Конкурентоспособность продукции: понятие и факторы ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с вышеизложенным, целью выполнения работы явилось изучение теоретических основ анализа себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции ТОО Караганды-Нан и выявление путей и резервов ее снижения.
Исходя из поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение структуры себестоимости продукции и классификации расходов по элементам затрат;
- получение данных по себестоимости и их анализ;
- выявление имеющихся резервов снижения себестоимости в соответствии с полученными результатами;
- пути повышения эффективности работы предприятия через снижение себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

курсовая себестоимость.doc

— 211.00 Кб (Скачать)
 

    Как видно из таблицы в статьях затрат при производстве хлеба «Царский» на муку и общезаводские расходы уходит более 85% всех затрат, на топливо и электроэнергию – 3,1%, на заработную плату и отчисления на соц. страхование – 4.2%.

    Более наглядно все вышеприведенные  процентные отношения статей  затрат отображены на Диаграмме  1 (Приложение 1.)

    Сравнительный анализ калькуляций  показал что затраты на муку  и прочие основные материалы  увеличились более чем в 1,5 раза, затраты на заработную плату и отчисления на соц. страхование – в 1,5 раза, общезаводские расходы увеличились почти в 2 раза, внепроизводственные расходы – в 3,5 раз. (Приложение 1)

    Все это вызвано экономическим  кризисом и слишком высокими  закупочными ценами на зерно, которые были установлены государством в ходе реализации проекта по поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. Следствием этого и явилось увеличение себестоимости выпускаемой продукции и подорожание отпускной цены в 2 раза. Объемы реализации сократились, и предприятие было вынужденно увеличить внепроизводственные расходы, в том числе и затраты на сбыт продукции чтобы удержать ситуацию под контролем. 

     3.3 Мероприятия по  снижению себестоимости  продукции предприятия  ТОО «Караганды-Нан» 
 

         по результатам анализа деятельности мы пришли к выводу, что есть резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции за счет сокращения общезаводских расходов, упрощения и удешевления аппарата управления, внедрения более прогрессивных методов менеджмента на предприятии, в том числе и создания полноценной маркетинговой службы.

         За последние годы предприятию  удалось снизить себестоимость,  улучшить качество выпускаемой продукции, создать новые рабочие места, а так же повысить эффективность производства за счет введения новых производственных мощностей.

         В марте 2004г. была введена в строй линия по производству макаронных изделий,  параллельно, расширялась торговая сеть путем открытия новых торговых точек.

         Однако рост закупочных цен  привел к тому что экономический  эффект полученный от данных  нововведений не удалось использовать  для улучшения положения предприятия  на местном рынке.

       Выход из сложившейся ситуации  возможен при использовании всех возможностей и резервов снижения себестоимости  выпускаемой продукции.

           Основываясь на данных произведенного анализа можно сказать, что на хлебокомбинате имеются резервы повышения эффективности производства. Использовать эти резервы можно следующими путями:

       1. Экономное расходование сырья  и материалов, а именно:

       - снижение потерь муки по всему  процессу производства, доставки, хране-ния  и переработки;

       - уменьшение потерь по мелкотаре,  так как в мероприятиях на  следующий год предусмотрено транспортировку и хранение ржаной обдирной муки производить бестарным способом. Это дает возможность снизить транспортно-заготовительные расходы, а также расходы по мелкотаре;

       - выпуск хлеба в формах с  полимерным покрытием. На планируемый  год предусмотрено выпустить 5000 т хлеба в таких формах. При этом будет сэкономлено растительное масло на сумму 6, 5 тыс. тг.

       2. Прямое действие на снижение  себестоимости продукции оказывает ее качество. Поэтому предусматривается снижение удельного веса брака, возврата черствой продукции. Для решения этого вопроса предусмотрена замена оборудования и намечены мероприятия по подготовке кадров на предприятии, особенно в курортный период, когда объем производства продукции увеличивается.

       3. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов путем экономного использования их.

       4. Увеличить выработку хлебобулочных  изделий с применением молочной  сыворотки, ферментных добавок,  замедляющих черствение хлеба  и увеличение его выхода.

       5. Заменить низкорентабельные виды продукции на выработку более рентабельных.

       На  ТОО ведется работа по изысканию резервов снижения себестоимости продукции, но и есть причины, независящие от предприятия. Объем производства в курортный сезон зависит от сложившихся обстоятельств, и уменьшение выпуска увеличивает долю условно-постоянных расходов в себестоимости продукции. Чтобы снизить себестоимости можно провести также следующие мероприятия:

        1.Совершенствование организации  производства и труда. Этот  процесс, практически во всех  случаях обеспечивает повышение производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда, работающих путем создания полноценного социально - психологического климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников. Так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.

         2. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы.  Добиться этого возможно двумя путями:

         а) Совершенствование структуры  аппарата управления. Для реализации  этого проекта мы считаем нужным   создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений, деятельности которого будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы предприятия не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

         б) Совершенствование работы управленческого персонала. В данный момент все отделы, связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.

         3.Организация полноценной службы  маркетинга на предприятии.

          Маркетинг – неотъемлемая часть  рыночной экономики и в условиях  постоянно меняющейся конъюнктуры  рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как производство.

