Конкурентоспособность банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Современное положение банковской системы России и прогнозы ее развития на ближайшее будущее приводят к осознанию актуальности такой характеристики банковской организации как конкурентоспособность. Данная позиция вызвана пониманием того, что во многом успешность деятельности коммерческого банка связана не только со способностью грамотно строить свою внутреннюю политику, но и приспособиться к внешним условиям с максимальной для себя пользой, предвосхищать тенденции развития рынка и получать конкурентные преимущества.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе
1.2 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке
1.3 Факторы конкурентоспособности
1.4 Пути повышения конкурентоспособности российских банков
1.5 Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности.
Заключение
2. Практическая часть
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

 Этим также объясняется  более низкий уровень присутствия  иностранных инвестиций в банковских секторах многих стран бывшего СССР, в том числе и в России.

 

 Хотя при явной неконкурентоспособности  на международном рынке некоторым  странам, например Казахстану, удалось  построить относительно стабильную, эффективную банковскую систему  с банками, конкурентоспособными  как внутри страны, так и в  своем регионе.

 Банки других развивающихся  стран, начавших свой переход  к рынку несколько ранее, таких,  как Бразилия, Аргентина, Турция, Малайзия и т.д., также несильно  превосходят в плане конкурентоспособности  на мировом рынке российские  банки. Они также испытывают  серьезную конкуренцию на внутреннем  рынке со стороны американских  и западноевропейских банков  и также на данном этапе  проводят неубедительную экспансию  на внешних рынках.

 Однако за этими  объективными факторами следует  множество субъективных, которые мешают российским банкам, прежде всего частным, достичь высокого уровня хотя бы региональной конкурентоспособности. Коснемся основных причин, послуживших истоками неконкурентоспособности российских банков.

 Банк России проводил  политику недопущения на российский  банковский рынок иностранного  капитала. Действовал фактический  запрет на открытие филиалов  кредитных организаций-нерезидентов, одно время вводилась жесткая  квота (12%) на участие нерезидентов  в капитале российского банковского  сектора, было закреплено неравноправие  россиян и иностранцев в покупке  банковских акций и по ряду  других параметров.

 

 Этим был во многом  обеспечен особый путь России  по сравнению со странами Восточной  Европы. Другими, не менее важными  факторами стали инвестиционная  непривлекательность российского  финансового рынка и общий  упадок экономики в сочетании  с нестабильной политической  системой в 1990-х гг.. Все это вместе обеспечило России инвестиционную непривлекательность ее финансового сектора в глазах иностранцев.

 Россия избежала перехода  контроля национального банковского  сектора к зарубежному капиталу, однако и не смогла быстро  создать собственные конкурентоспособные  банки, прежде всего частные.

 В основном это стало  следствием все той же политики  Банка России, которая не позволила  получить нерезидентам контроль  над российским банковским сектором. Потому что, оградив российские  банки от конкуренции на внутреннем  рынке с эффективными, крупными  международными банковскими группами, Банк России дестимулировал их становиться такими же. Варясь долгое время «в собственном соку», даже частные банки России, не говоря уже о государственных, получили уверенность, что независимо от степени их эффективности, качества риск - менеджмента и рискованности операций, качества обслуживания клиентов, разнообразия проводимых операций и квалифицированности управленцев и сотрудников, они будут получать свой доход на внутреннем рынке и «иметь» своего клиента. Все это естественным образом вылилось в кризис 1998 г., после которого российские банки постепенно восстанавливались (те из них, которые смогли выжить), с последующим довольно медленным открытием российского банковского рынка для иностранцев. И вот тут и оказалось, что российские банки с трудом конкурируют с иностранными коллегами даже на внутреннем рынке. И это несмотря на относительно долгий переходный период к полноценной конкуренции, который им был обеспечен, на созданную за это время имиджевую репутацию, на «постоянных» клиентов.

