значимых продуктов в потребительской корзине является молоко и молочная продукция. Молочная отрасль имеет немаловажное значение в обеспечении продовольственной безопасности населения. Потенциал развития отрасли достаточно высок как в целом по Республике Казахстан, так и в отдельно взятых Костанайской и Северо-Казахстанской областях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристикамаркетинговой деятельности.
1.1.Целимаркетинговой деятельности.
1.2.Содержаниемаркетинговой деятельности.
1.3. Макроэкономическая ситуация, государственное регулирование.
Современная концепция маркетинговой деятельности предприятий
Содержание и особенности маркетинга как специфической функции внутрифирменного управления
3.1 Господдержка в развитии отрасли
3.2. Структура потребителей молочных продуктов Современная концепция маркетинговой деятельности предприятий
Современная концепция маркетинговой деятельности предприятий
Управление маркетинговой деятельностью предприятия
Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием
Разработка маркетинговых программ и сбытовой политики предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Торшиной А.МТ-09-9-2.docx

— 190.35 Кб (Скачать)

В Северо-Казахстанской  области на 1  ноября 2008  года проживало

649568 человек,  в том числе 229981 в городах, 419587 – на селе.

Предпочтения  потребителей.

     С целью изучения конъюнктуры на рынке  молока специалистами АО «Казагромаркетинг»  проведён опрос среди потребителей областных центров и городов Астана и Алматы,  опрос проведен во всех областных центрах по состоянию на 1.08.08 г. При опросе применялся метод личного

интервью.

Целью исследования было выяснить: 

- какой  вид молока покупается населением  на рынке (спрос); 

- отечественное или импортное (по производителям);

- определить, молоко какого производителя покупается активней, т.е.

имеет большой спрос;

- определить  доли отдельных предприятий-производителей  на рынке

по уровню спроса на конкретную марку молока;

- найти  причину предпочтения определенного  вида молока

     Результаты  анкетирования.

Диаграмма №3.  приведены предпочитаемые виды молока в

республике. Наиболее предпочитаемым является пакетированное молоко с

длительным  сроком хранения (до 12  месяцев).  Данный вид молока

предпочитают 28% опрошенных, на втором месте разливное (домашнее) –

25,7%, 24%  респондентов выбирают пакетированное  молоко с малым

сроком  хранения (до 14  суток), 17,5% -  концентрированное  молоко,

оставшиеся 5% - сухое молоко.

Диаграмма № 3.  Предпочитаемые виды молока, %

     Молоко  пакетированное (срок хранения до 12 мес.)

При ответе на третий вопрос анкеты респондентам было предложено выбрать предпочитаемую марку пакетированного молока с длительным сроком хранения (до 12  месяцев).  Как варианты рассматривались марки отечественного и импортного молока. Оказалось, что наиболее покупаемой торговой маркой в республике является казахстанское молоко  «Айналайын» - 35,1%  опрошенных (рисунок 13).  На втором месте марки «Мумуня», «Любимое»  и «Алиша» (г.Алматы) -  его выбрали 16,9% респондентов по всей республике. В г. Петропавловске его предпочитают - 33%, в Костанае  - 36,6% опрошенных. На третьем месте по популярности также молоко отечественного производителя – «Мое», «Нестле» (г. Костанай),  его предпочитают 13,1%  населения.  Импортная продукция - «Веселый молочник», «Домик в деревне» (Кыргызстан),  особой популярностью не пользуется – 8% опрошенных и одно из последних мест в рейтинге популярности данного вида молока.  В таких городах как Кызылорда и Петропавловск ни один из респондентов не назвал молоко этого производителя. 

 

По результатам  анкетирования можно сделать  заключение,  что рынок молока в Казахстане представлен в основном продукцией отечественных производителей, имеющей преимущества в цене, качестве, ассортименте   и доступности для потребителей.  В результате предпочтения потребителей складываются соответственно – 85% потребителей выбирают отечественную продукцию,  остальные 15% покупают импортную продукцию.  Из них 9%  приходится на долю республики Кыргызстан, 5% -  предпочитают молоко Российскогопроизводства (Диграмма №5). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Современная концепция маркетинговой деятельности предприятий 

     Концепция «Совершенствования товара и производства».