         На данном этапе существования  предприятия один сбытовой отдел  не в состоянии решать весь  комплекс проблем связанных с  позиционированием, продвижением  собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом мы считаем нужным рекомендовать предприятию проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

         а) Реклама. Так как продукция  хлебокомбината является довольно  высококачественной и ее реклама,  по всем средствам массовой  информации, включая Интернет, позволит  создать или укрепить имидж хлеба предприятия как высококачественного продукта.

         б) Сбытовая сеть. Расширение сети  фирменных магазинов позволит  увеличить долю на рынке хлеба  и хлебобулочных изделий и  таким образом увеличить объемы  реализации продукции.

         в) Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Любое мало-мальски серьезное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд. 
 
 

       3.4.Особенности методики снижения затрат казахстанских предприятий 
 

       События последних лет подтверждают известную фразу, что «экономика должна быть экономной». Но экономить можно по-разному. Кто-то сокращает штат, кто-то закрывает производство, а кто-то ищет решения, основанные на правильном управлении себестоимостью продукции/услуг. Нам больше импонирует последний подход, и в этом нас поддерживает решение нашего президента, который социальные задачи выводит на первое место, создавая фонды поддержки предпринимателей, центры переподготовки персонала и т.д.

       Действительно, вместо того, чтобы повышать безработицу  в стране, лучше задуматься, как  сделать свой бизнес полезным не только для себя, но и для общества. Как показывает консалтинговый опыт, в каждой организации есть так называемые «узкие места» или даже «точки утечки капитала». Это могут быть излишние представительские расходы, нерациональное потребление энергоресурсов, завышенные бонусы, командировочные, производство нерентабельной продукции и даже воровство, и при этом компания продолжает приносить прибыль.

       Найти такие огрехи, исправить их для  увеличения прибыли - вот основная задача топ-менеджмента, которая особо остро  встала сейчас. Для этого в мировой  практике существует множество методик, которые продвинутые компании Казахстана успешно применяют на протяжении нескольких лет. Это могут быть методики по распределению затрат, по формированию и отслеживанию ключевых показателей деятельности компании (KPI), корректная постановка бюджетных процессов, управление отношений с партнерами, управление персоналом и др.

       При правильной постановке и функционировании данных процессов как единой системы  возникает вопрос, как сделать  этот механизм стройным и отлаженным, минимизируя человеческий фактор. И  конечно такие компании начинают задумываться об информационных системах, которые позволят собирать и обрабатывать актуальную и корректную информацию. Это могут быть системы бюджетирования, системы управления компанией (ERP-системы), электронный документооборот, управление складами, цепочками поставок, логистикой и т.д.

       Чтобы не быть голословными приведем простой  пример из известного каждому покупателю бизнеса - розничной торговли. Во времена  дешевых кредитных денег, роста  потребления, магазины старались приобретать  для реализации как можно более широкий ассортимент товаров, чтобы привлекать покупателя не только ценой, но и разнообразием на своих полках. До 50% товаров при этом не успевало реализовываться в течение месяца. А некоторые товары превращались в «музейные», даже размещались в некоторых магазинах на специальных витринах. Дешевые кредиты позволяли осуществлять такое «хранение». Однако сегодня не многие могут позволить себе широкий ассортимент. С одной стороны падает потребление вообще, с другой, все меньшее число клиентов покупает дорогие товары, с третьей стороны, оплата поставленного товара должна осуществляться, как правило, в течение 1-2 месяцев.

       Государство также стремится помогать покупателям, а не торговому бизнесу, ограничивая  цены товаров первой необходимости. 
В этой ситуации большинство управляющих компаний начали «перетряхивать» ассортимент в пользу более потребляемых (как правило, более дешевых) продуктов. На вопрос одному из директоров крупного гипермаркета: на основании какой информации принимается решение о том или ином продукте, вносимом (исключаемом) в сегодняшний ассортимент? Есть лаконичный ответ: пробуем, как пойдет. Как будто кризиса нет, и мы можем «пробовать» опытным путем.

       Специалисты знают, что за этим словом кроется  не просто продажа конкретного товара, но и поиск «хорошего» поставщика, и заключение и отслеживание договоров, и управление «кешем», и логистика, и складирование товара, и стандартные убытки (пересортица, порча, возвраты, воровство). А в результате товар может «не пойти». 
Во всем мире давно уже придумано, что надо делать в такой ситуации - управлять себестоимостью. Себестоимость товара с учетом всех (подчеркиваем) расходов можно просчитать до того, как он будет закупаться у поставщиков.

       Маржа, оцениваемая на основании себестоимости  и позволит принимать решение о введении товара в ассортиментную матрицу. А товаров в больших магазинах несколько тысяч. Поэтому, конечно же, необходимо не только поставить процессы управления себестоимостью, но и обеспечить эти процессы инструментом - автоматизированной системой. Эта важная функция и по срокам и по стоимости разработки занимает вполне реальные цифры, которые под силу предприятиям и в дни кризиса.

       Для каких еще управленческих процессов  необходимо управлять себестоимостью? Да практически для всех - ведь все они вносят свою «лепту» в увеличение цены продукции/услуги. Прежде чем сокращать персонал, перетряхивать ассортиментную матрицу, перезаключать договора с поставщиками и клиентами, управлять кешем, проводить процессы риск- менеджмента, увеличивать рекламные и маркетинговые затраты, необходимо разобраться с себестоимостью.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции: понятие и факторы ее повышения