Конкурентоспособность банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Современное положение банковской системы России и прогнозы ее развития на ближайшее будущее приводят к осознанию актуальности такой характеристики банковской организации как конкурентоспособность. Данная позиция вызвана пониманием того, что во многом успешность деятельности коммерческого банка связана не только со способностью грамотно строить свою внутреннюю политику, но и приспособиться к внешним условиям с максимальной для себя пользой, предвосхищать тенденции развития рынка и получать конкурентные преимущества.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе
1.2 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке
1.3 Факторы конкурентоспособности
1.4 Пути повышения конкурентоспособности российских банков
1.5 Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности.
Заключение
2. Практическая часть
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 

1. Теоретическая часть

 

1.1 Проблема конкурентоспособности  российских банков на современном  этапе

 

1.2 Конкурентные преимущества  и позиции банка на рынке

 

1.3 Факторы конкурентоспособности

 

1.4 Пути повышения конкурентоспособности  российских банков

 

1.5 Маркетинг – как  важнейший фактор повышения конкурентоспособности  банковской деятельности.

 

Заключение

 

2. Практическая часть

 

Список литературы

Введение

Современное положение банковской системы России и прогнозы ее развития на ближайшее будущее приводят к  осознанию актуальности такой характеристики банковской организации как конкурентоспособность. Данная позиция вызвана пониманием того, что во многом успешность деятельности коммерческого банка связана  не только со способностью грамотно строить  свою внутреннюю политику, но и приспособиться к внешним условиям с максимальной для себя пользой, предвосхищать  тенденции развития рынка и получать конкурентные преимущества.

Все коммерческие банки, разрабатывая стратегию своего развития, привлекая  ресурсы, ища более выгодные условия  размещения средств, борясь за клиентов, следя за надежностью и финансовой устойчивостью своего банка, стремятся, в конечном счете, к увеличению конкурентоспособности. Такой путь развития - повышение  конкурентоспособности - является самым  верным способом достижения главной  цели существования банка - получение  максимальной прибыли при приемлемой степени риска.

Однако, несмотря на то, что  такая характеристика банка как  конкурентоспособность выходит  на первый план, данной категории крайне мало уделяется внимания в современных  научных исследованиях. В то же время  проблема обеспечения конкурентоспособности  не только на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но и на уровне экономики  страны считается многими сверхактуальной, решающей в деле обеспечения России достойного места в мировой экономике, ибо в рыночной системе хозяйствования конкурентоспособность является одним из ключевых понятий. В ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, кадровые и иные возможности не только отдельного предприятия или организации, но и экономики страны в целом.

Игнорирование проблемы обеспечения  конкурентоспособности объясняется  сложностью, междисциплинарным и  межотраслевым характером ее решения. В отечественной экономической  литературе этим вопросам не уделяется  достаточного внимания, отсутствует  единый, общепризнанный подход к определению  понятия и оценке конкурентоспособности  банка. Основное внимание уделяется  конкуренции в рыночной экономике  и конкурентоспособности товаров  и услуг. Большой вклад в разработку данных вопросов внесли такие видные отечественные ученые как В.Д. Андрианов, Г.Н. Белоглазова, Е.П. Голубков, П.С. Завьялов, Ю.И. Коробов, Г.С. Панова, Н.И. Розанова, В.В. Попков, В.М. Усоскин, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов, а также зарубежные ученые С. Маджаро, М. Миллер, В. Паретто, М. Портер, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин.

Однако даже в работах  этих авторов использует узкий подход к определению, управлению и оценке конкурентоспособности. Действительная конкурентоспособность хозяйственной  единицы определяется на основе оценки конкурентоспособности производимой ей продукции. Нормативная база по определению, оценке и контролю за конкуренцией и конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов также требует существенных изменений и доработок. Поэтому большинство банков, на интуитивном уровне понимая первостепенную важность конкурентоспособности, не могут проводить единообразную политику в целях ее обеспечения, управлять ею в системе. Таким образом, актуальность данной темы определена объективными современными условиями жизнедеятельности банков, функционирующих в конкурентной среде, когда клиент имеет возможность выбора, чьими услугами ему пользоваться. Данная тема становится тем актуальней в российских условиях, чем шире становится круг потенциальных клиентов банков, чем больше появляется лиц, заинтересованных в оценке конкурентоспособности.