     Концепция совершенствования производства основана на утверждении о том, что потребитель  отдаст предпочтение тем товарам, которые  широко распространены и доступны по цене. Следовательно, управление должно быть направленно на совершенствование  производства и повышение эффективности  распределения. Эта концепция –  одна из старейших, взятых на вооружение продавцами.

Концепция  совершенствования  производства актуальна  в двух случаях. Первый – когда  спрос на товар превышает предложение. Здесь руководство должно искать способы увеличения объемов производства. Второй случай – когда себестоимость  товара слишком высока и повышение  производительности помогает её снизить.

Другой  важный подход, который часто используют продавцы, – это концепция совершенствования  товара. Её суть в том, что потребитель  отдаст предпочтение товару, который  представляет высший уровень качества, максимальную производительность и  новые возможности.

 Ориентация  на товар обеспечивает постоянное  обновление технологий, потому что менеджеры убеждены, что именно технологическое превосходство лежит в основе успеха в бизнесе.

К сожалению, концепция улучшения товара оборачивается  порой “маркетинговой близорукостью”. Например, железнодорожные компании в свое время пострадали от заблуждения, что потребителю нужны поезда, а не средство передвижения, и не заметили возросшей конкуренции  со стороны самолетов, автобусов, грузовых и легковых автомобилей. Производство больших и лучших поездов не приведет к удовлетворению потребительского спроса на перевозки, но развитие нового вида перевозок и расширение предложения  помогу этого добиться.

     Концепция «Интенсификации коммерческих усилий».

     Многие  компании следуют концепции интенсификации коммерческих усилий. В её основе лежит  представление о том, что потребители  не будут покупать товар, производимый данной компанией, если не принять специальных  мер по продвижению товара на рынок  и широкомасштабной продаже. Чаще всего  эта концепция применяется в  отношении так называемых товаров  пассивного спроса – тех, о покупке  которых покупатель вряд ли задумывается (например, энциклопедия или страховка). В этой ситуации продающая сторона  должна точно определить круг потенциальных  покупателей и разъяснить им преимущества своего продукта.

Концепция интенсификации коммерческих усилий практикуется также в некоммерческой сфере. Политическая партия, например, энергично “продает”  избирателям своего кандидата как  профессионала, который лучше других справится с существующими проблемами. Кандидат работает в своем избирательном  округе от зари до зари – пожимает руки, целует детей, встречается с представителями  организаций, финансирующих избирательную  кампанию, и произносит убедительные речи. Огромные деньги расходуются  на теле, радио и почтовую рекламу и предвыборные плакаты. Недостатки кандидатов утаиваются от публики, потому что целью здесь, как и в любой продаже, является совершение сделки, а последующее удовлетворение или неудовлетворение общественности политиков не беспокоит.

Многие  компании прибегают к концепции  интенсификации коммерческих усилий в  периоды перепроизводства. Их цель – продать то, что у них есть, а не производить то, что требуется  на рынке. Естественно, маркетинг, основанный на стратегии агрессивной продажи, связан с большим риском.  

Концепция «чистого маркетинга». 

     Концепция маркетинга предполагает, что достижение компанией своих целей зависит  от определения нужд и запросов целевых  рынков, а также от более эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения потребителей. Как ни странно, но этот подход только недавно  стал использоваться в предпринимательской  практике.

Концепцию маркетинга часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий. Концепция интенсификации продажи  подставляет собой подход изнутри  наружу. Она отталкивается от интересов  производства, ориентируется на уже  имеющиеся товары и требует агрессивных  методов продажи в сочетании  с активным продвижением товара на рынок с целью заключения выгодных сделок.

      Сравнение концепций отображено на рисунке  №3.

