Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа
Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них. Для того чтобы достичь цели, нужно уметь вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи,
Введение…………………………………………………………3
1 Теоретические основы лидерства в организации………….4
Теория лидерских качеств………………………………6
Лидер и менеджер – в чём различие?............................6
Эффективный стиль лидерства………………………….9
Повседневный стиль лидерства………………..………12
Системный подход и роль лидера в организации…...19
Выявление лидеров в организации……………………23
Антилидеры……………………………………………..26
Системообразующие факторы в организации……….30
Типология кризисов в организации…………………..34
Функции лидерства……………………………………..38
Успешный опыт применения лидерства на практике..39
Заключение…………………………………………………….45
Список использованной литературы………………………..46
- изменения в коллективе
(конфликты, приход нового
- драматические перемены
в личной жизни (серьезные
На сегодняшний день мы выделили два типа антилидеров:
- антисоциальное поведение
представителей первого типа
определяется временным (или
- представители второго
типа также отличаются
Как правило, эти антилидеры полностью зависимы от мнения вышестоящих руководителей, но в то же время умело манипулируют ими в своих интересах. Сфера их «успешной деятельности» — наработка личных «связей», установление «нужных» контактов. В достижении личных целей проявляют недюжинные способности, настойчивость и целеустремленность. Общение в группе склонны индивидуализировать, выделяя «мишени» для воздействия.
Антилидеры эгоистичны: они понимают, знают и любят самих себя, но плохо ориентируются в системе ценностей других людей, поэтому во многом зависят от внешних объективных обстоятельств. В целом по отношению к коллективу их коммуникативная деятельность носит деструктивный характер, поскольку они заинтересованы в разрыве контактов между остальными членами коллектива.
Люди не всегда эффективно справляются с изменениями, даже если это изменения к лучшему, поэтому им необходима помощь. Не всегда специализированная (психолога или психотерапевта), но обязательно квалифицированная, которую на предприятии могут оказать специально подготовленные практики — наставники, коучи, менторы.
В частности, антилидерам первого типа нужно помогать планировать индивидуальную карьеру, давать им возможность совершать поступки, сопряженные с ответственностью, которые подтверждают их статус. Поскольку показатели параметра «удовлетворенность собой» снижены временно, эти люди хорошо поддаются влиянию (лучше оказывать его через постановку целей и создание новых возможностей для профессиональной самореализации). Повышению их самооценки будет способствовать участие в реальных (важных для развития предприятия) проектах и специально разработанных с учетом их потребностей программах повышения квалификации и развития.
Влиять на антилидеров
второго типа очень сложно, поскольку
здесь приходится иметь дело с
устоявшейся индивидуальной системой
ценностей и устойчивыми
В заключение кратко подведем итоги, почему предприятиям нужно осваивать технологии оценки лидеров:
Крайне нежелательно, чтобы
в коллективе работали нереализованные
лидеры. Не имея возможности «найти
себя» и получить заслуженное
признание в области
Наши исследования убедительно
свидетельствуют: нереализованный
лидер может представлять серьезную
опасность для предприятия. Большинство
сотрудников, которые «наводят»
на собственное предприятие
Настоящий лидер всегда будет
стремиться к успеху и признанию,
и только от предприятия зависит,
направит ли он свои способности во
благо или во зло организации.
Поэтому в деле выявления и
«воспитания» внутреннего лидера важны
оба фактора: эффективная система
диагностики и грамотный
3 СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Самыми важными для
оценки и характеристики любой организации
являются ответы на многочисленные вопросы,
начинающиеся со слова «зачем»,- зачем
нужна организация своим
Но независимо от того, чье
«зачем», чьи потребности и цели
первоначально выступили
Выше мы выделили четыре
основные функции, являющиеся системообразующими
для организации, четыре возможные
причины возникновения
1) для достижения целей группы лидеров, которые не могут быть ими достигнуты без помощи организации;
2) для удовлетворения
и достижения тех интересов
и целей рядовых членов
3) для производства некоего
продукта — товара или услуги,
— технология производства
4) для удовлетворения
некой потребности среды в
осуществлении какой-то
Даже если организация изначально возникла ради достижения целей неких лидеров, хозяев, она непременно должна позволять реализо-вывать свои цели персоналу с того момента, как он появляется. Ей приходится осваивать некую технологию, обеспечивающую определенный «выход» — продукт. Организация призвана выполнять некую необходимую среде функцию, иначе она просто не выживет: из нее будут уходить сотрудники, она разорится или будет уничтожена средой.