 

 Проблем, порождающих  эту неконкурентоспособность, много:

  • сравнительно небольшие собственный капитал, активы и рыночная капитализация почти всех российских банков (исключение составляет лишь Сберегательный банк Российской Федерации, да и то, скорее, только по рыночной капитализации);
  • менее привлекательные бренды почти всех российских банков. В сознании россиян, которые начинают осознавать преимущества западной культуры, они либо ничего не стоят, либо серьезно уступают в значимости крупным международным банковским брендам (на этот счет проводились специальные исследования; к узнаваемым и ценимым были отнесены лишь следующие банковские бренды: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, «Русский стандарт», Банк Москвы и некоторые другие);
  • слабый охват территориальными офисами и другими коммуникациями российских банков территории страны, особенно отдаленных уголков (исключением является лишь Сбербанк России; остальные в той или иной степени ориентированы на наиболее развитые экономические регионы и крупные и средние города);
  • отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов;
  • более узкий спектр операций, проводимых большинством российских банков по сравнению с их иностранными аналогами;
  • нехватка дешевых и долгосрочных пассивов;
  • проблемы с ликвидностью активов у большинства банков, не входящих в первую федеральную или московскую сотню;
  • слабый риск-менеджмент и неквалифицированное управление, ставшие следствием нехватки собственных кадров с соответствующим задачам, стоящим перед банками, образованием и отсутствием мотивации к созданию сильных служб риск - менеджмента;
  • лишь нарождающийся рынок банковских акций, отсутствие акций подавляющего большинства банков на открытом рынке, медленная подготовка к выходу российских банков на IРО;
  • недостаточная по международным нормам прозрачность операций, собственников (конечных бенефициаров акций), аффилированных лиц у многих, даже крупных российских банков;
  • отсутствие мотивации к выходу на международные рынки и ряд других.

 

 В результате действия  этих факторов мы имеем следующее  положение вещей: банки-лидеры 23 стран мира превосходили Сбербанк (явного лидера российского рынка,  к тому же и государственный  банк) по объемам собственного  капитала. В рейтинге авторитетного  журнала «Forbes» за 2005 г. Сбербанк России занимал 74-е место в мире по показателю собственного капитала, а если бы все российские банки объединились, они бы заняли в этом рейтинге лишь 26-е место.

Еще более авторитетный журнал для иностранных инвесторов и  финансистов «Тhе Ваnkеr» весьма высоко оценивает современные темпы роста российского банковского сектора, но при этом признает его «сохраняющуюся системную слабость». Слабости сектора в основном связаны с банковским регулированием и непрозрачностью в структуре собственности банков. Агентство Standard&Poors отмечает низкий рост капитализации и уровень достаточности капитала большинства российских банков. Все вместе они подчеркивают системную слабость, а значит, подверженность кризисам российских банков. Отсутствие запаса прочности у банковской системы, ее низкая капитализация подчеркивают ее неконкурентоспособность.

 

 Что же должно включать  понятие «конкурентоспособность  российских банков»? Прежде всего следует отметить, что достижение конкурентоспособности невозможно без достижения определенного комплекса целей, как-то: высокой рыночной капитализации ведущих банков, высокого уровня достаточности собственного капитала, устойчивости банковской системы к кризисам, способности в значительной мере обеспечить инвестициями и кредитами дальнейшее развитие национальной экономики, умения отстаивать национальные интересы на международных рынках капитала и ряда других. Именно поэтому на государственном уровне, внутри самой банковской системы актуальные вопросы конкурентоспособности российского банковского сектора, его устойчивости и капитализации рассматриваются вместе как взаимосвязанные.

 

Конкурентоспособность —  это и способность смотреть в  перспективу, это и переход к  оценке банка по рыночной, справедливой стоимости, к его управлению во благо  акционеров. То есть достижение конкурентоспособности  — это переход на лучшие западные лекала управления, оценки бизнеса  банка, оценки его рисков.

 

 Что же происходит  на деле? Попробуем рассмотреть  конкурентоспособность российского  банковского сектора с разных  сторон.

 

 

 

 

 

1.2 Конкурентные преимущества  и позиции банка на рынке

 Исследование рынка  и собственных возможностей банка  позволяет определить конкурентные  преимущества банка - те материальные  и нематериальные активы банка,  а также сферы деятельности, которые  стратегически важны для банка  и которые позволяют ему обойти  конкурентов. Обладание конкурентными  преимуществами позволяет занять  прочную позицию на рынке.

