Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа
В истории менеджмента было, в целом, три подхода к изучению лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Но ни один из этих подходов не дал целостности в изучении проблемы.
Тем не менее отсутствие четкого определения не мешает современным руководителям стремиться к лидерству. Пожалуй, то немногое, в чем исследователи сошлись во мнении, это то, что современный руководитель должен быть лидером. Причем лидером, за которым стоит команда, которая, в свою очередь, позволяет сделать бизнес более эффективным и успешным.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1 Теоритические основы лидерства в современных условиях………..3
1.1 Теории лидерства: виды, содержание……………………………………. 3
1.2 Мотивация и типы лидерства, особенности………………………………11
1.3 Лидеры нового поколения: их черты, проблема подготовки лидеров…………………………………………………………………………..20
1.4 Лидер и командообразование……………………………………………...29
Глава 2 Черты лидерства в современных российских условиях…………….34
2.1 Личное лидерство на примере Рустама Тарико…………………………..34
2.2 Руководство с ориентацией на персонал на примере завода «Молмаш».39
Заключение………………………………………………
Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «Беспрекословный лидер» - указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «не беспрекословный» - подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и потребностями членов группы.
В зависимости от направленности влияния (скорее – по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как конструктивное, деструктивное и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей организации. Второе (дисфункциональные) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Вопрос
о естественности и искусственности
лидерства, врожденности лидерских
качеств или возможности
выявление лидеров;
их развитие;
учет интересов группы;
неформальное лидерство;
устранение деструктивного лидерства.
Выявление
людей с прирожденными (или сформировавшимися)
лидерскими качествами и их привлечение
на руководящие посты вполне может
исходить как из тезиса, что лидерами
рождаются, так и из признания
возможности их целенаправленного
формирования. В первом случае речь
идет об обнаружении лидерских качеств
и их использовании в
1) непрерывное
самосовершенствование: читаю,
2) ориентация
на служение другим людям:
3) излучение
положительной энергии,
4) вера
в других: я защищаю другого
человека, вижу его ценность —
доброту и потенциальные
5) рациональное
распределение времени и
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события — восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность,
толерантность, признание
8) забота
о физическом здоровье, интеллектуальном
и духовном развитии: я слежу
за здоровьем с помощью
Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры:
1) выработка личной мотивированности;
2) развитие
индивидуальных
3) обеспечение
социальной компетентности
4) приобретение
навыков и умения быстро и
правильно оценивать ситуацию, знать
и учитывать особенности,
5) сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства;
6) устранение
деструктивного лидерства.
1.3 Лидеры
нового поколения: их черты, проблема подготовки
лидеров.
В последние несколько лет необходимость подготовки руководящих кадров нового поколения становится одной из основных проблем для многих компаний и их топ-менеджмета. Вплоть до середины 1990-х натиск глобализации заставлял компании и их руководство сосредотачивать основное внимание на стратегической диверсификации деятельности и сохранении уже имеющихся опытных кадров. При это о подготовке менеджеров «новой волны» не задумывались и полагались в этом вопросе на отделы кадров. Такое понятие, как «выращивание кадров», фактически отсутствовало в лексиконе топ-менеджеров компаний.
К середине
1990-х беспрецедентный прорыв в
области информационных технологий
и резкие демографические колебания
изменили картину, обнажив явную
нехватку как технических навыков,
так и лидерских качеств у
новых руководителей. В результате
топ-менеджмент многих компаний обнаружил,
что неспособность своевременно
найти руководителя с соответствующими
навыками негативно влияет на конкурентоспособность.
При этом контроль за сложившейся
ситуацией был фактически невозможен:
инерционность мышления и стратегически
неверно расставленные
Автор
статьи в результате изучения способов
формирования лидерских навыков
выделил два необходимых
Во-первых, искусство управления лучше всего изучать там, где оно будет применяться. Обучение новых лидеров внутри компании, а не на внешних тренингах, позволяет менеджерам видеть его реальную ценность и форму реализации, а кроме того, является мощным инструментом укрепления организационного потенциала компании.
Во-вторых, уроки лидерства воспринимаются лучше всего тогда, когда их дают люди, пользующиеся заслуженным авторитетом и уважением в компании. Иными словами, лидеры должны учиться у лидеров, что только способствует усвоению ими традиций компании, ценностей и принципов управления.
Эти критерии в совокупности находят свое отражение в методе рассказчика (story telling), который при кажущейся простоте позволяет достичь впечатляющих результатов и обеспечить обучающихся менеджеров необходимым опытом для успешного руководства компанией в будущем.
Надо однако заметить, что, как показывает опыт, метод рассказчика представляет собой не 10-минутное приветствие главы компании с призывом к участию в программе, а трудоемкий и долговременный процесс, эффективность которого, по мнению автора, зависит от соблюдения 5 принципов:
Конкретная направленность и связь со стратегическими задачами компании служит укреплению стратегического и организационного потенциалов. При этом необходимо увязать накопленный опыт с текущими задачами компании. Это не значит, что коуч (рассказчик) должен приводить примеры исключительно из жизни своей компании: тем великое множество, вплоть до воспоминаний лидера-рассказчика о ранних этапах своей карьеры.
Соответствие рассказа уровню участников. Руководителю занятия (рассказчику) следует строить рассказ вокруг опыта, который был им приобретен на той стадии карьеры, на которой находятся данный момент слушатели. Иными словами, менеджер обувного магазина в маленьком городке вряд ли извлечет для себя пользу из рассказа об успешной реструктуризации Wal-Mart. Рассказчик должен построить свое повествование так, чтобы участники видели себя в предлагаемой ситуации и решали текущие, насущные проблемы.
Авторитет рассказчика. Рассказчик, несмотря на свое высокое положение, должен быть не только достойным примером для подражания, но и располагать к себе, вызывать чувство уважения, быть своего рода «профессором» для «студентов». Только в этом случае рассказ будет восприниматься и приносить пользу.
Драматический элемент. Рассказ должен захватывать внимание участников. Для этого необходимо присутствие сложной ситуации, вызова, драматического элемента. В любом случае, драма строится на необходимости принимать сложные решения или делать трудный выбор, что как раз и требуется от руководителей современных организаций. Например, рассказ может повествовать о том, как рассказчик боролся за позицию, требования к которой были намного выше его возможностей на тот момент.
5. Высокая познавательная ценность. Рассказ должен стимулировать стремление к обучению, а последнее в свою очередь приводит к изменению в поведенческой культуре. Какие бы ни были требования к руководителю той или иной компании, метод рассказчика должен формировать у обучающихся понимание важности укрепления как стратегического, так и организационного потенциала компании.
Метод
рассказчика в программе
Метод
рассказчика может стать
Привлечь аппарат управления к активному участию. Этот шаг, очевидно, является наиболее важным для достижения эффективности обучения. Залогом успеха программы является только активное участие аппарата управления в «выращивании лидеров», а не пассивная поддержка одного или двух то менеджеров.
Выработать общие требования к качествам руководителя. Эффективность программы во многом зависит от единого подхода руководства к тому, как надо управлять компанией.