То же справедливо и для организаций, созданных ради удовлетворения неких потребностей, интересов персонала: обязательно возникнет некая иерархия, появятся лидеры, у которых выделятся свои особые цели, обязательно сложится некая технология и возникнет необходимость в поиске своего места, своей функции в среде.
В случае возникновения организации «от продукта» потребуются и все три других ответа на вопрос «зачем?». Все это можно отнести и к организациям, порожденным средой. Как только они возникнут, в них появятся лидеры, персонал и технология производства, придется находить ответы на вопросы,- зачем нужна эта организация лидерам, персоналу, зачем и кому нужен продукт, производимый ею? Сложности в этой системе возникают, как правило, при ответе на вопрос: «Какая организация нужна?».
Каждый из системообразующих факторов, каждый из ответов на вопрос «зачем?», каждая из целей, для реализации которой создается организация, предполагает автоматически целый набор требований, характеризующий то, какой именно должна быть организация для оптимальной эффективности. На этом уровне чаще всего и возникают противоречия. Теперь рассмотрим их в другой проекции, с другой точки зрения.
Организация создана группой владельцев-лидеров, бывших научных работников, с целью самим реализоваться творчески и обеспечить необходимый уровень жизни своим семьям В связи с этим создается рекламная фирма — бизнес, которым до этого никто из владельцев не занимался. То есть выбрано новое поле деятельности, которое кажется перспективным для проявления собственного творческого потенциала.
Лидеры командируют своего
представителя за рубеж для стажировки
и знакомства с принципами организации
рекламных фирм. Воодушевленный полученным
опытом, представитель сообщает, что
на Западе многие рекламные фирмы
работают по полному спектру, предлагая
не отдельные виды рекламных услуг,
а целостные, эксклюзивные рекламные
кампании. Благодаря этому каждая
из таких фирм имеет в своем
арсенале всех необходимых специалистов,
способных выполнить любые
По определению системы
и среды, организация, как и любая
другая система, проявляет себя во взаимодействии
со средой, выполняя свою системообразующую
функцию. Существуя в изменяющейся
среде, организация неизбежно
Таким образом, мы выделили четыре основных системообразующих функции, которые, являясь открытой социотехнической системой, в той или иной мере проявляет любая организация.
- реализация целей лидеров;
- реализация целей нанятого персонала;
- производство продукта;
- взаимодействие со средой.
На различных этапах жизненного цикла организации реализация каждой из этих системообразующих функций играет различную роль.
Так, при создании организации, самой важной из представленных системообразующих функций будет производство продукта. В первую очередь организация должна наладить выпуск продукта, обмениваясь которым со средой, она сможет покрывать собственные издержки. Ни цели лидеров, ни цели нанятого персонала, возможно, кроме цели обеспечения минимально комфортного существования, не будут играть на этом этапе существенной роли.
Если выпуск продукта налажен, но цели лидеров или нанятого персонала не выполняются в полном объеме, то организации приходится либо расширять выпуск продукта, либо прекратить свое существование. На этом этапе, как видно, цели людей имеют решающее значение.
Столкнувшись с необходимостью
увеличить выпуск продукта, организация
может обнаружить, что существующее
взаимодействие с объектами среды,
такими как налоговая инспекция,
таможня, банки, транспортные предприятия
и т.п. не позволяют сделать этого,
получив прибыль
Знание этих основных системообразующих функций помогает понять, из набора каких именно желаемых факторов состояния будет складываться установка организации. Очевидно, установку организации задают три набора факторов:
- набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются цели лидеров и цели персонала;
- набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются требования, вытекающие из процесса производства продукта;
Информация о работе Лидерство и его влияние на деятельность организации