Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:28, реферат
Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью повышения требований к деятельности образовательного учреждения на этапе модернизации образования. Изменения, происходящие в России, обострили кризисное состояние экономики, политики, социальной сферы. Конфликты, конфликтные ситуации в разных областях жизнедеятельности породили множество проблем объективного и субъективного характера, приводящих людей к психологическим срывам, нервным заболеваниям. Проблемы такого характера часто встречаются и в образовательных учебных заведениях.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения и специфика конфликтов в образовательной сфере….....5
2. Способы выхода из конфликтных ситуаций………………………………………...11
3. Методы разрешения конфликтов в образовательной сфере…….…………………15
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………………...21
Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов
конфликтного взаимодействия требует
от педагога поиска оптимальных путей
разрешения конфликта. Своевременность
и успешность его разрешения являются
условием того, что деловой конфликт не
переходит в личностный.
Продуктивное разрешение конфликта может
быть только в том случае, если педагог
осуществляет тщательный анализ причин,
мотивов, приведших к создавшейся ситуации,
целей, вероятных исходов конкретного
межличностного столкновения, участником
которого он оказался. Способность педагога
быть при этом объективным является показателем
не только его профессионализма, но и ценностного
отношения к ученикам.
Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры. Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: преподаватель - группа учащихся; учащиеся - администрация школы), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: группа учащихся - группа учащихся). В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества.
В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Основными принципами посредничества являются: нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне); беспричастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон) [10].
Посредник не берет ответственность за решения, к которым придут стороны, его функция - организация процесса переговоров. Однако есть и дисфункциональные последствия переговорного процесса. Метод переговоров эффективен в рамках определенного коридора, выходя за который переговорный процесс теряет свою эффективность как метод разрешения конфликта и становится способом поддержания конфликтной ситуации.У переговоров есть своя сфера позитивного действия, но они не всегда являются оптимальным способом разрешения конфликта. Затягивание переговоров, выигрыш времени для концентрации ресурсов, маскировка переговорами деструктивных действий, дезинформация оппонента на переговорах - это негативные моменты переговорного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод: эффективная стратегия переговоров - это, прежде всего, стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов и умение их сочетать таким образом, который не будет впоследствии вызывать желание нарушить достигнутое соглашение. В реальной жизни преподавателям зачастую просто не хватает культуры переговорного процесса, навыков ведения переговоров, желания вступить в коммуникацию с оппонентом.
Рассматривая основные методы разрешения конфликтных ситуаций, можно сказать, что они делятся на две группы:
1. негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой;
2. позитивные, при использовании
их предполагается сохранение
основы взаимосвязи между
Различие негативных и позитивных методов условно, они нередко дополняют друг друга.
Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Преподаватель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения [5].
Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. Основным звеном при разрешении педагогической ситуации считается проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.
Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.
Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену "словесными ударами", и ситуация становится конфликтной.
Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.
Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается ученик, кто менее симпатичен учителю, а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а "трудный" ученик остается виновным [3].
Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках "плохого" ученика и "пакость" в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию. Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.
Существуют также и игровые методы разрешения конфликтов.
1. Метод интроспекции
2. Метод эмпатии основан на
технике вникания переживания
другого человека. Если он эмоционален,
склонен к интуитивному
3. Метод логического анализа
подходит для тех, кто рационален,
кто опирается на мышление. Чтобы
понять партнера по
Заключение
Каждый педагог обязан всегда помнить о том, что любая ошибка в процессе урегулирования конфликтной ситуации надолго остается в памяти учеников и зачастую очень сильно влияет на взаимоотношения в образовательном процессе. Взаимоотношения в системе образования настолько сложны, что невозможно предусмотреть каждый конфликт и найти самый достойный способ для его разрешения.
Администрация образовательного учреждения, как правило, не имеет возможности оказать помощь педагогу в предупреждении конфликтов, в способах и методах их урегулирования. Связано это с тем, что конфликты в системе педагог-учащийся происходят наедине.
Все педагогические моменты образовательного процесса влияет на ученика. Ведь учащийся оценивает конфликт, имея одни установки, а на выходе уже по-другому оценивает и рассматривает сложившуюся ситуацию. Все участники конфликтной ситуации меняют собственное мнение по прошествии какого-то времени.
Учитель всегда должен знать и понимать, что именно он может сказать учащимся, то есть он должен обладать умением придерживаться определенного содержания в разговоре, как эмоционально окрашена должна быть его речь, уметь выбирать нужный момент для разговора, для того, чтобы цель его диалога была достигнута, а для чего необходимо высказать ту или иную точку зрения.
Преподаватели и учащиеся достаточно часто сталкиваются с противоречиями, которые приводят к конфликтным ситуациям. Необходимо достичь того , чтобы любое разногласие или конфликт, являлся деловым, а не перерастал в конфликт личностной направленности.
Конфликт, как правило, является толчком в развитию положительных перемен. Его разрешение должно приводить к изменениям. Знание причин конфликтов, способов их устранения, разрешения поможет выйти из сложившейся ситуации с положительными и качественными изменениями во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса.
Список использованных источников
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. – 591с.
2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 464с.
3. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3. – С.94-98.
4. Гришина В.Н. Психолигия конфликта. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).
5. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский
В.И. социальная регуляция в
6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство, 1995. – 184с.
7. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты
в социально- педагогическом процессе
// Социально-гуманитарное
8. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф. В.П. Ратникава. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – 512с.
9. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976с. – (Библиотека практической психологии).
10. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии. – 171с.
11. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 365с.
12. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. № 3. – С.52-57.