Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:28, курс лекций
Классификация основных структур управления организацией, их особенности.
Жизненный цикл организации.
Сущность кризиса в организации.
Виды и причины банкротства организации.
Основные фонды организации.
Теории мотивации деятельности персонала организации.
Имидж организации.
Организационная культура в организации.
Производственный процесс в организации.
Производственная структура организации.
Такая точка зрения на мотивацию – не единственное или исключительное явление. Многие руководители ведущих компаний на данный момент если не отвергают мотивацию полностью, то по крайней мере переосмысливают ее и ее влияние на рабочий процесс
22 оценка деятельности персонала
Оценка трудовой деятельности персонала
представляет собой целенаправленный
процесс установления соответствия
качественных характеристик личности
(характера, способностей, навыков, мотивации)
требованиям исполняемой
Основной целью оценки и анализа трудовой деятельности является получение объективной информации о результатах работы сотрудников, о требуемых от них усилиях для достижения этих результатов, об удовлетворенности работников условиями труда и получаемыми вознаграждениями.
Оценка трудовой деятельности дает возможность решить следующие задачи:
v оценить профессионализм работника, включающий в себя:
v выработать рекомендации по развитию личностных и деловых качеств сотрудников;
v определить степень соответствия оплаты труда затрачиваемым работником усилиям, результативности его труда и его ожиданиям;
v определить основные направления развития персонала;
v сформировать эффективный механизм трудовой мотивации персонала.
Показатели оценки деятельности персонала
Все многообразие показателей оценки деятельности персонала можно разделить на три группы [34] (см. рис.7.2):
В оценке результатов труда можно выделить объективные и субъективные показатели. Объективные показатели достаточно легко измеримы и, как правило, охватываются информационной системой предприятия. Такие показатели используются для оценки производственного персонала предприятия и тех функциональных подразделений, результаты деятельности которых могут иметь количественное выражение. Например, отдел главного механика (соблюдение сроков планово-предупредительного ремонта оборудования, время реагирования на поломку оборудования, время устранения неисправностей и т.п.), отдел материально-технического снабжения (сроки поставок и цены).
Субъективные показатели используются при оценке деятельности в тех подразделениях, где достаточно сложно установить численные критерии эффективности деятельности (плановый отдел, юридическая служба, отдел главного конструктора)
Показатели профессионального поведения охватывают такие стороны деятельности, как стремление к сотрудничеству, самостоятельность в принятии решений, готовность к принятию дополнительной ответственности и т.п.
Группа показателей личностных качеств является наиболее сложно определяемой, поскольку:
При формировании системы показателей необходимо учитывать следующие моменты:
Методы оценки деятельности
Методы, используемые для оценки трудовой деятельности, профессиональных и личных качеств персонала, можно разделить на три основные группы:
В качестве оценщиков в первой и второй группе методов могут выступать как руководители, так и коллеги и подчиненные оцениваемого. Если в качестве оценщиков участвуют люди всех названных категорий, то такой метод называется “360° аттестацией”, что позволяет получить всестороннюю оценку сотрудника.
Методы индивидуальной оценки по сути своей представляют собой шкалирование, когда оценщикам предлагается заданная шкала с бальными значениями оцениваемых показателей.
Такими показателями могут быть:
Показатели, по которым производится оценка, могут признавать равноценными или неравноценными. В последнем случае, каждый из показателей получает определенный веса, например по пяти-бальной шкале.
Используемые шкалы для оценки показателей могут быть разными, в зависимости от возможных значений показателей. Наиболее распространенными являются:
Описательная шкала используется при необходимости подробного описания качественных значений оцениваемого показателя. Пример см. рис. 7.3.
Номинальная шкала используется в том случаи, если оцениваемый показатель достаточно хорошо описываются понятиями:
Шкала рейтингов поведенческих установок по своей сути напоминает метод описательной шкалы, с той лишь разницей, что показатель оценивается не по качественным характеристикам, а по предлагаемым ситуациям управленческой деятельности. Пример см. рис 7.5.
Методы групповой оценки дают возможность сравнивать между собой эффективность деятельности сотрудников внутри рабочей группы, сопоставить работников между собой. Таким образом, эти методы представляют собой ранжирование по одному или нескольким показателям.
Само ранжирование - это процесс упорядочения каких-либо объектов (в нашем случае сотрудников) в порядке предпочтений руководителя или привлекаемых для этого специалистов (экспертов). Выделяют попарное и последовательное ранжирование.
Суть последовательного ранжирования заключается в установлении отношений предпочтения между сотрудниками. В зависимости от вида отношений возможны следующие варианты упорядочения работников.
1. Если среди сотрудников нет
одинаковых по сравниваемым
В практике чаще всего применяется
числовое представление
r1 = f(А1) = 1; r2 = f(А2) = 2; ...rn = f(Аn) = n ,
или наоборот
r1 = f(А1) =n; r2 = f(А2) = n-1; ...rn = f(Аn) = 1
Числа r1 ,r2... ,rn называются рангами.
2. Если, по мнению руководителя,
среди сотрудников есть
Работники А3,,А4 ,А5 эквивалентны между собой, а работники Аn-1,Аn - между собой. В данном случае числовое представление для рангов эквивалентных сотрудников определяется одинаковым числом, равным среднему арифметическому значению рангов присваиваемых одинаковым объектам. Такие ранги называют связанными рангами. Пусть, например, в нашей последовательности при n=10 ранги сотрудников А3,А4,А5 будут r3=r4=r5=(3+4+5+)/3=4, а r9=r10=(9+10)/2= 9,5, т.е. связанные ранги могут оказаться нецелыми числами.
Удобство использования
Достоинством
Суть попарного ранжирования может быть представлена в виде следующего алгоритмы.
1. Каждый сотрудник сравнивается последовательно со всеми остальными. Результатом сравнения сотрудников Ai и Aj является одно из трех отношений предпочтения:
, AiAj, или
2. В зависимости от результатов сравнения определяются величины
, i,j=
3. Полученные величины aij заносятся в таблицу, аналогичную таблице 7.1.
4. Выбор работника с наибольшим рангом. В примере, это сотрудник А3.
Таблица 7.1.
Пример попарного сравнения четырех альтернатив.
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
Ранг сотрудника | |
А1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
А2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
А3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
А4 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
Технические методы оценки труда персонала чаще всего применяются вместе с индивидуальными и групповыми. Наиболее распространенной их формой является эксперимент, который может быть двух типов: активный и пассивный. Пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных (например, составление фотографии рабочего дня). Активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций. Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности работника, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности оцениваемых сотрудников организации. Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места сотрудника, но его проведение может негативно сказаться на здоровье сотрудников, морально-психологическом климате и результатах работы организации. В результате анализа получаемых данных рассчитываются различные показатели (использование рабочего времени, повышение производительности труда за счет устранения потерь времени). Приняв эти показатели за норматив, можно осуществлять стимулирование работников, направленное на повышение их производительности, более рациональное использование рабочего дня, сокращение или предотвращение потерь времени. Все рассмотренные системы, виды и методы оценки персонала в настоящее время применяются на предприятиях Республики с разной степенью успешности. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является периодическая аттестация персонала, включающая в себя несколько этапов и являющаяся, по существу, непрерывным процессом.