Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 10:45, контрольная работа
Задание 4
Поэтапно проанализируйте одну из отраслей промышленности Челябинской области и дайте ей глубокую характеристику:
1) определите экономические характеристики отраслевого окружения;
2) оцените степень конкуренции в отрасли;
3) определите ключевые факторы успеха;
4) сделайте заключение о степени привлекательности отрасли с точки зрения организации, выходящей на данный рынок.
Задание 5
Охарактеризуйте все известные Вам методы реагирования организации на изменения факторов внешней среды. И приведите примеры их применения в деятельности конкретных предприятий.
Ответы на тестовые задания № 1, 2, 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Задание № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Задание № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Задание № 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Задание № 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Задание № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Таблица 1 - Анализ макроокружения университета
Фактор |
Рыночные угрозы, тревоги, препятствия |
Стратегические возможности |
Политико-правовой- переход на 12 -летнее среднее образование |
Снижение числа абитуриентов-выпускников школ |
Расширение дополнительного образования (очно-заочного, заочного, дистанционного) |
- изменение правил приема в вуз: введение единого государственного экзамена |
Отток городских абитуриентов в столичные вузы (при условии повышения жизненного уровня населения) |
Привлечение абитуриентов традиционных регионов университета |
Экономический - снижение государственного финансирования |
Снижение количества факультетов и специальностей |
Увеличение количества коммерческих услуг |
Социально-демографический |
Снижение количества абитуриентов |
Реклама, маркетинг, привлечение учащихся |
Политический |
Изменение политической власти |
Организация управления ВУЗом с учетом возможных перемен |
Технологический |
Конкуренция в сфере качества образовательных услуг |
Повышение качества образовательных услуг |
Рисунок 1 - Окружение деятельности ЧелГУ
Таблица 2 - Анализ микроокружения университета
Влияние |
Рыночные угрозы, тревоги, препятствия |
Стратегические возможности |
Абитуриентов, родителей |
Предпочтение другому вузу города Челябинска (России) |
Предпочтение ЧелГУ другим вузам |
Администраций субъектов Федерации |
Заключение договоров на целевую подготовку с другими вузами |
Заключение договоров на целевую подготовку с ЧелГУ |
Анализируя сопоставление:
а также проведя поиск баланса между:
разрабатывается стратегия развития университета.
В стратегии развития университета отражается:
2. Спрогнозируйте влияние следующих макроэкономических факторов на разработку и корректировку стратегии университета:
Повышение уровня жизни и рождаемости вызовет увеличение количества студентов в ВУЗе.
Рост государственных расходов на научную сферу деятельности вызовет увеличение и качественный рост научных исследований в ВУЗе.
Задание 7
Проведите SWOT-анализ для Челябинского государственного университета:
При изучении основных условий, в которых организация должна работать, в стратегическом менеджменте используются различные методы. Наиболее популярный подход связан со SWOT-анализом.
Как отмечают Е.А. Князев и К. Таверньи, имеется реальная возможность в рамках SWOT-анализа анализировать вуз и его окружение в терминологии делового мира: вуз производит собственный продукт, имеет определенные ресурсы, соперничает на определенном рынке и занимает определенную его долю; ему характерен определенный производственный процесс, он связан со своими заказчиками и т.д. Для каждого из направлений производится поиск сильных и слабых внутренних сторон, возможностей и угроз во внешней среде. В таблице 3 приведена матрица SWOT-анализа ЧелГУ.
