Контроль как функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Сущность понятия контроля, характеристика его структуры и принципы контроля. Анализ системы контроля воспитательной деятельности классных руководителей в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №1 с углублённым изучением отдельных предметов.

Оглавление

Введение 3
1 Контроль – процесс, обеспечивающий достижение целей организацией 6
1.1 Определение контроля, его сущность 6
1.2 Виды контроля 7
1.3 Этапы контроля 9
2 Краткая характеристика МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов 14
2.1 История создания и особенности деятельности МОУ СОШ №1 14
2.2 Особенности системы контроля воспитательной работы классных руководителей МОУ СОШ №1 16
Выводы и предложения 29
Список литературы: 31
Приложение 32

Файлы: 1 файл

Контроль как функция управления.docx

— 351.90 Кб (Скачать)

       В  процессе  контроля  есть  три  четко  различимых  этапа:  выработка стандартов  и  критериев,  сопоставление  с  ними  реальных  результатов   и принятие необходимых корректирующих действий. На  каждом  этапе реализуется комплекс различных мер.

       Первый  этап процесса  контроля   демонстрирует,  насколько  близко,  в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это  конкретные цели, прогресс в отношении  которых  поддаётся  изменению.  Эти  цели  явным образом выступают из процесса планирования. Все стандарты, используемые  для контроля,  должны  быть  выбраны  из  многочисленных   целей   и   стратегий организации.

       Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуется наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по  отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

       Конкретный  критерий и определённый период времени  называются показателями результативности Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей.

       Подобные  показатели позволяют руководству  сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие вопросы: ”Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей? “ и “Что осталось не сделанным?”

       Относительно  легко установить показатели  результативности  для  таких величин как прибыль, объем продаж,  стоимость  материалов  потому,  что  они поддаются количественному измерению.  Но  некоторые  важные  цели  и  задачи организаций выразить в числах невозможно.

       Второй  этап   процесса   контроля   состоит  в  сопоставлении  реально достигнутых  результатов  с  установленными  стандартами.  На   этом   этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые  результаты  соответствующего ожиданиям.  При этом  менеджер  принимает еще очень важное  решение:

       насколько допустимы или относительно безопасны  обнаруженные  отклонения  от стандартов.  На  этой,  второй  стадии  процедуры  контроля  дается  оценка, которая  служит  основой  для  решения  о  начале  действий.   Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является  наиболее  заметной  частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в  определении  масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

       Масштаб  допустимы  отклонений  и   принцип   исключения.   Показатель результативности дает четкую и ясную  цель  для  направления  усилий  членов организации. За исключением ряда  специальных  случаев,  организациям  редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели.  На  самом деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы  контроля  состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.

       Определение  масштаба  допустимых  отклонений  -  вопрос   кардинально важный. Если взять слишком большой масштаб, то  возникающие  проблемы  могут приобрести  грозные  очертания.  Но,  если  масштаб  слишком  маленький,  то организация будет  реагировать  на  очень  большие  отклонения,  что  весьма разорительно  и  требует  много  времени.  Такая  система   контроля   может парализовать и дезорганизовать  работу  организации.  В  подобных  ситуациях достигается высокая степень контроля,  но  процесс  контроля  становится  не эффективным.  Для  того  чтобы  контроль  был  эффективным  он  должен  быть экономным.  Преимущества  системы  должны   перевешивать   затраты   на   ее функционирование. Один  из  способов   возможного  увеличения  экономической эффективности  контроля  состоит  в  использовании  метода   управления   по принципу  исключения.  Состоит  он  в  том,  что  система  контроля   должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.

       Измерение результатов. Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, - это  самый  трудный  и дорогостоящий элемент контроля. Для того  чтобы  быть  эффективной,  система измерения   должна   соответствовать   тому   виду   деятельности,   который подвергается контролю.

       Передача  и  распространение  информации.  Распространение  информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля.  Для  того  чтобы контроль  был  эффективным,  необходимо  обязательно  довести  до   сведения соответствующих работников организации как установленные  стандарты,  так  и достигнутые результаты. Подобная информация должна  быть  точной,  поступать вовремя и доводится до сведения  ответственных  за  соответствующий  участок работников  в  виде,  легко  позволяющем  принять  необходимое   решение   и действия. Желательно  также  быть  полностью  уверенным,  что  установленные стандарты  хорошо  поняты  сотрудниками.  Это  означает,  что  должна   быть обеспечена эффективная связь  между  теми,  кто  устанавливает  стандарты  и теми, кто должен их выполнять.

       Оценка  информации о результатах. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах.

       Менеджер  должен решить, та ли, что нужно, информация получена, и важна ли она. Важная информация – это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

       После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбирать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.      

       Ничего  не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться  такого  положения,  при  котором  процесс  управления организацией действительно заставлял бы её функционировать в соответствии  с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит  о том,  что  установленные   цели   достигаются,   лучше   всего   ничего   не предпринимать.  В  управлении  нельзя,  однако,  рассчитывать  на  то,   что случившееся один раз, повторится снова. Даже  наиболее  совершенные   методы должны подвергаться изменениям.