 

Основной целью данной курсовой работы является разработка методики оценки действительной конкурентоспособности  коммерческого банка в текущий  момент времени как важнейшего элемента системы управления ею. Оценка конкурентоспособности  банка может быть полезна сама по себе в качестве одной из важнейших  характеристик банка, наиболее привлекательной  для клиентов. Однако наибольший результат  она принесет в рамках целенаправленной политики банка по формированию и  повышению своей конкурентоспособности. При этом оценка конкурентоспособности  должна стать одним из исходных элементов  этой системы и призвана служить  ориентиром при оценке промежуточных  результатов для корректировки  плана по повышению конкурентоспособности  банка. Целью курсовой работы является разработка такой методики оценки конкурентоспособности, которая подошла бы для банков, функционирующих на различных уровнях, в рамках как региона, так и страны, учитывающая интересы владельцев банка, его клиентов и партнеров. Несомненно также, что современная практика нуждается в методике, которая позволила бы сравнивать при необходимости конкурентоспособность нескольких банков, функционирующих на одном рынке с целью выявления лидеров и аутсайдеров, определения их сильных и слабых сторон.

Одним из требований, предъявляемых  к методике, является то, что она  должна отличаться большой степенью открытости, в ней должны использоваться данные, доступные заинтересованным в оценке лицам, даже если они не являются работниками исследуемого банка. Использование в методике информации, которую банки стремятся  не придавать гласности, заранее  делают подобную методику непригодной  для сравнительного анализа конкурентоспособности  нескольких банков. Другим требованием  к методике оценки конкурентоспособности  является относительная простота ее применения. Использование в методике большого количества вычислений, сложных  процедур сбора данных делает ее применение слишком трудоемким для проводящих оценку.

Для реализации цели в курсовой работе поставлены и решены следующие  задачи:

- систематизировать характерные  черты конкуренции на российском  рынке банковских услуг;

- уточнить общепринятое  определение конкурентоспособности  банка, раскрыть особенности содержания  понятия конкурентоспособности  применительно к коммерческому  банку;

- разработать классификацию  видов конкурентоспособности коммерческого  банка для целей анализа и  оценки;

- выявить и классифицировать  основные факторы, с помощью  которых обеспечивается конкурентоспособность  банка; определить показатели  деятельности банка, наиболее  полно отражающие состояние факторов;

- разработать методику  оценки действительной конкурентоспособности  коммерческого банка в текущий  момент времени (действительной  текущей конкурентоспособности);

- предложить алгоритм  управления конкурентоспособностью  коммерческого банка;

- апробировать предложенную  методику оценки конкурентоспособности  на примере конкретных банков  и по результатам оценки предложить  рекомендации по повышению конкурентоспособности.

Объектом исследования является коммерческий банк как важнейший  элемент денежно-кредитной системы.

Предмет исследования - явилась  способность коммерческого банка  конкурировать с другими банковскими  организациями. В качестве примера  рассмотрена деятельность крупнейших коммерческих банков - Сбербанка России и РусФинанс Банка.

 

Теоретической основой курсовой работы явились труды российских и зарубежных ученых в области  банковского дела, теории конкуренции, финансового анализа, законодательные  и нормативные акты. В процессе исследования автором были использованы такие общенаучные методы, как  системный, факторный, сравнительный  и логический анализ, финансовый анализ, моделирование. При получении и  систематизации данных применялись  методы группировки, сравнений и  аналогий, обобщений, экспертной оценки, статистической обработки эмпирических данных, графической интерпретации  исследованных процессов.

Информационной базой  исследования послужили монографии, статьи, сборники научных докладов и материалов конференций, официальные  документы, материалы Государственного комитета статистике РФ, информация Центрального банка России, отчетность отделения Сбербанка России и РусФинанс Банка, данные о деятельности коммерческих банков на территории области и страны, исследования, проведенные автором среди ведущих специалистов отделения Сбербанка и его клиентов.