Таблица 3 - Результаты SWOT-анализа вуза
Направления анализа |
Сильные стороны вуза |
Слабые стороны вуза |
Возможности |
Угрозы |
Образовательные и научные продукты и услуги |
Широкий спектр направлений и специальностей подготовки;
Присутствие в составе вуза международных образовательных структур;
Большой объем НИР по договорам и грантам |
Недостаточно развитая система оказания краткосрочных дополнительных образовательных услуг;
Отсутствие собственного технопарка;
Низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности |
Расширение номенклатуры краткосрочных образовательных программ и услуг;
Открытие новых для региона направлений и специальностей подготовки;
Расширение консалтинговой деятельности по заказам региональных органов управления и предприятий региона |
Увеличение в регионе числа негосударствен-ных вузов и филиалов столичных государственных вузов
Отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей |
Ресурсы |
Высокий уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и информационными ресурсами;
Квалифицирован-ный кадровый состав по естественнонауч-ным специальностям;
Хорошо развитая аспирантура |
Недостаточная обеспеченность учебными площадями;
Дефицит преподаватель-ских кадров гуманитарных специальностей;
Слабо развитая социальная база;
Недостаток научной литературы и периодических изданий |
Капитальное строительство учебно-лабораторной базы;
Развитие докторантуры;
Строительство жилья с целью привлечения и закрепления квалифицирован-ных кадров |
Отток квалифицирован-ных кадров в негосударствен-ные вузы |
Финансовое состояние |
Большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы |
Отсутствие системы контроллинга;
Большие затраты на аренду учебных площадей |
Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных образовательных услуг и расширения консалтинговой деятельности;
Организация эффективного финансового менеджмента в вузе |
Сокращение бюджетного финансирования;
Демпинговая политика конкурентов |
Образовательные технологии и процессы |
Широкое применение информационных технологий в учебном процессе |
Недостаточное использование активных методов обучения — деловых игр, кейсов и др. |
Развитие системы открытого образования |
Широкое использование дистанционных технологий обучения конкурентами |
Качество образования |
Отсутствие рекламаций со стороны потребителей кадров;
Использование квалиметрических методов оценки качества образования |
Отсутствие в вузе системы управления качеством образования |
Использование международных стандартов серии ИСО 9000 для управления и контроля качества образования |
Снижение качества подготовки из-за увеличения доли платного образования |
Маркетинговая инфраструктура |
Позитивный имидж вуза в регионе;
Огромный опыт проведения рекламных и имиджевых мероприятий;
Наличие службы маркетинга |
Отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг |
Использование современных механизмов формирования товарной и ценовой политик |
Ошибки при ценообразовании из-за отсутствия достаточной информации о состоянии конкурентной среды |
Заказчики |
Широкая сеть спецклассов в школах города;
Активное договорное сотрудничество с предприятиями и организациями региона |
Недостаточно активная работа в районах области и соседних регионах |
Расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями |
Снижение спроса из-за высоких требований на вступительных испытаниях и высоких цен |
Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии и обеспечивает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей и глубокое понимание внешнего конкурентного окружения.
Задание 8
Проведите портфельный анализ известного Вам предприятия с помощью матрицы, разработанной Бостонской консультационной группой.
Изучение и оценка ассортимента аптечной организации «Аптека № 241» г. Сатки
№ |
Наименование |
Объем продаж, тыс.руб. |
Доля рынка |
Темп прироста продаж |
1 |
Анальгин |
5,0 |
0,05 |
0,10 |
2 |
Аскорутин |
10,0 |
0,10 |
0,10 |
3 |
Аспирин |
3,0 |
0,03 |
0,20 |
4 |
Бальзам Биттнера |
2,0 |
0,02 |
0,41 |
5 |
Валидол |
8,0 |
0,08 |
0,18 |
6 |
Галазолин |
25,0 |
0,25 |
0,20 |
7 |
Корвалол |
15,0 |
0,15 |
0,12 |
8 |
Но-шпа |
30,0 |
0,30 |
0,35 |
9 |
Темпалгин |
1,0 |
0,01 |
0,47 |
10 |
Цитрамон |
1,0 |
0,01 |
0,24 |
Всего |
100,0 |
Матрица, разработанная бостонской консультационной группой
Темп прироста продаж |
Высокий |
ЗВЕЗДЫ
Но-шпа |
Дикие кошки
Бальзам Биттнера, Темпалгин |
Низкий |
Дойные коровы
Галазолин |
Собаки
Анальгин, Аскорутин, Аспирин, Валидол, Корвалол, Цитрамон | |
Высокая |
низкая | ||
Доля рынка |
Таким образом: товары «звёзды» – но-шпа, товары «дикие кошки» - бальзам Биттнера, товары «дойные коровы» - галазолин, товары «собаки» - анальгин, аскорутин, аспирин, валидол, корвалол, цитрамон.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада Лтд., 1996.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
5. Кинг У., Клилланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М., 1982.
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995.
7. Мильнер Б.З., Евенко В.С., Раппопорт Б.С. Системный подход к организации управления. М., 1983.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Стратегический менеджмент"