Конкурентоспособность продукции: понятие и факторы ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с вышеизложенным, целью выполнения работы явилось изучение теоретических основ анализа себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции ТОО Караганды-Нан и выявление путей и резервов ее снижения.
Исходя из поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение структуры себестоимости продукции и классификации расходов по элементам затрат;
- получение данных по себестоимости и их анализ;
- выявление имеющихся резервов снижения себестоимости в соответствии с полученными результатами;
- пути повышения эффективности работы предприятия через снижение себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

курсовая себестоимость.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Разгосударствление  собственности и создание большого количества частных, коллективных, акционерных, смешанных предприятий как необходимое  условие перехода к рынку существенно  меняет цели, организационную структуру, функции и методы хозяйственной  деятельности предприятий. В условиях зарождающейся конкуренции уже сегодня меняются психология и отношение трудового коллектива к экономике своего предприятия, начинаются заинтересованные поиски путей повышения эффективности производства, внедрения новых технологий и более конкурентоспособных изделий, экономических методов использования ресурсов. Причем это становится актуальным как для негосударственных, так и для государственных предприятий.

     Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что  снижение себестоимости продукции и повышение ее рентабельности становится важным показателем оценки и стимулирования деятельности предприятий. Это заставляет руководителей предприятий искать более оптимальные пути решения данной задачи.

     Актуальность  проблемы снижения себестоимости в настоящее время возросла по сравнению с предыдущим периодом. При социалистическом строе ведения хозяйства наибольшее внимание уделялось плановым показателям работы предприятия, рассчитываемым, в основном, на долгосрочный период. Такой способ не позволял руководителю и коллективу предприятия, имея конкретные текущие данные, разрабатывать мероприятия по выявлению имеющихся резервов снижения себестоимости, применению новых методов ведения работы.

     При переходе экономики на новую стадию, рыночную, существенно изменился сам подход к проблеме производства продукции. Теперь руководство предприятия самостоятельно решает такие проблемы, как:

     - выбор и обновление ассортимента  продукции;

     - расширение существующих и поиск  новых рынков сбыта, а также  каналов распространения готовой продукции;

     - использование более дешевых  и нетрадиционных видов сырья  и материалов;

     - применение маркетинговой стратегии  и информации.

     В соответствии с вышеизложенным, целью выполнения работы явилось изучение теоретических основ анализа себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции ТОО Караганды-Нан и выявление путей и резервов ее снижения.

Исходя  из поставленной цели решаются следующие  задачи:

- изучение  структуры себестоимости продукции  и классификации расходов по  элементам затрат;

- получение  данных по себестоимости и  их анализ;

- выявление  имеющихся резервов снижения  себестоимости в соответствии  с полученными результатами;

- пути  повышения эффективности работы  предприятия через снижение себестоимости  продукции.

При проведении анализа используются такие его виды, как:

- анализ  затрат на материалы, топливо  и энергию;

- анализ  затрат на заработную плату;

- анализ  расходов по обслуживанию производства  и управлению;

- анализ  затрат на рубль товарной продукции;

- анализ  затрат по другим статьям себестоимости.

Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, третья из которых является практической частью, заключения и  списка литературы.

Информационной  базой данной курсовой работы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Экономическая сущность понятия себестоимости и виды затрат
    1. Сущность  понятия себестоимости.
 

     Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции.

     Непосредственной  задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

     Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

     Затраты живого и овеществленного труда  в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

     Наибольшая  доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и  основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления.

     Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

     Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость  товарной  и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

     Смета затрат на производство - наиболее общий  показатель, который отражает всю  сумму расходов предприятия по его  производственной деятельности в разрезе  экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

     В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен (1):

     СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1),                            (1)

     где СР - себестоимость реализованной продукции

            СТ - себестоимость товарной продукции

        ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

         СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

     Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты  на производство должны приводиться  к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.

     Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

     - по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная  себестоимость;

     - по длительности расчетного периода  - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

     - по характеру данных, отражающих  расчетный период фактическая  (отчетная), плановая, нормативная, проектная  (сметная), прогнозируемая;

  • по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.
 
 
     
    1. Виды  затрат
 
 

     Затраты на производство промышленной продукции  планируются и учитываются по первичным экономическим элементам  и статьям расходов.

         Группировка по первичным экономическим  элементам позволяет разработать  смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:

     - сырье и основные материалы, 

     - вспомогательные материалы,

     - топливо (со стороны),

     - энергия (со стороны),

     - амортизация основных фондов,

     - заработная плата, 

     - отчисления на социальное страхование,

     - прочие затраты, не распределенные  по элементам.

         Соотношение отдельных экономических  элементов в общих затратах  определяет структуру затрат  на производство. В различных  отраслях промышленности структура  затрат на производство неодинакова;  она зависит от специфических  условий каждой отрасли. 

         Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

         Группировка затрат по статьям  расходов дает возможность видеть  затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

        В промышленности применяется  следующая номенклатура основных  калькуляционных статей:

Информация о работе Конкурентоспособность продукции: понятие и факторы ее повышения