Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

В наведении порядка на отечественном потребительском рынке объективно заинтересованы все - и изготовители, и потребители, и государство. Более того, государство должно быть заинтересовано в этом в первую очередь, ведь именно на потребительском рынке основная масса населения, сталкивающаяся с обманом, вольно или невольно делает вывод о неспособности или нежелании государства защищать его.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………...3
1. Защита потребителей от недоброкачественной продукции…………..……4
1.1 Понятие недоброкачественной продукции.
1.2 Основные формы защиты
1.3 Основные принципы формирования защиты
1.4 Основные направления защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
2. ТЕСТ ………………………………………...………………………..……..11
3. Расчетная часть. Распределение затрат изготовителя на качество……..……..………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…….27

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

На самом  деле по отношению к третьим странам  принятый в Европейском союзе  допуск товаров на рынок достаточно труден. Есть специальная директива  Совета ЕЭС № 333/93 от 8 февраля 1993 г., в соответствии с которой для третьих стран, а это значит  и для России, поставлен барьер в виде перечня продукции, подлежащей подтверждению соответствия непосредстенно при прохождении таможенных пунктов союза на предмет ее соответствия Европейским директивам.

Много говорится сегодня также и о необходимости более широкого применения у нас декларации о соответствии изготовителя. В частности, с таким предложением в Правительство Российской Федерации со ссылкой на опыт Европейского союза, обратилась группа фирм-производителей информационных технологий и сложной техники. Действительно декларация изготовителя там широко применяется, но из всего объема продукции, подлежащей подтверждению соответствия на основе декларации, только часть и небольшая идет по так называемой "чистой" декларации. Остальная - по декларации с участием третьей стороны, т.е. специально уполномоченных органов на проведение испытаний или на проверку наличия на предприятии системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Кроме того, не все так хорошо у этих фирм и с качеством продукции. Имеются убедительные факты того, что они не в состоянии обеспечить надежный контроль качества и безопасности своих изделий без участия третьей стороны. По результатам проведенной сертификации количество единиц опасной продукции только для фирм, являющихся безусловно флагманами в мире по производству такой техники, составляет около 20000 единиц в год. С  рынка США фирма IBM отозвала 56000 цветных мониторов и 220000 адаптеров, а фирма Хьюлетт-Паккард отозвала 10000 струйных принтеров. В связи с этим возникает законное сомнение возможности допуска их товаров на наш рынок на основе декларации без третьей стороны.

В настоящее время Госстандартом  России организованы специальные группы экспертов, задача которых состоит  в подготовке предложений по сокращению перечня продукции, подлежащей сертификации, и расширению перечня продукции, допуск на рынок которой будет  разрешен на основе декларации о соответствии изготовителя.

Кардинальному решению этой задачи в полной мере отвечает представленный в Правительство Российской Федерации  проект Федерального закона "О подтверждении  соответствия продукции и услуг  нормативным требованиям", разработанный Госстандартом России совместно с другими федеральными органами.

Одно из принципиальных положений  законопроекта состоит в том, что обязательное подтверждение  соответствия осуществляется путем  сертификации только той продукции, которая представляет наибольшую потенциальную опасность. Предусмотрено, что изготовитель (первая сторона) вправе принимать декларацию о соответствии, основанную на собственных доказательствах о соответствии или на доказательствах, полученных с участием органов по сертификации (третьей стороны). Это приведет к резкому сокращению перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и будет способствовать:

-          снижению затрат изготовителей (продавцов, исполнителей) без увеличения риска нанесения ущерба реализуемым товаром и развитию малого предпринимательства;

-          ускорению товарооборота на российском рынке;

-          созданию благоприятных условий для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Все вышеизложенное подтверждается в  отзывах, подготовленных авторитетными зарубежными и отечественными организациями.

Так эксперты программы TASIS отмечают, что "проект закона стал весьма позитивным шагом в направлении более  либеральной, открытой и прозрачной системы, сохранив вместе с тем в  силе необходимые средства для априорного надзора за рынком, составляющим в условиях России насущную потребность обеспечения безопасности граждан".

Детальную проработку законопроекта  провели также специалисты Института  законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Вот их заключение: "Представленный проект направлен на совершенствование российского законодательства и сближение его с международной практикой с целью интеграции России в мировую экономическую систему и присоединения ее к Всемирной торговой организации".