 На практике конкурентные  преимущества банка могут иметь  разнообразные формы:

  • Имидж банка
  • высокое качество оказываемых услуг;
  • величина уставного капитала и активов;
  • наличие валютной или генеральной лицензии;
  • устойчивая клиентура;
  • корреспондентская сеть;
  • система расчетов и спектр оказываемых услуг;
  • наличие филиальной сети и перспективы ее расширения;
  • действенная реклама;
  • квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и т.д.

 Основные направления  достижения конкурентных преимуществ  - это дифференциация осуществляемой  деятельности, расширение спектра  предоставляемых банковских услуг  и снижение величины затрат, хотя  могут быть и другие направления  реализации конкурентных преимуществ,  например, "пионерная стратегия" - ранний выход на рынок с  новой услугой. 

 В современной экономической  ситуации не всякому банку  под силу обслуживать все категории  клиентов, зачастую это и малоэффективно. Многие банки осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т.е. реализовывать стратегию дифференциации. Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента ощущения уникальности оказываемой ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а рассматриваются как уникальные. Происходит формирование устойчивых потребительских предпочтений, устойчивых связей "банк - клиент", а это затрудняет выход на рынок новых, неизвестных финансово-кредитных организаций.

За рубежом широко применяется  дифференциация качества однотипных услуг, в основе которой лежат разные факторы: цены (обычные и эксклюзивные); целевые сегменты (массовые и индивидуальные услуги); каналы сбыта (услуги, предоставляемые  банковскими автоматами, отделениями  банка, консультационным центром). Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками проблему определения критериев качества банковского продукта. В принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения банков. С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами.

Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих  процессов, уровень затрат на исправление  допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка  и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг.

Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать  обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения  качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение.

 Работа с клиентами  требует от банковского специалиста  не только отличной экономической  подготовки, но и хорошее знание  основ психологии, деловой этики,  умения вести переговоры. Во многих  случаях клиенту сложно или  практически невозможно оценить  главный измеритель качества  услуг - квалификацию банкира.  Поэтому велико значение окружающей  обстановки и наличия дополнительных  услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала,  общение на языке клиента, умение  слушать.

Для банков важна также  защита своих конкурентных преимуществ - это прежде всего обеспечение режима контроля входной и выходной информации и секретности информации о внутренней деятельности.

 Для выявления и  анализа конкурентных преимуществ  полезно систематизировать информацию  в виде таблицы, в которой  такие факторы как: величина  капитала, менеджмент, банковские технологии, качество информации, финансовые  инновации, корреспондентская сеть, культура обслуживания, рекламная  кампания, репутация банка, качество  услуги - сравниваются с аналогичными  показателями других банков. Такой  анализ необходим для позицирования - определения позиций банка на рынке и его конкурентоспособности.

 

 Позиция банка на  рынке - положение, которое банк  занимает на целевых рынках  и которое определяется результатами  его деятельности, конкурентными  преимуществами и недостатками  по сравнению с другими финансово-кредитными  учреждениями.

1.3 Факторы конкурентоспособности

 

 Детальный анализ банковской  деятельности позволяет выделить  следующие факторы, оказывающие  решающее влияние на эффективность  работы и конкурентоспособность  банка. 

Достаточность капитала. Ввиду  большой подвижности международных  финансовых рынков и роста числа  фирм с фиктивными балансами органы надзора придают все большее  значение соблюдению стандартов Банка  международных расчетов по собственному капиталу банка. Общий рейтинг по надежности. Основу для рейтинговой оценки кредитной организации участниками рынка составляют надежность базы рефинансирования и репутация данной организации. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Большие начальные ассигнования и высокие производственные затраты на поддержку инфраструктуры информационных технологий, а также поиск альтернативных путей сбыта придают банковской организации характер предприятия с фиксированными затратами. Амортизация ранее приобретенного оборудования предполагает быстрейшее использование наименее эффективных единиц оборудования через снижение затрат, повышение производительности и преимущества специализации. Отсюда возникает необходимость гибкости затратных структур.

Информация о работе Конкурентоспособность банковской системы