Рис.3 Сравнение  концепций интенсификации коммерческих усилий и концепции маркетинга 

     
 

     
 
 

     

   

           Концепция маркетинга

 

     Деятельность  компании при этом сводится к завоеванию потребителя – к заключению единовременных, сиюминутных сделок; при этом продавец не  интересуется, кто и почему приобретает его товар. Концепция  маркетинга, напротив, использует подход снаружи вовнутрь. Она отталкивается  от четкого определения рынков сбыта, ориентируется на нужды потребителя, координирует все виды маркетинговой  деятельности, направленной на удовлетворение потребителя, и извлекает прибыль  из создания долговременных отношений  с потребителем. Концепция маркетинга позволяет компаниям производить  то, что требуется потребителю, сочетая  удовлетворение клиентов с получением прибыли.   

   Концепция социально-этичного маркетинга.

   Суть  концепции социально-этичного маркетинга можно выразить следующим образом: сначала кампания выявляет нужды, и  интересы целевых рынков, а затем  обеспечивает потребителям высшую потребительскую  ценность способами, которые поддерживают (или даже улучшают) благополучие клиента  и общества. Концепция социально-этичного маркетинга – самая передовая  из всех пяти.

   Авторы  концепции социально-этичного маркетинга спрашивают: можно ли считать концепцию  маркетинга удовлетворительной в эпоху  экологических проблем, истощения  природных ресурсов, быстрого роста  населения, глобальных экономических  проблем и низкого уровня развития социальных служб? Концепция социально-этичного маркетинга помогает ответить на вопрос: всегда ли фирма, которая выявляет и  удовлетворяет индивидуальные потребности  клиентов, делает все возможное для  потребителей и общества, если оценивать  её работу на протяжении десятилетий? Познакомившись с концепцией социально-этичного маркетинга, можно придти к выводу, что концепция маркетинга не в состоянии предусмотреть возможных конфликтов между сиюминутными потребностями и длительным благополучием клиента.

   Однако  постепенно кампании начали осознавать значение долговременного удовлетворения потребительских нужд и перешли, таким образом, к концепции маркетинга. Сегодня все больше кампаний при принятии маркетинговых решений задумывается об интересах общества.

   Концепция международного маркетинга.

   Маркетинг на международной арене является весьма сложным, поскольку охватывает не только сбыт, но и другие сферы  деятельности предприятия, в том  числе производство, НИОКР, снабжение, финансы и т.д. Кроме того, здесь  требуется глубокое понимание социально-экономических  и национально-культурных условий, сложившихся в той стране, где  предприятие будет каким-либо образом  осуществлять свою деятельность. Могут  иметь место различая в каналах распространения, методах транспортировки и хранения, законодательном и юридическом обеспечении, таможенных правилах. В каждой стране существуют национальные особенности в области средств рекламы, приемлемости тех или иных сюжетов с точки зрения культуры, религии, традиций и т.д., а также различия в системах определения затрат, свои квоты и валютный контроль. Важны также факторы научно-технического характера, к которым можно отнести уровень развития промышленной технологии, нововведения, модификацию товаров и услуг, квалификацию рабочей силы и т.п.

   Экономические, социальные и культурные особенности  различных стран диктуют необходимость  постоянно приспосабливать средства маркетинга к специфике того или  иного рынка (возможно, прямо противоположному привычному внутреннему рынку).

   Международный маркетинг функционально превышает  внутренний, поскольку предприятие  увеличивает ассортимент продуктов, если имеет возможность для экспорта и импорта. Следовательно, усложняются  цели и задачи маркетинга. Прежде всего необходимо удостовериться в целесообразности выхода на международный рынок, т.е. выяснить, какие перспективы могут открываться в будущем и какие угрозы могут возникнуть. Далее решаются задачи: какую продукцию может предложить предприятие (старую или новую, готовую или полуфабрикат), как выйти на рынок и определить покупателя, каковы могут быть результаты участия в международном бизнесе.

   Возникают вопросы и в области ценообразования. Часто в экономически менее развитых странах цена на продукт ниже, чем в развитых, и основная причина этого – различия в стоимости рабочей силы. Когда предприятие занимается поисками продукта для импорта или экспорта, уровень цен имеет существенное значение. Например, если оно экспортирует продукт из своей страны, где стоимость рабочей силы выше, чем в стране-получателе, то цена на него может быть выше, чем на производимый в этой стране. Следовательно, он должен иметь другие ценные характеристики, которые позволят легко реализовать его, несмотря на довольно высокую цену. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления