Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:59, контрольная работа
В наведении порядка на отечественном потребительском рынке объективно заинтересованы все - и изготовители, и потребители, и государство. Более того, государство должно быть заинтересовано в этом в первую очередь, ведь именно на потребительском рынке основная масса населения, сталкивающаяся с обманом, вольно или невольно делает вывод о неспособности или нежелании государства защищать его.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………...3
1. Защита потребителей от недоброкачественной продукции…………..……4
1.1 Понятие недоброкачественной продукции.
1.2 Основные формы защиты
1.3 Основные принципы формирования защиты
1.4 Основные направления защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
2. ТЕСТ ………………………………………...………………………..……..11
3. Расчетная часть. Распределение затрат изготовителя на качество……..……..………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…….27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Управление качеством »
Вариант : № 10
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Понятие недоброкачественной продукции.
1.2 Основные формы защиты
1.3 Основные принципы формирования защиты
1.4 Основные направления защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Тема моей контрольной работы является вопрос защиты потребителей от недоброкачественной продукции.
Актуальность данной темы можно увидеть невооруженным глазом, так как каждый из нас покупая либо услугу либо товар не всегда получает тот комплекс нужных характеристик которые бы хотел, и за который заплатил.
Отсюда и целью моей работы это и есть рассмотрение всех существующих проблем которые претерпевает конечный потребитель приобретая недоброкачественную продукцию и какие существуют меры защиты от такого рода продукции у нас в государстве.
В наведении порядка на отечественном потребительском рынке объективно заинтересованы все - и изготовители, и потребители, и государство. Более того, государство должно быть заинтересовано в этом в первую очередь, ведь именно на потребительском рынке основная масса населения, сталкивающаяся с обманом, вольно или невольно делает вывод о неспособности или нежелании государства защищать его. При этом дискредитируются провозглашаемые цели в области социальной защиты граждан. Кроме того, громадные экономические потери, потраченные впустую ресурсы. Из-за фальсификации продукции и значительного объема товаров, находящихся в «теневом» обращении государство не дополучает в бюджет страны миллиарды рублей. Таким образом, в целом эта проблема не только социальная, но и экономическая, да и политическая
Одним из важных решений в этой области было введение сертификации. Однако сертификация не решила, да и не могла решить проблему защиты рынка в целом. Ее главной задачей является, во-первых, подтверждение того факта, что продукция на момент оценки отвечает требованиям нормативных документов и, во-вторых, что предприятие способно стабильно выпускать качественную продукцию. Продукция хранится, транспортируется, реализуется и при ненадлежащем выполнении этих операций теряет свое качество или фальсифицируется. Поэтому должны вступать в силу другие элементы защиты рынка, такие, например, как государственный контроль и надзор.
К числу причин сложившегося у нас положения на рынке надо отнести также и то, что своевременно не был определен орган управления, отвечающий за ее решение на государственном уровне и обладающий для этого всеми необходимыми полномочиями.
Важным элементом защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции являются также создаваемые за рубежом с использованием технологии штрихового кодирования информационные системы идентификации и учета документации и товаров, а также различные способы маркирования продукции, в том числе с использованием голографической защиты.
Большую роль в защите потребительского рынка от недоброкачественной продукции играет также применяемый за рубежом механизм усиления материальной ответственности изготовителей, базирующийся на страховании риска нанесения ущерба потребителям от поставки на рынок продукции, не соответствующей установленным требованиям.
Каков механизм защиты потребительского рынка у нас и есть ли он вообще?
1.1 . Определение понятия "недоброкачественная продукция"
Продукция, представляемая на рынке потребителям, должна соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативно-техническими документами (технические регламенты, ГОСТы, СанПиНы и др.).
Продукция одного и того же назначения
по своим потребительским
- покупателю должна быть доступна полная информация о качестве товара для осознанного его выбора;
- реальное качество товара должно полностью соответствовать качеству, заявленному в информации о товаре и в нормативной документации.
Исходя из этого, под недоброкачественной продукцией необходимо понимать ту продукцию, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и/или не соответствует качеству, заявленному в информации о товаре и нормативно-технической документации на него.
1.2 Основные формы защиты
Рассмотрим основные государственные формы защиты потребительского рынка от недоброкачественной и контрафактной продукции.
Первый –насколько эффективна каждая из рассматриваемых форм и второй, - представляют ли они в совокупности механизм, действующий как единое целое.
В этих целях рассмотрим основные негативные явления, которые характерны для нашего рынка. Среди них можно отметить следующие:
производство и реализацию товаров
и услуг осуществляют хозяйствующие
субъекты, не имеющие соответствующих
условий для обеспечения их качества
и безопасности. В результате различных
«новаций» оказались
- в сферу производства и обращения вовлечено большое число недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров и услуг. Это вызвано слабым правоприменением законодательства в области ответственности за качество и безопасность поставляемого товара;
- в торговую сеть поступает большой объем товаров, не проходивших или не прошедших сертификацию (в 1999 году объем таких товаров превысил 1 млрд. руб.), сопровождаемых фальшивыми копиями сертификатов (на сумму более 2 млрд. руб.);
- торговая сеть принимает на
реализацию опасную и
- деформации в экономике
Главный вывод из изложенного состоит в том, что применяемые у нас формы государственного регулирования в целом не являются эффективным барьером для недоброкачественной продукции.
Выяснение причин такого положения является предметом специального анализа. Здесь же мы остановимся коротко на некоторых из них.
Прежде всего, необходимо отметить, что государственный надзор и контроль, являющийся важнейшей формой защиты потребителей, недостаточно у нас результативен. Имеет место дублирование деятельности контролирующих органов, практически отсутствует государственное финансирование, слабо защищены государственные контролеры. Возникают серьезные проблемы с сохранением квалифицированного кадрового состава.
Допуск к производству на основе лицензирования., главный недостаток его состоит в том, что в процессе выдачи лицензии не используются современные методы, такие, например, как оценка производства с использованием стандартов ИСО серии 9000 или широко применяемая за рубежом для пищевых производств система ХАССП (анализ рисков по критическим точкам). Их использование обеспечивает значительную уверенность в том, что хозяйствующий субъект может выпускать качественную и безопасную продукцию.
Об ответственности. Действующее законодательство предусматривает, как показывает анализ, достаточно правовых норм для защиты потребителя от недоброкачественной продукции. Вместе с тем, на практике их эффективность крайне низка. Причин здесь много, в том числе, связанных с криминализацией общества и недостатками судебной системы. Кроме того, необходимо сказать еще об одном важном моменте, который проявляется при сравнении наших законодательных норм в этой области с нормами Европейского союза. Например, и у нас, и у них есть норма, устанавливающая ответственность изготовителя. Но в Европейском союзе есть дополнительная норма, которая резко меняет ситуацию в сторону более четкого предъявления претензий к изготовителю и установления факта его вины: "В том случае, когда вред был вызван как дефектом изделия, так и действием (или бездействием) третьего лица, объем ответственности изготовителя за этот вред не подлежит уменьшению". Очевидно, что эта норма вносит большую определенность в дело выявления того, кто должен компенсировать ущерб. Подобные ситуации должны стать предметом тщательного изучения с целью корректировки законодательства.
Относительно маркирования и учета движения товара. Анализ показывает, что на нашем потребительском рынке находится до 50% неучтенной продукции. Такая ситуация заставила Правительство Российской Федерации постановлением от 17 мая 1997 г. № 601 для ряда товаров ввести систему маркирования товаров знаком соответствия с учетной информацией к нему, защищенным от подделок. Эта мера принесла значительный эффект на пути пресечения поступления на потребительский рынок фальсифицированных и недоброкачественных товаров.
Ее критики используют сегодня различные способы для отмены этого постановления, в том числе, делая ссылку на отсутствие такого маркирования за рубежом. Да, действительно, там этого нет. Но там есть другая и более жесткая мера. Во многих странах, как уже говорилось, созданы информационные системы учета движения сопроводительных документов и товаров на базе технологии штрихового кодирования. Конечно, создание у нас такой системы решило бы проблему идентификации, учета движения документации и непосредственно товаров на всем их пути до потребителя. Этот вопрос сейчас рассматривается в Правительстве. Однако, на это потребуются значительные средства и время.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что единого механизма защиты потребительского рынка у нас нет. Есть отдельные формы, действующие хуже или лучше, но не представляющие в совокупности систему взаимосвязанных действий.
Кроме того, ситуация осложняется и тем, что слишком мало у нас сделано в области саморегулирования рынка, развития общественных форм защиты потребительского рынка, защиты прав интеллектуальной и промышленной собственности и товарных знаков.
Более подробно
рассмотрим одну из форм защиты потребительского
рынка – подтверждение
Подтверждение соответствия (сертификация и принятие декларации изготовителем о соответствии) являются общепризнанным в мировом сообществе механизмом защиты потребительского рынка. Об этом говорит, например, опыт Европейского союза, где существует практика обязательного подтверждения соответствия европейским директивам. Сегодня этой процедурой охвачено более 25% продукции, и ее объем постоянно растет по мере разработки европейских стандартов и директив (начиная с 1987 г. число директив увеличилось в 11 раз). Для выполнения этих работ создана сеть уполномоченных органов. По существу это аналог нашей обязательной сертификации.
В последнее время оппоненты как за рубежом, так и внутри страны, критикуя наш подход к подтверждению соответствия, искажают, представляют в радужном цвете деятельность по подтверждению соответствия в Европейском союзе. Основной их тезис – там нет таких торговых барьеров, какие есть у нас.