Корпоративный менеджмент: понятие, цели, принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной для исследования темы определили цель и задачи контрольной работы. Цель контрольной работы заключается в раскрытии данной темы, играющей большую роль в обществе в котором мы живем.
В теоретической части для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Установить понятие корпоративного менеджмента;
1.1. Выявить базовые определения;
1.2. Описать сущность корпоративного правления;

Оглавление

Введение
3
1. Теоретическая часть
5
1. Понятие корпоративного менеджмента
5
1.1. Базовые определения
5
1.2. Сущность корпоративного правления
7
1.3. Структура корпоративного управления
10
2. Цели корпоративного менеджмента
13
3. Принципы корпоративного менеджмента
18
2. Практическая часть
22
1. Характеристика предприятия
22
2. Цели предприятия
23
3. Миссия и имидж предприятия
23
Заключение
26
Список литературы

Файлы: 1 файл

Корпоративный менеджмент.docx

— 58.40 Кб (Скачать)

В основе корпоративного управления/менеджмента лежит система правил, определяемых:

1) законодательными нормами  корпоративного управления (законы, указы, инструкции, постановления);

2) кодексом корпоративного  управления, представляющим свод добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений в компании;

3) корпоративными стандартами  управления, описывающими порядок  управления бизнес-процессами, ресурсами, персоналом, информацией и прочими  аспектами функционирования компании.

Принципиальная структура корпоративной системы управления приведена на рис. 2.

 

Рис. 2. Принципиальная структура корпоративной системы управления

КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ


 

 

 

 

 

КОРПОРАТИВНАЯ

БИЗНЕС-СРЕДА

Миссия, стратегии, цели

Корпоративная диагностика

Система бизнесов и ресурсов компании

Организационная структура компании

Система бизнес-процессов компании

Законодательное и нормативное обеспечение

Корпоративные стандарты

Система корпоративных отношений

Технологии корпоративного управления

Корпоративная культура

Корпоративный офис

Корпоративная информационная система




 

КОРПОРАТИВНЫЕ

БИЗНЕС-ФУНКЦИИ

Управление

проектами

персонал

инновации

Инвестиции

проекты

финансы

снабжение и сбыт

качество

маркетинг

экология

безопасность

риски

международная деятельность

собственность и ценные бумаги

коллегиальные органы

Управление

финансами


 

 

В табл.2. представлены основные категории корпоративного менеджмента, т.е. наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления компанией.

Таблица 2. Состав основных категорий корпоративного менеджмента

Категория

Определение

Объекты

Компания – сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей, а также функциональные области деятельности в компании

Субъекты

Руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в компании и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности, в том числе:

- руководители компании;

- руководители структурных звеньев;

- организаторы определенных видов  работ (администраторы)

Иерархические уровни

Высший, средний и нижний, нацеленные, соответственно, на решение стратегических, оперативных и исполнительских задач

Методы

Система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании

Принципы

Общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие компании


 

Продолжение табл. 2

Функции

Определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента

Виды корпоративного менеджмента

(по признаку объекта)

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью компании в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров);

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности компании или ее звеньев, например, управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

Виды корпоративного менеджмента (по признаку содержания)

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии компании, ее предпринимательской политики, определение позиции компании в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.  Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий,  их распределение во времени, формирование потенциала успеха компании и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития компании.

Цели корпоративного менеджмента

Масштабные (концептуальные) намерения компании, ведущие к достижению ею существенных результатов в сферах предпринимательства, производства и социальной среде.

Нормативные требования к корпоративному менеджменту

Включают:

- принципы предпринимательской  деятельности;

- основные цели, объекты, сферы  деятельности;

- требования к ее организации.

Структура корпорации

Результат наложения структуры производственной (предпринимательской), основной бизнес-деятельности (бизнес-процессов, бизнес-процедур и операций) на организационную структуру (распределение прав, полномочий и ответственности, структура подразделений и отдельных людей ).

Эффективность корпоративного менеджмента

Характеристика компании с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития компании в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений.


Основными ключевыми факторами эффективного корпоративного управления/менеджмента являются:

1) постоянно адаптирующиеся  к внешним условиям миссия, цели  и стратегии развития компании  и бизнеса, соответствующие требованиям  потребителей результатов бизнеса (отдельные люди, общности, компании, рыночная среда, общество в целом);

2) стратегически ориентированная, адаптивная, оптимальная структура компании (бизнес-процессы, организационная структура, структура управления, кадровая структура), обеспечивающая максимально возможную результативность бизнеса (высококачественная продукция в широком смысле слова в требуемом объеме) с минимально возможными издержками на функционирование бизнеса;

3) высококомпетентный развивающийся  персонал, оптимально взаимодействующий  в рамках бизнес-процессов и  нацеленный на результат бизнеса  и тем самым на качественный, своевременный, экономичный процесс  его достижения;

4) эффективная система  ведения бизнеса и менеджмента, включающая оптимизированные методы, принципы, технологии. Процессы и  процедуры, базирующиеся на современных  информационных и телекоммуникационных  технологиях;

5) продвинутая корпоративная  культура, базирующаяся на адаптивном, одновременно стратегическом и  ситуационном стиле руководства, а также на совместном, коммуникативном  и целенаправленном взаимодействии  персонала. Корпоративная культура  – мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все  структурные подразделения и  отдельных членов коллектива  на достижение поставленных целей  в рамках выбранной миссии  и стратегии.

