Контрольная работа по дисциплине "Стратегический менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 10:45, контрольная работа

Краткое описание

Задание 4
Поэтапно проанализируйте одну из отраслей промышленности Челябинской области и дайте ей глубокую характеристику:
1) определите экономические характеристики отраслевого окружения;
2) оцените степень конкуренции в отрасли;
3) определите ключевые факторы успеха;
4) сделайте заключение о степени привлекательности отрасли с точки зрения организации, выходящей на данный рынок.
Задание 5
Охарактеризуйте все известные Вам методы реагирования организации на изменения факторов внешней среды. И приведите примеры их применения в деятельности конкретных предприятий.

Оглавление

Ответы на тестовые задания № 1, 2, 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Задание № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Задание № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Задание № 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Задание № 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Задание № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 172.00 Кб (Скачать)
  • кадры;
  • организация общего управления;
  • образовательная деятельность;
  • маркетинг;
  • финансы и учет.

 

Таблица 1 - Анализ макроокружения университета

 

Фактор

Рыночные угрозы, тревоги, препятствия

Стратегические возможности

Политико-правовой

- переход  на 12 -летнее среднее образование

Снижение числа абитуриентов-выпускников школ

Расширение дополнительного образования (очно-заочного, заочного, дистанционного)

- изменение правил приема в  вуз:

введение единого государственного экзамена

Отток городских абитуриентов в столичные вузы (при условии повышения жизненного уровня населения)

Привлечение абитуриентов традиционных регионов университета

Экономический

- снижение государственного финансирования

Снижение количества факультетов и специальностей

Увеличение количества коммерческих услуг

Социально-демографический

Снижение количества абитуриентов

Реклама, маркетинг, привлечение учащихся

Политический

Изменение политической власти

Организация управления ВУЗом с учетом возможных перемен

Технологический

Конкуренция в сфере качества образовательных услуг

Повышение качества образовательных услуг



 

 

 

Рисунок 1 - Окружение деятельности ЧелГУ

 

Таблица 2 - Анализ микроокружения университета

 

Влияние

Рыночные угрозы, тревоги, препятствия

Стратегические возможности

Абитуриентов, родителей

Предпочтение другому вузу города Челябинска (России)

Предпочтение ЧелГУ другим вузам

Администраций субъектов Федерации

Заключение договоров на целевую подготовку с другими вузами

Заключение договоров на целевую подготовку с ЧелГУ


 

Анализируя сопоставление:

  • сильных сторон университета и стратегических возможностей;
  • слабых сторон университета и угроз;

а также проведя поиск баланса между:

  • сильными и слабыми сторонами университета;
  • сильными сторонами университета и угрозами;
  • стратегическими возможностями и угрозами;

разрабатывается стратегия развития университета.

В стратегии развития университета отражается:

  • миссия;
  • видение университета;
  • основные направления деятельности университета;
  • предполагаемое совершенствование по каждому из основных направлений деятельности;
  • мероприятия, обеспечивающие совершенствование  основных направлений деятельности;
  • регионы, представляющие повышенный интерес университета для реализации основной деятельности;
  • направление реализации стратегии на обеспечение удовлетворенности потребностей заинтересованных сторон и устойчивого развития университета.

 

2. Спрогнозируйте влияние следующих макроэкономических факторов на разработку и корректировку стратегии университета:

  • повышение уровня жизни;
  • повышение рождаемости;
  • рост государственных расходов на научную сферу деятельности.

Повышение уровня жизни и рождаемости вызовет увеличение количества студентов в ВУЗе.

Рост государственных расходов на научную сферу деятельности вызовет увеличение и качественный рост научных исследований в ВУЗе.

 

 

Задание 7

 

Проведите SWOT-анализ для Челябинского государственного университета:

  1. Определите слабые и сильные стороны внутренней среды университета и оцените их значимость.
  2. Выявите основные возможности и угрозы внешней среды университета и оцените их значимость.
  3. Составьте таблицу, которая будет содержать перечень SWOT-факторов, оказывающих наибольшее влияние на деятельность университета.
  4. Составьте матрицу-SWOT, в которой представьте стратегии, использующие сильные стороны и учитывающие возможности, а также защищающие от угроз и сглаживающие слабости.

 

При изучении основных условий, в которых организация должна работать, в стратегическом менеджменте используются различные методы. Наиболее популярный подход связан со SWOT-анализом.

Как отмечают Е.А. Князев и К. Таверньи, имеется реальная возможность в рамках SWOT-анализа анализировать вуз и его окружение в терминологии делового мира: вуз производит собственный продукт, имеет определенные ресурсы,  соперничает на определенном рынке и занимает определенную его долю; ему характерен определенный производственный процесс, он связан со своими заказчиками и т.д. Для каждого из направлений производится поиск сильных и слабых внутренних сторон, возможностей и угроз во внешней среде. В таблице 3 приведена матрица SWOT-анализа ЧелГУ.

