Лидерство и его влияние на деятельность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них. Для того чтобы достичь цели, нужно уметь вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи,

Оглавление

Введение…………………………………………………………3
1 Теоретические основы лидерства в организации………….4
Теория лидерских качеств………………………………6
Лидер и менеджер – в чём различие?............................6
Эффективный стиль лидерства………………………….9
Повседневный стиль лидерства………………..………12
Системный подход и роль лидера в организации…...19
Выявление лидеров в организации……………………23
Антилидеры……………………………………………..26
Системообразующие факторы в организации……….30
Типология кризисов в организации…………………..34
Функции лидерства……………………………………..38
Успешный опыт применения лидерства на практике..39
Заключение…………………………………………………….45
Список использованной литературы………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.12 Кб (Скачать)

 

Воронежский институт высоких технологий – АНОО ВПО


 

 

Факультет  Управление персоналом

 

Направление подготовки 080400.62 Управление персоналом

(шифр, название)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Основы  теории управления»

 

на тему: Лидерство и его влияние на деятельность организации          

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил   УПз-112у, 1 курс, Стекольникова Елена Александровна                                                                          

 

Проверил   __________________________________________

                                 (ученая степень, звание, ФИО научного  руководителя) 

 

 

 

Дата защиты:

 «____»_____________201__г.

 

Оценка: __________________

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………3

1 Теоретические основы  лидерства в организации………….4

    1. Теория лидерских качеств………………………………6
    2. Лидер и менеджер – в чём различие?............................6
    3. Эффективный стиль лидерства………………………….9
    4. Повседневный стиль лидерства………………..………12
    5. Системный подход и роль лидера в организации…...19
  1. Выявление лидеров в организации……………………23
    1. Антилидеры……………………………………………..26
  2. Системообразующие факторы в организации……….30
    1. Типология кризисов в организации…………………..34
  3. Функции лидерства……………………………………..38
    1. Успешный опыт применения лидерства на практике..39

Заключение…………………………………………………….45

Список использованной литературы………………………..46

 

Введение

Управление, в широком  понимании этого термина, — непрерывный  процесс воздействия на объект управления  для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них. Для того чтобы достичь цели, нужно уметь  вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи,  нельзя забывать о том,  что определяющим здесь может  быть  именно человеческий фактор.  А чтобы люди шли за тобой нужно быть лидером.  Тема данной работы «Лидерство в организации» сама по себе очень актуальна, потому что  в  любой организации возникают такие  ситуации, в которых  просто необходимо присутствие лидера. Того человека, который  сможет повести людей за собой, правильно их промотивировать, привить интерес к делу, вдохновить, направить в нужном направлении.  Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Цель работы:  определить, кто такой лидер и выявить его роль  в организации. Для этого необходимо решить поставленные задачи:

1. Рассмотреть понятие, функции и механизмы лидерства

2. Определить задачи менеджера и лидера

3.  Разобрать стили лидерства.

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ 

 

Практика  показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди.

Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который  умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать  ее исполнение, не является лидером. Использование  имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений  и наказаний – это навык  «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности  в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие  на группы людей, побуждающие их к  достижению общей цели.

Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей цели.

Динамика  поведения отражает то, как рассматривается  лидер: в статике (анализ лидерских  качеств) или в динамике (анализ лидерского поведения). В первом случае считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действия лидера, а не наследованных им качеств.

Второе  измерение связано с уровнем  или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся  подходы, позволяющее к идее универсальности, на другом – ситуационность признается критической, решающей для эффективного лидерства.

Комбинация  двух переменных приводит, в конечном счете, к выделению четырех типов  подходов к изучению лидерства в организации.

Первый  тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств, необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

Второй  тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении.

Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства).

Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной целью. 

В указанных  подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. 

При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая  концепция лидерства включает ряд  факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени. Какого  рода лидерство мы получим при  этом, зависит от характера и сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составные части лидерства”.

 

1.1 Теория  Лидерских качеств.

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. 

