Контроллинг в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента. Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.

Оглавление

Введение
1. Контроллинг. Задачи и функции

Сущность контроллинга.


Причины необходимости внедрения контроллинга

2. Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг.
2.1. Стратегический контроллинг
2.2 Оперативный контроллинг

2.3. Характеристика стратегического и оперативного контроллинга

3.
Функции и задачи контроллинга


3.1. Функции контроллинга


3.2. Основные задачи контроллинга

4.
Инструментальные аспекты контроллинга


4.1. Планирование и бюджетирование


4.2. Система управленческого учёта


4.3. Системы показателей оценки деятельности


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Моя работа по менеджменту.doc

— 270.50 Кб (Скачать)
 

   Система стратегического контроллинга

   Области контроллинга:

  • стратегические цели (качественные и количественные);
  • критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;
  • узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.

   Требования  при осуществлении контроллинга:

  • объем показателей должен быть ограничен;
  • показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;
  • выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (как минимум, за пять лет);
  • показатели должны носить характер раннего предупреждения.

   Анализ  выбранных показателей включает следующее:

  • сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;
  • выявление  причин и виновников отклонений;
  • определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;
  • анализ влияния полученных отклонений на  конечные результаты.
 

2.2. Оперативный контроллинг.

   Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.

   Основной  задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия  для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.

   В отличие от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому  инструментарий оперативного контроллера  принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллера.

   Цель  оперативного контроллинга

   Цель  оперативного контроллинга - создание системы управления достижением  текущих целей предприятия, а  также принятие своевременных решений  по оптимизации соотношения “затраты - прибыль” и для поддержки оперативных решений по недопущению кризисного состояния

   Оперативный контроллинг ориентирован на  достижение краткосрочных целей.

   Основные  подконтрольные показатели:

  • рентабельность капитала;
  • производительность;
  • степень ликвидности

   Оперативный контроллинг в значительной степени  ориентирован на конкретные цифры и  детальную информацию. Глобальное управление, реализуемое стратегическим контроллингом, дополняется более тонким управлением в рамках оперативного контроллинга в том смысле, что последний ориентирован на конкретные коммерческие действия и их условия. 

    1. Характеристика  оперативного и 

стратегического контроллинга.

Признаки Стратегический  контроллинг Оперативный контроллинг
Ориентация Внешняя и внутренняя среда предприятия Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
Уровень управления Стратегическое Тактическое и  оперативное
Цели Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
Главные задачи
  • Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия
  • Ответственность за стратегическое планирование
  • Разработка альтернативных стратегий
  • Определение “критических” условий, лежащих в основе стратегических планов
  • Определение “узких” и “слабых” мест
  • Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями
  • Сравнение плановых и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений
  • Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций)
  • Руководство при оперативном планировании и разработке текущего бюджета
  • Определение “узких” и поиск “слабых” мест для тактического управления
  • Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями
  • Сравнение плановых и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений
  • Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов
  • Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений
Методы
  • Анализ конкурентной ситуации
  • Анализ предприятий
  • Анализ рынков/ окружающей среды
  • Стратегическое планирование «люков» (разрывов)
  • Стратегическая калькуляция
  • Расчет  издержек по местам их возникновения
  • Расчет маржинальной прибыли
  • Полная и частичная калькуляция издержек
  • Проектные расчеты
  • Планирование ликвидности
  • Средне- и краткосрочное финансовое планирование
  • Баланс движение денежных средств
  • Двойная бухгалтерия
Результат
    Стратегический  план
  • Планирование результата
  • Планирование баланса и отчета о прибылях и убытках
 

   Основное  различие между стратегическим и  оперативным контроллингом заключается  в том, что первый ориентирован на тенденции будущего, а последний, напротив, "смотрит" в настоящее.

  • стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг - на конкретный результат;
  • контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих направлений контроллинга;
  • объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны;
  • в оперативной области доминирует контроль со стороны (со стороны отдела контроллинга), а в стратегической - самоконтроль
 
  1. Функции и задачи контроллинга.

