Конфликты в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:28, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью повышения требований к деятельности образовательного учреждения на этапе модернизации образования. Изменения, происходящие в России, обострили кризисное состояние экономики, политики, социальной сферы. Конфликты, конфликтные ситуации в разных областях жизнедеятельности породили множество проблем объективного и субъективного характера, приводящих людей к психологическим срывам, нервным заболеваниям. Проблемы такого характера часто встречаются и в образовательных учебных заведениях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения и специфика конфликтов в образовательной сфере….....5
2. Способы выхода из конфликтных ситуаций………………………………………...11
3. Методы разрешения конфликтов в образовательной сфере…….…………………15
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

referat_79909.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

(МГУПИ)

 

Кафедра УЭ-1 «Организационно-кадровая работа в органах

государственной власти»

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Конфликтология»

 

на тему: «Конфликты в сфере образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

                                                                                       Студент (ка) _____курса

Специальность__________

                                                                           Группа ________

 _______________(Ф.И.О.)

 

            Проверила:               

                                                                         доцент, к.с.н. Родюкова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Причины возникновения и специфика конфликтов в образовательной сфере….....5

2. Способы выхода из конфликтных ситуаций………………………………………...11

3. Методы разрешения конфликтов в образовательной сфере…….…………………15

Заключение……………………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью повышения требований к деятельности образовательного учреждения на этапе модернизации образования. Изменения, происходящие в России, обострили кризисное состояние экономики, политики, социальной сферы. Конфликты, конфликтные ситуации в разных областях жизнедеятельности породили множество проблем объективного и субъективного характера, приводящих людей к психологическим срывам, нервным заболеваниям. Проблемы такого характера часто встречаются и в образовательных учебных заведениях.

Актуальность исследования определяется объективно существующими противоречиями между: потребностью педагогической практики в новых решениях проблемы предупреждения конфликтных ситуаций между сотрудниками образовательного процесса; необходимостью разработки системы работы с сотрудниками образовательного процесса.

Конфликт как социальный феномен является неотъемлемым атрибутом и составляющей жизни и функционирования любого общества. Изучение конфликтов является особой, образно выражаясь, «междисплинарной» областью исследований, как в рамках самой социальной психологии, так и в ряду других общественных дисциплин, в первую очередь социологии, истории и политологии. Такая ситуация обусловлена самой спецификой предмета исследования, его системным характером.

В социальной психологии конфликт определяется как «процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух взаимосвязанных формах: скрытых противоречивых состояний и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях. Из этого определения следует, что содержание, специфика явления будут существенно различаться в зависимости от ответа на ряд вопросов, которые остаются за скобками общего определения: что собой представляют участники конфликта (от больших социальных групп до отдельных индивидов); каковы основания, причины конфликта и вытекающие из этого цели его участников (от объективных противоречий социально-экономического уровня до частных причин психологического порядка у отдельных индивидов); каково соотношение субъективно-объективного и индивидуально-общественного в противоречивых целях участников конфликта и т.д.

Как и многих понятий теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Конфликты - неотъемлемая составляющая функционирования любой современной организации. И любой онфликт может выполнять как положительный, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

Объект исследования – сотрудники образовательной сферы деятельности.

Проблема исследования состоит в необходимости разрешения противоречия между объективно существующим явлением конфликтности в образовательной среде и недостаточной разработанностью педагогических условий форм и способов предупреждения конфликтных ситуаций.

Предмет исследования – конфликты и конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.

Цель исследования – определение причин и способов разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Для достижения и исследования цели были поставлены следующие задачи:

1. Определение понятие конфликта и его структуры, типологии и динамики.

2. Анализ конфликтных ситуаций в образовательной сфере деятельности.

3. Рассмотрение возможных способов и стилей разрешения конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

1. Причины возникновения и специфика конфликтов в образовательной сфере

 

Вечные проблемы педагогического процесса – чему учить и как учить являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в ХХI веке [12]. В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся система образования и воспитания не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. Одним из вариантов выхода из глобального кризиса является создание новой системы образования и воспитания, соответствующей требованиям современного общества.

Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов. На уровне взаимодействия “общество – образование” можно выделить следующие противоречия:

1. Отсутствие целостной и последовательной  концепции новой образовательной  политики (стратегии развития системы  образования);

2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования (экономика России находится в упадке и не в состоянии выделять необходимые ресурсы на нужды образования);

3. Скудность выделяемых средств  ведет к таким негативным последствиям, как: социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста; закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.); сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды; крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда [6].

Низкий уровень заработной платы вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что негативно сказывается на педагогическом процессе. Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.

Приведем примеры причин конфликтов: малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков, часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать "помехи"; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения; свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной; учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе); оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье; учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит; немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними; личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.) [7].

Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.

Многие из учителей затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями [5].

Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней: директор, завучи и др.).

Можно выделить 10 видов противостояний:

1. ученик – ученик;

2. ученик – учитель;

3. ученик – родители;

4. ученик – администратор;

5. учитель – учитель;

6. учитель – родители;

7. учитель - администратор;

8. родители – родители;

9. родители – администраторы;

10. администратор – администратор.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто. Основными поводами конфликтов между учениками являются грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Но наиболее часто такого рода конфликты встречаются у учеников начальной и средней школы. Конфликты между учащимися старшего звена редкость; они старше и переросли различные обиды; более дружны со своими школьными товарищами; у них хватает других проблем. Причиной таких конфликтов имеют следующие основания: личная неприязнь друг друга; неадекватность оценок и самооценок; различия в ценностных ориентациях; бестактность в общении, зависть к успехам другого и др.

Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек. Второй вид конфликта «ученик – учитель». Причинами таких противостояний и конфликтов являются: - оскорбления со стороны учеников; - нетактичное поведение; - неуважительное отношение к учителям; - неподготовленность домашнего задания; - систематические (без уважительных причин) пропуски занятий; - различия в ценностных ориентациях; - иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться; - слабая подготовка к урокам, отсутствие самостоятельного мышления, нижний уровень общей образованности; - отсутствие интереса к учебе; - нарушение дисциплины на уроке и др.

А если рассмотреть конфликт с точки зрения учеников, то причины могут быть следующие: - оскорбления со стороны учителей; - нетактичное поведение; - необъективность при выставлении оценок; - завышение требований; - неинтересное ведение урока учителем и др.

Конфликты во взаимодействиях «учитель - ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера. Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений [11].

Информация о работе Конфликты в сфере образования