Научная новизна результатов  курсовой работы заключается в разработке и апробации методики оценки текущей  действительной конкурентоспособности  коммерческого банка и предложении  алгоритма управлению ею. В связи  с этим в курсовой работе:

1. систематизированы характерные  черты конкуренции на российском  рынке банковских услуг;

2. уточнено общепринятое  определение конкурентоспособности  коммерческого банка, в котором  учтены конкурентная составляющая, а также интересы самой организации и ее клиентов;

 

3. введено в научный  оборот понятие «текущая конкурентоспособность», которое позволяет конкретизировать  наиболее часто используемый  вид конкурентоспособности - конкурентоспособность  в данный момент времени;

4. предложена классификация  видов конкурентоспособности коммерческого  банка, что позволяет выбрать  адекватный подход к ее оценке  и управлению;

5. обоснована классификация  факторов конкурентоспособности  коммерческого банка, воздействуя  на которые, банк может управлять  конкурентоспособностью, и определены  показатели деятельности, позволяющие  наиболее полно оценить каждый  из них. Предложен способ оценки  кадрового потенциала как фактора  конкурентоспособности коммерческого  банка;

6. разработана и апробирована  методика оценки действительной  текущей общей конкурентоспособности  коммерческого банка, особенность  которой заключается в учете  как финансовых, так и нефинансовых  факторов;

7. предложен алгоритм  управления конкурентоспособностью, учитывающий особенности коммерческого  банка.

Полученные результаты важны  для достижения различных целей  субъектов рынка банковских услуг. Для отдельного коммерческого банка определение вида конкурентоспособности, разработка программы управления ею и применение методики ее оценки позволяет объективно оценить свои конкурентные преимущества и слабые стороны, конкурентные позиции на рынке, определить пути повышения конкурентоспособности, а также, при необходимости, оценить конкурентоспособность своих соперников, выяснить их сильные и слабые стороны, что может сыграть решающую роль при формировании стратегических и тактических целей банка, выработке способов ведения конкурентной борьбы.

 

Для клиентов банков, в том  числе потенциальных, оценка действительной текущей конкурентоспособности  поможет сделать выбор, услугами какого банка лучше воспользоваться, причем предлагаемая методика позволяет  принять решение в зависимости  от преследуемых целей, будь то получение  большей прибыли, обеспечение большей  надежности, удобства при использовании  услуг и т.д.

Для органов банковского  надзора предлагаемая методика также  может быть полезна при мониторинге  деятельности банков, конкуренции на региональном рынке в качестве одного из важнейших показателей функционирования банков-конкурентов, составлении прогнозов  развития конкретных рынков. В целом  оценка конкурентоспособности необходима для всех участников рынка на всех уровнях, причем такой анализ не может  быть заменен никаким другим, поскольку  показатель конкурентоспособности  отражает как внутреннее состояние  банка, так и его взаимоотношения  с внешней средой.

Курсовая работа состоит  из двух глав: первая глава посвящена теоретическим основам вопроса, изучению понятия конкуренции и конкурентоспособности, предпосылок формирования и характерных черт конкуренции на российском рынке банковских услуг, а также факторам, путям повышения конкурентоспособности российских банков, классификации видов конкурентоспособности, разработке алгоритма управления конкурентоспособностью банка; вторая глава содержит в себе практическую часть.

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

 

 

1.1 Проблема конкурентоспособности  российских банков на современном  этапе

 Российский банковский  сектор уже прошел достаточно  трудный путь со времени своего  становления. Главное из того, чего так и не смогли достичь российские банки, — это конкурентоспособность хотя бы на внутреннем «поле», не говоря уже о внешних рынках, в силу многих как объективных, так и специфических, субъективных причин.

 К числу объективных  причин, безусловно, можно отнести  относительно небольшую историю  существования коммерческих банков  в России. Тут следует заметить, что большинство стран с развивающейся  экономикой, начавших свой переход  к рынку одновременно или чуть  раньше, чем Россия, добилось еще  менее весомых успехов в достижении  конкурентоспособности своих банков. Страны бывшей Восточной Европы  пошли по одному пути — фактической  передаче контроля над своим  банковским сектором иностранному  капиталу. Бывшие страны СССР  избрали промежуточные модели  — некоторые ограничили приток  в свои банки иностранного  капитала, но достаточно либерально.

В целом необходимо отметить, что банки многих стран бывшего  СССР и интересовали иностранных  инвесторов в гораздо меньшей  степени, чем банки стран Восточной  Европы. Страны Восточной Европы, во-первых, расположены ближе к ЕС; во-вторых, имели и имеют с ним более  тесные экономические, культурные, языковые связи; в-третьих, у них был более  высокий начальный уровень развития экономики и они раньше начали переход к рыночным отношениям.

Информация о работе Конкурентоспособность банковской системы