Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Формирование и развитие личности и деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые группами.
Человек нуждается в общении с себе подобными и получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначи¬тельны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей.
Взаимозависимость
действий членов группы
Низкая
|
Рисунок 8.3. Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе.
При анализе влияния оплаты труда на групповое поведение важно учитывать одновременно две совокупности факторов (рисунок 8.3):
- насколько взаимозависимы действия членов группы;
- насколько велика дифференциация в оплате.
Возможны четыре комбинации этих факторов:
Первый
и четвертый случаи порождают
много проблем во взаимоотношениях
между членами группы. Напротив,
второй и третий случаи могут способствовать
успешному функционированию группы
и развитию благоприятных отношений между
членами группы.
Коллектив, в котором наблюдается гармония
общих и индивидуальных мотивов, когда
групповые мотивы преобладают не в связи
с подавлением индивидуальных, а на основе
их ассимиляции - мы называем командой. Команда -
коллектив, где проблемы группы принимаются
и понимаются работниками как личные.
Менеджеры должны стремиться к созданию
команды. Для этого используются следующие
способы формирования группового сознания:
1.Вера в цель.
2.Доверие членов команды друг к другу.
3.Оптимальный стиль руководства.
4.Участие в управлении.
Взаимодействие
менеджера с неформальными
лидерами. Формальные отношения в трудовом
коллективе устанавливаются исходя из
функциональных обязанностей каждого
лица на основе должностных инструкций,
приказов и распоряжений руководства.
Неформальные отношения основаны на личных
контактах, знакомствах с работниками
других подразделений, общении во время
отдыха, симпатии и антипатии работников,
их интересах. Лидером неформальной группы
становится человек, способный выражать
и отстаивать интересы группы.
К существованию неформальных групп следует относиться как к должному:
-
руководитель должен знать о
существовании неформальных
-
учитывать мнение лидеров,
- наладить деловой контакт с лидером, в случае необходимости – компромисс;
-
в случае отказа от
- не допускать обособления неформальных групп;
-
поддерживать неформальную
Руководитель должен учитывать неформальные отношения и стараться использовать их в интересах дела.
При
этом необходимо учитывать факторы,
влияющие на эффективность
работы группы:
1) Размер. Теоретики управления посвятили
много времени определению идеального
размера группы. Авторы школы административного
управления считали, что формальная группа
должна быть сравнительно небольшой. По
мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная группа
должна состоять из 3-9 человек. Его мнение
склонен разделить Кит Дэвис, современный
теоретик, посвятивший много лет исследованию
групп. Он полагает, что предпочтительное
количество членов группы - 5 человек. Исследования
показывают, что фактически на собрания
в группу приходят от 5 до 8 человек. По
некоторым исследованиям можно заключить,
что группы, насчитывающие от 5 до 11 членов,
обычно принимают более точные решения,
чем те, которые выходят за пределы этой
численности. Исследования также показали,
что в группах из 5 человек ее члены обычно
испытывают большую удовлетворенность,
чем в группах большего или меньшего размера
. Объяснение этому, по-видимому, заключается
в том, что в группах из 2 или 3 человек ее
члены могут быть обеспокоены тем, что
их персональная ответственность за принимаемые
решения слишком очевидна. С другой стороны,
в группах, состоящих из более, чем 5 человек,
ее члены могут испытывать затруднение,
робость в высказывании своего мнения
перед другими. В общем, по мере увеличения
размера группы, общение между ее членами
усложняется, и становится более трудным
достижение согласия по вопросам, связанным
с деятельностью группы и выполнением
ее задач. Увеличение размера группы также
усиливает тенденцию к неформальному
разделению групп на подгруппы, что может
привести к появлению несогласующихся
целей.
2) Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Поэтому неудивительно, что на базе исследований рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем, если бы члены группы имели схожие точки зрения. Некоторые люди обращают больше внимания на важные детали проектов и проблем, а другие хотят взглянуть на картину в целом, некоторые хотят подойти к проблеме с системных позиций и рассмотреть взаимосвязь различных аспектов. По словам Майнера, когда «группы подобраны таким образом, что в них входят либо очень похожие, либо очень разные люди, то группы с различными точками зрения вырабатывают больше качественных решений. Множество точек зрения и восприятия перспектив приносит свои плоды».
3) Групповые нормы. Как было выявлено первыми исследователями групп в трудовых коллективах, нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным группам.