   Функции и задачи контроллинга постоянно  дополняются и изменяются по содержанию. Меняется весомость отдельных задач. Так, Великая экономическая депрессия 1930-х гг. показала американским предпринимателям значимость управленческого учёта и планирования для обеспечения выживаемости предприятия в долгосточной перспективе. До этого момента практики забывали об указанных функциях управления или не придавали им должного значения. В результате середина 1930-х гг. стала в США периодом интенсивного роста числа предприятий, внедряющих принципы и философию контроллинга.

   В конце 1970-х – начале 1980-х гг. по Европе прокатилась волна банкротств, и это подтолкнуло предпринимателей к пониманию необходимости внедрения  на предприятиях современных инструментов планирования и управления. Крупные предприятия занялись децентрализацией управления, что сразу же привело к необходимости внедрения системы координации деятельности хозяйствующих субъектов. Возникла необходимость в разработке информационных систем, обеспечивающих менеджеров оперативной и достоверной информацией о состоянии предприятия в различных аспектах деятельности. Постепенно определялся основной круг обязанностей служб контроллинга.

   В развитых странах Европы службы контроллинга на предприятиях или услуги привлечённых экспертов-контроллёров вполне привычны. Анализ спроса на рынке трудовых ресурсов такой страны, как Германия, показывает, что не только крупные, но и средние, а в последнее время и малые фирмы приглашают на работу специалистов-контроллеров. Этот факт свидетельствует о признании эффективности управления организацией на принципах контроллинга. В современных условиях контроллинг становится реальным дополнением работы менеджеров.

   На  малых предприятиях основные функции  контроллинга выполняет либо руководитель фирмы, либо его заместитель. При этом многие задачи интегрируются и упрощаются. Например, задачи разработки планов, их координации и проверки на реализуемость можно рассматривать как единую  задачу, если её выполняет сам руководитель предприятия. Небольшие предприятия очень редко решают также проблемы покупки других фирм или продажи филиалов. На среднем по размерам предприятия с монопроизводством объём функций и задач учёта, планирования и отчёта будет, естественно, меньшим по сравнению с многопрофильным предприятием. 

3.1. Функции контроллинга.

   Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:

   - поддержка процесса планирования;

   - учёт для целей управления;

   - контроль за реализацией планов, в том числе выявление и  анализ отклонений;

   - оценка протекающих процессов  и представление отчётности руководству;

   - выработка рекомендаций по возможным  решениям и оценка последствий их реализации.

   Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку  процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учёта на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, то есть в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. Таким образом, в рамках функций и задач контроллинга можно выделить методический, организационный, координационный и консультационный аспекты.

   На  объём реализуемых в организациях функций контроллинга влияют в основном следующие факторы:

   - экономическое состояние организации;

   - понимание руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;

   - размер организации (численность занятых, объём производства);

   - уровень диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;

   - сложившийся уровень конкуренции;

   - квалификация управленческого персонала;

   - квалификация сотрудников службы  контроллинга. 

3.2. Основные задачи контроллинга.

    В общем виде задачи контроллинга могут быть классифицированы по различным функциональным областям менеджмента.

    1. В области учёта задачи контроллинга  включают создание системы сбора  и обработки информации, существенной  для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Основные задачи в сфере учёта: сбор и обработка информации, разработка и ведение системы внутреннего учёта, унификации методов и критериев оценки деятельности организации и её подразделений.

    2. В области планирования поддержка процесса заключается в формировании и развитии системы комплексного планирования, разработке методов планирования, определении необходимой для планирования информации. Источников информации и путей её получения.

    Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), обеспечивает координацию отдельных планов на полноту  и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий.

    Служба  контроллинга не определяет что планировать, но разрабатывает технологию планирования, выполняя управленческую функцию ведения задачи планирования на предприятии. Ответственность за реализацию планов остаётся в компетенции линейных руководителей.

    Основные  задачи контроллинга в области планирования:

    - информационная поддержка при  разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

    - формирование и совершенствование  всей “архитектуры” системы планирования;

    - установление потребности в информации  и времени для отдельных шагов  процесса планирования;

    - координация процессов обмена  информацией;

    - проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

Информация о работе Контроллинг в системе менеджмента