       Устранить отклонения. Система контроля, которая  не позволяет устранить серьезные  отклонения   прежде,  чем  они  перерастут  в  крупные  проблемы, бессмысленна.   Проводимая   корректировка   должна   концентрироваться   на устранении настоящей причины отклонения. В идеале  стадия  измерений  должна показать масштаб отклонения от стандартов и точно указывать его причину.

       Смысл корректировки во всех случаях состоит  в том, чтобы сразу  понять причину отклонения и добиться возвращения организации к  правильному  образу действий.

       Осуществление  корректировки может  быть  достигнуто  путем  улучшения значения  каких-либо  внутренних  перемен   факторов   данной   организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.

       Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться не  реальными,  потому  что они основываются на планах, а  планы  –  это  лишь  прогнозы  будущего.  При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. 
 
 

 

       2 Краткая характеристика  МОУ СОШ №1 с углубленным  изучением отдельных предметов

       2.1 История создания и особенности  деятельности МОУ СОШ №1

     Пыть-Яхское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных   предметов была основана в 1984 году. Директор школы Пуляшкина Татьяна Николаевна. В школе работают 94 педагога, из которых 40 имеют высшую квалификационную категорию, а 29 первую.

       Приоритетные  направления программы развития школьного образования:

  1. Переход на качественно новый уровень образования  на основе новых информационных технологий.
  2. Внедрение исследовательских подходов и проектных технологий в образовательный процесс.
  3. Воспитание культуры здорового образа жизни.
  4. Создание комплексной системы воспитания как органического компонента образовательного процесса.
  5. Формирование системы предпрофильной ориентации среди учащихся 5-8 классов.
  6. Активизация сотрудничества с социумом.

       Программы, реализуемые в школе:

  1. Инновационные формы организации раннего профильного обучения.
  2. Информатизация школы.
  3. Комплексное оздоровление детей.
  4. Программа гражданского воспитания  «Школа успеха».
  5. «Детский театр как универсальное образовательное пространство».
  6. Одаренные дети в общеобразовательной школе.

       Награды педагогов:

  1. Медаль «За трудовое отличие» - 1.
  2. Медаль «Ветеран труда» - 3.
  3. Знак «Отличник народного просвещения» - 10.
  4. Почетный  работник общего образования  Российской Федерации – 12.
  5. Заслуженный работник ХМАО-Югры – 2.
  6. Заслуженный учитель РФ – 1.
  7. Победители городского конкурса «Учитель года» - 6.
  8. Призеры окружного конкурса  «Учитель года» - 2.
 

 Особенности учебно-воспитательного  процесса:

  1. Предшкольное образование.
  2. Реализация программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной и средней школе.
  3. Углубленное изучение отдельных предметов.
  4. Организация предпрофильной подготовки.
  5. Организация профильного обучения:

       - Инженерно-техническое;

       - Социально-гуманитарное;

       - Информатизация школы.

             Объединения дополнительного  образования действующие в школе:

         Школы менеджеров:

       «Веселая  палитра», Театральное объединение «Лицедеи», «Я - экономист», «Легкая атлетика» ,Коллектив эстрадно-современного класса, Образцовый художественный коллектив Театр мод «Параллели времени», «Закон и порядок», «Я - спасатель», «Я - журналист», «Музей школьной памяти», «Здоровье и успех», «Я – рукодельница», «Молодые росточки», «Я – социолог». 

       В школе функционируют:

  • Психологическая служба для учащихся, родителей и  педагогов;
  • Медицинская, логопедическая и социальная службы;
  • Библиотека с современным читальным залом, оснащенная компьютером;
  • Лингафонный кабинет;
  • 2 кабинета профильных «Роснефть-классов»;
  • Музей школьной памяти;
  • Информационно-методический центр;
  • 2 компьютерных класса, 33 предметных кабинета с компьютером, подключенным к локальной сети;
  • 7 предметных кабинетов, оснащенных интерактивными досками;
  • 2 спортивных зала, танцевальный зал, тир;
  • Оздоровительный центр «Крепыш»: тренажерный зал, фитобар, массажный кабинет, комната релаксации, зимний сад, игровой зал;
  • Актовый зал на 200 мест;

            Реализация приоритетного национального проекта «Образование»:

  1. МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов – обладатель Грантов Главы города, Президента Российской Федерации в конкурсе «Лучшее образовательное учреждение».
  2. 5 педагогов – обладатели Гранта Президента Российской Федерации в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей.

             Также школа тесно сотрудничает с Администрацией города Пыть-Ях, с управлением по образованию, городским управлением ГИБДД,  городской пожарной инспекцией, комитетом молодежи, спорта и туризма, городской думой,  городским клубом старшеклассников «Новая Цивилизация»,  центром детского творчества, городской молодежной газетой «МЕГА М», и т.д.

Информация о работе Контроль как функция управления