Заключение сделала и консультативная  группа по иностранным инвестициям (FIAS) Всемирного банка в сотрудничестве с российской компанией "Инвест Ин". В результате анализа проведения сертификации в Российской Федерации  она не ставит под сомнение ее необходимость и правильность подхода к организации этой работы. Рекомендуется устранить недостатки в практике ее проведения. Отмечается, что по мнению большинства инвесторов сертификация в России является значительно меньшим барьером для них нежели, например, валютное регулирование и таможенная деятельность, а стоимость ее значительно меньше, чем аналогичная деятельность за рубежом. Крайне важная оценка заключается также в том, что территориальные органы Госстандарта России в работе по сертификации не являются монополистами, а действуют в условиях жесткой конкуренции.  

 

Диаметрально противоположные  оценки под флагом действительно  необходимого дела – дерегулирования  экономики – делают лица, привлекаемые для решения этой проблемы Минэкономразвития России. Выработанная ими концепция по сути скорее уход от решения проблемы, нежели реальные меры по улучшению ситуации на потребительском рынке: исходя из концепции защиты потребительского рынка, суть которой состоит в максимальном облегчении доступа товаров на рынок, предлагается по существу убрать сертификацию, а весь контроль за продукцией сосредоточить на рынке. Этот путь чреват весьма негативными последствиями, в частности, резким ростом объемов опасных товаров на рынке, и естественно, увеличением возможностей нанесения вреда здоровью, жизни и имуществу потребителей. От него сегодня по экономическим причинам отказались практически все зарубежные страны, включая страны Европейского Союза, США, и Японии.

Предусматриваемое этим подходом повышение  ответственности за качество недобросовестных изготовителей и продавцов вряд ли окажется результативным, поскольку устранение действующих сегодня защитных барьеров приведет к созданию огромного количества предприятий - "однодневок", для которых главным является получение быстрой и чаще всего незаконной прибыли. Сбросил товар и пропал. Проконтролировать деятельность таких "однодневок" невозможно, да и какой должна быть армия инспекторов, и как это отразится на цене продукции и интересах потребителей, если все это неминуемо приведет к увеличению несанкционированных "поборов" с их стороны, незаконному рэкету по отношению к поставщикам и продавцам. В Европе в свое время таких явлений избежать не удалось.

При организации контроля только на рынке общие затраты будут  намного больше затрат на предотвращение появления на рынке недоброкачественной продукции. Чем на более раннем этапе будет выявлена эта продукция, тем дешевле это обойдется в целом для экономики страны, тем выгоднее это потребителям, изготовителям и продавцам.

Кроме того, будет ли большой прок от того, что государство более  строго начнет наказывать виновных за нарушение правил работы на рынке  – главное не ужесточение ответственности, которое имеет пределы результативности, а неотвратимость наказания. А вот  потребитель будет однозначно в проигрыше. Проиграет и государство, так как будут впустую потрачены ресурсы.

Указанная концепция реализована  в проекте Федерального закона «О стандартизации и подтверждении  соответствия», подготовленном Минэкономразвития  России. Его анализ, проведенный специалистами Всероссийского НИИ сертификации по поручению Госстандарта России, показывает, что многие позиции документа неверны и противоречат мировой практике. С этим, кажется, сегодня согласились и сами его разработчики.

Что же касается предлагаемого в этом проекте введения обязательной сертификации только для продукции, имеющей государственный заказ, то по нашему мнению, это вообще не имеет смысла. По своей природе сертификация востребуется главным образом тогда, когда продукция поступает на обезличенный рынок, для широкого круга потребителей, часто не имеющих возможности самостоятельно оценить ее безопасность. Если есть конкретный заказчик, то он несет ответственность за безопасность использования заказываемой им продукции и нет необходимости размывать его ответственность за это с органом по сертификации.

Комплекс мер по защите потребительского рынка, естественно, должен опираться  на соответствующие базисные меры, назначение которых более широкое, чем только защита потребительского рынка: формирование и реализация национальной политики России в области качества продукции и услуг, предусматривающей, в том числе, внедрение систем управления качеством, формирование условий для добросовестной конкуренции, реализации антимонопольного законодательства, защите интеллектуальной собственности, включая товарные знаки.