2. Цели корпоративного  менеджмента

Установление целей – процесс детализации миссии и философии (назначения бизнеса) в специфический ряд идей. В то же время так начинается необходимый процесс направления усилий каждой части организации в соответствующее русло. Цели нужны для каждого ключевого результата, который компания считает важным для достижения успеха. Специфичные ключевые результаты обычно могут включать: размер и ранг в отрасли, рост дела, возврат инвестиций, рост дивидендов, размера рынка, репутацию качественной продукции и/или технологического лидерства, способность работать в нестабильной экономике, степень диверсификации, финансовую мощь, обслуживание потребителей, способность конкурировать по стоимости.

Долговременные и краткосрочные цели выполняют следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление  существующего состояния с желаемым);

- инструмент управления (руководящие требования);

- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля;

Классификация целей может осуществляться:

- по охватываемой сфере (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан  на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные цели:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному  состоянию (например, доведение фирмы  до состояния, обеспечивающего возможность  ее выгодной продажи);

- стремление к увеличению  оборота;

- стремление к снижению  расходов.

Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов, рыночные ограничения, ресурсные ограничения и пр.).

Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:

- содержание цели;

- ее размер (максимум, минимум, уровень);

- временные параметры;

- пространственные характеристики;

- персональную привязку;

- ранг в иерархии целей.

Как правило, цель ставится не одна, а в группе со многими другими (система целей). Соответственно, возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные связи могут быть:

- идентичными (реализация  одной приводит к реализации  другой);

- комплементарными (гармония  – осуществление одной способствует  осуществлению другой);

- индифферентными (нейтралитет  – между целями нет связи);

- конкурентными (конфликт);

- антагонистичные (взаимозаключение).

Можно выделить восемь ключевых пространств, в рамках которых компания определяет свои цели.

1) Положение на рынке. Рыночными целями могут быть  завоевание лидерства в определенном  сегменте рынка или увеличение  доли рынка до определенного  размера.

2) Инновации. Целевые установки  в этой области связаны с  определением новых способов  ведения бизнеса: организацией производства  новых товаров, освоением новых  рынков, применением новых технологий  или способов организации производства.

3) Производительность. Более эффективна та компания, которая затрачивает на производство определенного качества продукции меньше экономических ресурсов. Показатели производительности труда, ресурсоснабжения важны для любой компании.

4) Ресурсы. Определяется  потребность во всех видах  ресурсов. Сравнивается наличный  уровень с необходимым, и выдвигаются  цели относительно расширения  или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности.

5) Прибыльность. Эти цели  могут быть выражены количественно: достигнуть определенного уровня  прибыли, рентабельности.

6) Управленческие аспекты. Краткосрочная прибыль компании, как правило, является результатом  предпринимательского таланта и  чутья, а также везения. Обеспечить  получение прибыли в долгосрочной  перспективе можно только за  счет организации эффективного  менеджмента, отсутствие которого, по мнению многих специалистов, сдерживает развитие российских  компаний.

7) Персонал. Цели в отношении  персонала могут быть связаны  с сохранением рабочих мест, обеспечением  приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации  труда и т.д.

8) Социальная ответственность. В настоящее время большинство  западных экономистов признает, что отдельные компании должны  ориентироваться не только на  увеличение прибыли, но и на развитие общепринятых ценностей. Собственно с этим связаны введение понятия «заинтересованные лица» бизнеса, разработка мероприятий по формированию благоприятного имиджа компании, забота о ненанесении ущерба окружающей среде.

Многоплановость целей объясняется тем, что любая компания, любая экономическая система являются многоцелевыми. И сложность заключается в определении приоритетов целей. Цели компании должны обладать ядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей [7, с. 25].

1) Цели должны быть  конкретными и измеримыми. Выражая  цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки (контроля) хода работ.

2) Конкретный горизонт  планирования представляет другую  характеристику эффективных целей. Следует не только определить, что компания хочет осуществить, но также когда должны быть  достигнуты результаты. Выделяют  долгосрочные (горизонт планирования  более пяти лет), среднесрочные (плановый  период от одного года до  пяти лет), краткосрочные цели (обычно  в пределах года). Долгосрочные  цели имеют обычно весьма широкие  рамки, но чем уже горизонт  планирования, тем конкретнее должна  быть выражена цель.

Информация о работе Корпоративный менеджмент: понятие, цели, принципы