4) Сплоченность группы
- это мера тяготения членов группы друг
к другу и к группе. Высокосплоченная группа
- это группа, члены которой испытывают
сильную тягу друг к другу и считают себя
похожими. Поскольку сплоченная группа
хорошо работает в коллективе, высокий
уровень сплоченности может повысить
эффективность всей организации, если
цели и той и другой согласуются между
собой. У высокосплоченных групп обычно
бывает меньше проблем в общении, а те,
что бывают, - менее серьезные, чем у других.
У них меньше недопонимания, напряженности,
враждебности и недоверия, а производительность
их труда выше, чем в не сплоченных группах.
Но если цели группы и всей организации
не согласуются, то высокая степень сплоченности
отрицательно скажется на производительности
труда во всей организации. Руководство
может найти возможность увеличить положительный
эффект сплоченности тем, что будет периодически
проводить собрания и делать упор на глобальные
цели группы, а также даст возможность
каждому ее члену увидеть его или ее вклад
в достижение этих целей. Руководство
может также укрепить сплоченность, разрешая
периодические встречи подчиненных для
обсуждения потенциальных или актуальных
проблем, эффекта предстоящих перемен
для производственной деятельности, а
также новых проектов и приоритетов в
будущем.
Потенциальным отрицательным последствием
высокой степени сплоченности является групповое
единомыслие. Это тенденция подавления
отдельной личностью своих действительных
взглядов на какое-нибудь явление с тем,
чтобы не нарушать гармонию группы. Члены
группы считают, что несогласие подрывает
их чувство принадлежности, и поэтому
несогласия следует избегать. Чтобы сохранить
у членов группы то, что понимается как
согласие и гармония, член группы решает,
что лучше не высказывать своего мнения.
В атмосфере группового единомыслия первостепенная
задача для отдельной личности - держаться
общей линии в обсуждении, даже если он
или она имеет иную информацию или убеждение.
Эта тенденция самоукрепляется. Поскольку
никто не выражает мнений, отличных от
других, и не предлагает иную, противоположную
информацию или точку зрения, каждый полагает,
что все остальные думают одинаково. Поскольку
никто не высказывается, никто не знает,
что другие члены могут тоже быть скептически
настроены или озабочены. В результате
проблема решается с меньшей эффективностью,
так как вся необходимая информация и
альтернативные решения не обсуждаются
и не оцениваются. Когда налицо групповое
единомыслие, возрастает вероятность
посредственного решения, которое некого
не заденет.
5) Конфликтность. Ранее упоминалось, что различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако, оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.
6) Статус той или иной личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако, это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. Человек, поработавший на компанию непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и лучший опыт в отношении какого-нибудь проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве данной компании. То же самое относится и к руководителю отдела, статус которого может быть ниже вице-президента. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать все идеи. Чтобы эффективно функционировать, группе, возможно, придется прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали» ней.
7) Роли членов группы. Критическим фактором, определяющим эффективность работы группы, является поведение каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию.
В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия.
Современные менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда. Исследователи выявляют их путем анализа работы менеджеров-практиков или на основе заключения экспертов. В результате получают квалификационную модель руководителя. Существуют различные модели, например модель трижды-семь , разработанная Михайловым Я.В. Она содержит 3 уровня по 7 требований.
1
уровень - важнейшие требования,
определяемые функциональным
1.Функциональные требования:
1.1.Понимание людей. Психологическая интуиция - умение понять психические свойства и состояние личности. Психологический такт - умение найти нужную форму общения. Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.
1.2.Качества лидера. Способность понять, выразить и отстоять интересы людей. Желание брать ответственность на себя. Способность неформально влиять на окружающих.
1.3.Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике. Грамотный выбор стиля руководства. Эффективная мотивация. Умение организовать подготовку и принятие решений.
1.4.Компетентность. Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации. Знание основ трудового и хозяйственного законодательства.
1.5.Способность предвидеть развитие событий.
1.6.Умение ставить цели (необходимо для планирования).
1.7. Способность организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль(для рационального разделения труда, для выбора способов контроля).
2.Сервисные основные требования:
2.1.Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.Осознание целей позволяет менеджеру судить насколько важно для него то, что он делает, как вписывается работа в стратегию его жизни. Это формирует его мотивацию, способствует последовательности и основательности в решениях. Менеджер, не способный прояснить личные цели, не сумеет грамотно ставить цели перед коллективом.
2.2.Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворения, успокоенности. Проявляется в непрерывном поиске резервов, стремлении к обоснованным нововведениям.
Информация о работе Личность в менеджменте и групповая динамика в менеджменте