    1. Основные принципы формирования механизма защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

Они включают:

- минимизация риска представления  недоброкачественного товара потребителю непосредственно на рынке;

- экономическая целесообразность  при условии соблюдения интересов  производителей, потребителей и  государства;

- сбалансированное введение в  действие государственных и общественных  рычагов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю. При этом состав и содержание форм может быть различным применительно к конкретным видам товаров с учетом их сложности, потенциальной опасности и т.д.;

- тенденция в отношении применения тех или форм защиты должна смещаться в сторону предупредительных мер. Этот подход отвечает современным тенденциям и мировой практике в области управления, которое ориентируют органы управления на профилактику (предотвращение) несоответствий (дефектов), а не на их выявление – чем раньше выявлена недоброкачественная или фальсифицированная продукция, тем дешевле это обойдется для экономики.

1.4 . Основные направления защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

Неотвратимость ответственности изготовителя, а также той организации в цепи «изготовитель-потребитель», по вине которой произошла порча продукции или искажение информации о ее фактических характеристиках.

Изготовителем является та организация, которая проставляет на товаре свое имя, товарный знак, свою марку или иную аналогичную информацию. Изготовителем также считается импортер продукции, а также продавец, в случае, если производитель продукции не может быть идентифицирован.

По отношению к потребителю  должна действовать презумпция невиновности, выражающаяся в следующем:

• бремя доказательства, что потребителю  была реализована доброкачественная  продукция, лежит на изготовителе;

• потребитель должен доказать только величину ущерба, наличие дефекта  и связь между дефектом и ущербом;

• если дефект продукции, нанесший ущерб  потребителю, возник не по вине последнего, а изготовитель или продавец не могут  быть идентифицированы вследствие их исчезновения, то обязательства по возмещению ущерба несет государство.

Неотвратимость ответственности изготовителя за безопасность и качество и передача этой ответственности организации, виновной в порче продукции, будет постоянно побуждать все организации, стоящие в цепочке изготовитель-продавец-потребитель, устанавливать устойчивые связи с надежными поставщиками, требовать доказательств доброкачественности продукции и обеспечивать ее сохраняемость для передачи на следующий этап. Это положение также направлено на изъятие из оборота недоброкачественной продукции, обнаруженной контролирующими органами.

3.2. Формы защиты потребительского рынка.

Допуск к производству на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию (не допускать порчу продукции).

Эта мера направлена на предотвращение попадания на рынок особо  опасной продукции и на предотвращение порчи продукции при ее обращении (транспортировании, хранении и др.).

Одной из форм его реализации может  быть применение на предприятиях-производителях продукции, а также осуществляющих транспортирование, хранение и продажу продукции, эффективных систем качества. Для предприятий пищевой продукции внедрение системы ХАССП, о которой говорилось ранее.

Предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции.

Реализация этого положения  направлена на снижение риска попадания на рынок недоброкачественной продукции. Она особенно важна по отношению к продукции, контроль которой требует больших затрат времени и средств, а также в тех случаях, когда дефекты могут обнаружиться только в эксплуатации.

Методами предотвращения попадания на рынок недоброкачественной продукции являются:

• обязательное подтверждение соответствия с маркированием знаком допуска  на рынок (для продукции, представляющей потенциальную опасность). Обязательное подтверждение соответствия вводится законодательно и является формой государственного регулирования. Область и способы обязательного подтверждения соответствия должны поэтапно сближаться с принятыми в международной практике и отвечать требованиям Всемирной торговой организации. В части малоопасной продукции должно применяться декларирование безопасности изготовителем. В стране должна быть создана единая система аккредитации органов по подтверждению соответствия, обеспечивающая объективность и компетентность их деятельности;

По нашему мнению система обязательного подтверждения соответствия должна органично сочетаться с механизмом усиления материальной ответственности изготовителей, базирующимся на страховании риска нанесения ущерба от поставок на рынок продукции не соответствующей установленным требованиям. При этом степень материальной ответственности, а, следовательно, и величина страхового взноса должна быть непосредственно связана с факторами риска продукции, а также определять форму подтверждения соответствия: обязательная сертификация или декларация изготовителя о соответствии. Тем самым, с одной стороны, поставщику предоставится возможность самому выбирать способ продвижения своей продукции на рынок, а с другой – интересы государства по защите законодательно установленных требований к продукции и потребителей будут поддержаны материальной ответственностью страховой компании.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"