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:

- Ум или интеллектуальные способности;

- Господство или преобладание над другими;

- Уверенность в себе;

- Активность и энергичность;

- Знание дела.

 

 

 1.2 Лидер и менеджер – в чём различие?

 

Из рассмотрения ролей менеджера и лидера сформулировано знаменитое правило: «Менеджер все делает правильно, а лидер делает правильные вещи» .

В таблице 1 приведены различия между задачами менеджера и лидера.

 

Таблица 1 – Менеджер и  Лидер

 

 
Менеджер

 
Лидер

 
Администратор

 
Инноватор

 
Поручает

 
Вдохновляет

 
Работает по целям других

 
Работает по своим целям

 
Основа действий — план

 
Основа действий — видение перспективы

 
Полагается на систему

 
Полагается на людей

 
Использует доводы

 
Использует эмоции

 
Контролирует

 
Доверяет

 
Поддерживает движение

 
Дает импульс движению

 
Профессионален

 
Энтузиаст

 
Принимает решения

 
Превращает решение в реальность


 

Различие между лидерами и менеджерами четко охарактеризовал  профессор Гарвардской школы  бизнеса Абрахам Залезник. Он утверждал, что лидеры терпимо относятся к хаосу, отсутствию структуры и готовы держать ответ в ситуации неопределенности. Менеджеры добиваются порядка и контроля, стремятся избавиться от проблемы еще до того, как поняли ее смысл. Лидеры характеризуются таким образом, что они, скорее, относятся к категории артистов, ученых и других творческих работников, чем  к категории менеджеров. Теперь противопоставление «менеджер или лидер» уже не кажется столь очевидным; по мере становления новой функции менеджмента — инновационной, менеджерам (причем не только занимающим высшие управленческие должности) требуются навыки лидерства. Лидер может повлиять на конечный результат достижения цели, продвижение отдельных личностей в группе их развитие. Однако вопрос о степени влияния лидеров в процессе изучения лидерства до настоящего времени носит спорный характер. Некоторые теоретики, исследователи предпочитают осторожно подходить к рассмотрению роли воздействия лидера в каждом отдельном случае. Исследования показывают, что степень влияния лидера на конечный результат невелика. Выдвигается ряд доводов для подтверждения слабого влияния лидера на результат и другие процессы.

 Во-первых, те, кто были избраны в качестве лидеров, имеют примерно одинаковые уровни квалификации и опыт. Схожесть лидеров обеспечивает основу для «самоизбрания» — лидеры избирают индивидов, которые по своим качествам и поведению будут похожи на них самих. Во-вторых, лидеры даже самого высокого уровня не могут осуществлять единый контроль и управление ресурсами.

 Основные решения требуют  одобрения, рассмотрения и корректировки  со стороны других лиц. В-третьих, многие факторы не могут быть проконтролированы или изменены самим лидером. Рынки труда, внешние факторы и политика обычно находятся вне сферы влияния лидера. Внешние факторы, как правило, не подлежат контролю и не зависят от прозорливости и влиятельности лидера в данной рабочей ситуации. Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в т.ч. право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Он, как правило, не стремится навечно сохранить существующую систему отношений, охотно откликается на нововведения, может и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства, т.к. лидер способен признать свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства авторитарного стиля, однако это не традиционная автократия, т.к. она основана на честном и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость в достижении групповой цели и поиск единомышленников, он — постоянный ученик и должен «высовываться» и выделяться.

 

1.3 Эффективный стиль лидерства

 

Эффективный лидер знает  и использует в зависимости от ситуации все формы власти. Кроме  того, очень важен стиль его  поведения с подчиненными. Стиль – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций управления. Существует три подхода к определению эффективного лидерства. Первый – подход с позиций личных качеств – предполагает, что лидер должен обладать определенным набором достаточно устойчивых качеств, в том числе врожденных. Разные исследователи выделяли разные группы лидерских качеств. Их можно объединить в пять групп: физиологические, психологические (эмоциональные), интеллектуальные, личностно-деловые и моральные.

Информация о работе Лидерство и его влияние на деятельность организации