 

 

 

Таблица 3 - Результаты SWOT-анализа вуза

 

Направления анализа

Сильные стороны вуза

Слабые стороны вуза

Возможности

Угрозы

Образовательные и научные продукты и услуги

Широкий спектр направлений и специальностей подготовки;

 

Присутствие в составе вуза международных образовательных структур;

 

Большой объем НИР по договорам и грантам

Недостаточно развитая система оказания краткосрочных дополнительных образовательных услуг;

 

Отсутствие собственного технопарка;

 

Низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности

Расширение номенклатуры краткосрочных образовательных программ и услуг;

 

Открытие новых для региона направлений и специальностей подготовки;

 

Расширение консалтинговой деятельности по заказам региональных органов управления и предприятий региона

Увеличение в регионе числа негосударствен-ных вузов и филиалов столичных государственных вузов

 

Отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей

Ресурсы

Высокий уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и информационными ресурсами;

 

Квалифицирован-ный кадровый состав по естественнонауч-ным специальностям;

 

Хорошо развитая аспирантура

Недостаточная обеспеченность учебными площадями;

 

Дефицит преподаватель-ских кадров гуманитарных специальностей;

 

Слабо развитая социальная база;

 

Недостаток научной литературы и периодических изданий

Капитальное строительство учебно-лабораторной базы;

 

Развитие докторантуры;

 

Строительство жилья с целью привлечения и закрепления квалифицирован-ных кадров

Отток квалифицирован-ных кадров в негосударствен-ные вузы

Финансовое состояние

Большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы

Отсутствие системы контроллинга;

 

Большие затраты на аренду учебных площадей

Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных образовательных услуг и расширения консалтинговой деятельности;

 

Организация эффективного финансового менеджмента в вузе

Сокращение бюджетного финансирования;

 

Демпинговая политика конкурентов

Образовательные технологии и процессы

Широкое применение информационных технологий в учебном процессе

Недостаточное использование активных методов обучения — деловых игр, кейсов и др.

Развитие системы открытого образования

Широкое использование дистанционных технологий обучения конкурентами

Качество образования

Отсутствие рекламаций со стороны потребителей кадров;

 

Использование квалиметрических методов оценки качества образования

Отсутствие в вузе системы управления качеством образования

Использование международных стандартов серии ИСО 9000 для управления и контроля качества образования

Снижение качества подготовки из-за увеличения доли платного образования

Маркетинговая инфраструктура

Позитивный имидж вуза в регионе;

 

Огромный опыт проведения рекламных и имиджевых мероприятий;

 

Наличие службы маркетинга

Отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг

Использование современных механизмов формирования товарной и ценовой политик

Ошибки при ценообразовании из-за отсутствия достаточной информации о состоянии конкурентной среды

Заказчики

Широкая сеть спецклассов в школах города;

 

Активное договорное сотрудничество с предприятиями и организациями региона

Недостаточно активная работа в районах области и соседних регионах

Расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями

Снижение спроса из-за высоких требований на вступительных испытаниях и высоких цен


 

Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии и обеспечивает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей и глубокое понимание внешнего конкурентного окружения.

 

 

 

 

 

 

Задание 8

 

Проведите портфельный анализ известного Вам предприятия с помощью матрицы, разработанной Бостонской консультационной группой.

Изучение и оценка ассортимента  аптечной организации «Аптека № 241» г. Сатки

Наименование

Объем продаж, тыс.руб.

Доля рынка

Темп прироста продаж

1

Анальгин

5,0

0,05

0,10

2

Аскорутин

10,0

0,10

0,10

3

Аспирин

3,0

0,03

0,20

4

Бальзам Биттнера

2,0

0,02

0,41

5

Валидол

8,0

0,08

0,18

6

Галазолин

25,0

0,25

0,20

7

Корвалол

15,0

0,15

0,12

8

Но-шпа

30,0

0,30

0,35

9

Темпалгин

1,0

0,01

0,47

10

Цитрамон

1,0

0,01

0,24

 

Всего

100,0

   

 

Матрица, разработанная бостонской консультационной группой

Темп прироста продаж

Высокий

ЗВЕЗДЫ

 

Но-шпа

Дикие кошки

 

Бальзам Биттнера, Темпалгин

Низкий

Дойные коровы

 

Галазолин

Собаки

 

Анальгин, Аскорутин, Аспирин, Валидол, Корвалол, Цитрамон

 

Высокая

низкая

Доля рынка


 

Таким образом: товары «звёзды» – но-шпа, товары «дикие кошки» - бальзам Биттнера, товары «дойные коровы» - галазолин, товары «собаки» - анальгин, аскорутин, аспирин, валидол, корвалол, цитрамон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада Лтд., 1996.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

5. Кинг У., Клилланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М., 1982.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995.

7. Мильнер Б.З., Евенко В.С., Раппопорт Б.С. Системный подход к организации управления. М., 1983.

 


 



Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Стратегический менеджмент"