Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:28, курс лекций

Краткое описание

Классификация основных структур управления организацией, их особенности.
Жизненный цикл организации.
Сущность кризиса в организации.
Виды и причины банкротства организации.
Основные фонды организации.
Теории мотивации деятельности персонала организации.
Имидж организации.
Организационная культура в организации.
Производственный процесс в организации.
Производственная структура организации.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 866.98 Кб (Скачать)

К бухгалтерской отчетности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета, предъявляются определенные требования.

  • Достоверность и полнота. В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
  • Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. В идеале бухгалтерская отчетность должна отвечать интересам всех ее пользователей.
  • Существенность. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно (например, отдельной строкой в балансе), если их отсутствие может повлиять на принятие заинтересованными пользователями экономических решений, оценку финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Сравнимость и сопоставимость. Организация  при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках  и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею содержания и форм бухгалтерской  отчетности от одного отчетного периода  к другому. Это означает, что информация, раскрываемая в бухгалтерской отчетности, должна быть сопоставима по времени.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за определенный период.

Бухгалтерская отчетность организации  должна включать показатели деятельности всех ее филиалов, представительств и  иных подразделений.

В бухгалтерскую отчетность входят:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
  • аудиторское заключение (если по законодательству отчетность подлежит обязательному аудиту).

Организации должны составлять бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал и год  нарастающим итогом с начала года. При этом месячная и квартальная  отчетность являются промежуточными.

Отчетным годом для организаций  считается период с 1 января по 31 декабря  включительно. Для вновь созданных  организаций первым отчетным годом  считается период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря включительно, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года включительно.

Для составления бухгалтерской  отчетности отчетной датой считается  последний календарный день отчетного  периода включительно.

В состав годовой отчетности включаются:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
  • итоговая часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства  имеют право не представлять в  составе годового отчета пояснения  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Значение и функции  бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс является основным источником информации о финансовом положении организации по состоянию  на отчетную дату. В Активе баланса  собираются сведения об имуществе организации, т. е. о величине ее активов, в Пассиве  – об источниках его образования.

В Активе два раздела: I. «Внеоборотные активы»; II. «Оборотные активы». В Пассиве три раздела: III. «Капитал и резервы», IV. «Долгосрочные обязательства», V. «Краткосрочные обязательства». Каждый раздел состоит из на статей. Каждая статья имеет свой порядковый номер и содержит информацию об одном или нескольких объектах.

Итог Актива равен итогу Пассива. Итог баланса иначе называется валютой  баланса.

В графе «На начало года» показываются данные на начало года (вступительный  баланс), которые должны соответствовать  данным графы «На конец года»  предыдущего года (заключительный баланс). В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке к  бухгалтерскому балансу должны быть указаны причины этого изменения (реорганизация, переоценка).

В графе «На конец отчетного  периода» показываются данные о стоимости  активов, капитала и обязательств на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

Активы и обязательства должны представляться с подразделением, в  зависимости от срока обращения (погашения), на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

В балансе не допускается взаимозачет  между статьями Актива и статьями Пассива, кроме случаев, когда такой  зачет предусмотрен соответствующими ПБУ.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые следует раскрывать в  пояснениях к балансу.

Значение и функции  отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках характеризует  финансовые результаты деятельности организации  за отчетный период, т. е. показывает, какая  у организации за отчетный период прибыль (убыток) и как она была сформирована.

Доходы в отчете о прибылях и  убытках отражаются с подразделением их по видам:

  • выручка;
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы;
  • чрезвычайные доходы (в случае возникновения).

Показатели, составляющие 5 % и более  от общей суммы доходов организации  за отчетный период, показываются по каждому  виду в отдельности.

Расходы организации показываются с подразделением:

  • на себестоимость проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы;
  • чрезвычайные расходы (в случае появления).

Если в отчете о прибылях и  убытках выделены виды доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5 % и более от общей суммы доходов  организации, то показывается часть  расходов, соответствующая каждому  виду.

Операционные и внереализационные  доходы могут показываться за минусом  расходов, относящихся к этим доходам, когда:

  • правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
  • эти доходы и расходы не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Сводная бухгалтерская  отчетность

В соответствии с п. 91 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации (утв. приказом Минфина  России от 29.07.1998 № 34 н), «в случае наличия  у организации дочерних и зависимых  обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная  бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в  порядке, устанавливаемом Минфином РФ». Данный порядок определен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112).

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное  общество или товарищество в силу преобладающего участия в его  уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность  определять решения, принимаемые таким  обществом (п. 1 ст. 105 ГК).

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества (АО) или 20 % уставного капитала общества с  ограниченной ответственностью (ООО) (п. 1 ст. 106 ГК).

Сводная бухгалтерская  отчетность (СБО) – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций (далее – Группа).

СБО Группы объединяет бухгалтерскую  отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество.

При этом дочернее и зависимое общества являются юридическими лицами.

Бухгалтерская отчетность дочернего  общества объединяется с СБО, если головная организация:

  • обладает более 50 % голосующих акций АО или более 50 % уставного капитала ООО;
  • определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;
  • имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимом обществе включаются в СБО, если головная организация  имеет более 20 % голосующих акций  АО или более 20 % уставного капитала ООО.

Данные о дочернем или зависимом  обществе могут не включаться в СБО, если головная организация:

  • приобрела доли в уставных капиталах дочернего или зависимого общества на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
  • не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

В СБО объединяются все активы и  обязательства, доходы и расходы  головной организации и дочерних обществ.

Объединение бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ осуществляется путем построчного  суммирования соответствующих данных.

При составлении СБО используется единая учетная политика в отношении  аналогичных статей активов, обязательств, доходов и расходов бухгалтерской  отчетности головной организации и  дочерних обществ.

Перед объединением показателей бухгалтерской  отчетности головной организации и  дочерних обществ в СБО проводится процедура исключения некоторых  показателей внутри Группы для того, чтобы СБО отражала финансовое положение  и финансовые результаты Группы по операциям со сторонними организациями.

В сводный бухгалтерский баланс не включаются:

  1. Из баланса головной организации:
    • финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ;
    • дебиторская задолженность дочерних обществ;
    • кредиторская задолженность дочерним обществам;
    • прибыль (убыток) от операций с дочерними обществами.
  2. Из балансов дочерних обществ:
    • уставный капитал дочернего общества в части, принадлежащей головной организации;
    • кредиторская задолженность головной организации и другим дочерним обществам;
    • дебиторская задолженность головной организации и других дочерних обществ (в том числе по дивидендам);
    • прибыль (убыток) от операций с головной организацией и другими дочерними обществами.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"