Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:28, реферат
Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью повышения требований к деятельности образовательного учреждения на этапе модернизации образования. Изменения, происходящие в России, обострили кризисное состояние экономики, политики, социальной сферы. Конфликты, конфликтные ситуации в разных областях жизнедеятельности породили множество проблем объективного и субъективного характера, приводящих людей к психологическим срывам, нервным заболеваниям. Проблемы такого характера часто встречаются и в образовательных учебных заведениях.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения и специфика конфликтов в образовательной сфере….....5
2. Способы выхода из конфликтных ситуаций………………………………………...11
3. Методы разрешения конфликтов в образовательной сфере…….…………………15
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………………...21
Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности. Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления – «учитель - ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» - а это все стимулирует детскую конфликтность, которая порождает жестокость, озлобленность, грубость в групповых и межличностных отношениях школьников. Конфликт «ученик – родитель». Конфликты такого рода чаще всего возникают из-за непонимания со стороны родителей или неблагоприятная обстановка в семье (пьянство, драки между родителями). Причинами таких ссор могут быть: - дети мало учат уроки дома; - не всегда слушаются родителей, делают все по-своему; - из-за плохой учебы; - дети много времени проводят на улице или во дворе; - много слушают магнитофон, смотрят телевизор; - плохо ведут себя в школе; - из-за выбора будущей профессии; - не убирают свои вещи; - мало читают и др. [4].
Как видно, главными причинами конфликтов детей с родителями является учеба и непонимание друг друга. Конфликты в учительской среде: «учитель –учитель», «учитель – администратор», «администратор – администратор». Данные типы конфликтов проходят скрытно, незаметно для окружающих. По сути, представляют собой типичные организационные конфликты. Они могут возникнуть по следующим причинам:
1. нетактичное отношение друг к другу;
2. из-за неудобного расписания занятий;
3. перекладывание обязанностей друг на друга;
4. административные
5. неравномерное распределение педагогической нагрузки.
Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. Учителя считают ее главной причиной внутри школьных конфликтов, при этом их не устраивает как избыток, так и ее недостаток.
Причиной роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих учащихся. При этом учителя, проявляющие глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликт с представителями администрации и другими коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последнее чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, своими более «добросовестными» коллегами [1].
Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников. Ими могут быть: «любимчики» директора или завуча; те, кто настойчивее требует; учителя, имеющие звания; тот, кто лучше работает; члены школьных профкомов и др.
Если обобщить причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям:
1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
2. Устаревшая административная
система управления школьными
заведениями, построенная по принципу
«начальник - подчиненный», в которой
почти не остается места для
нормального человеческого
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка. Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. Конфликты между учителями и родителями. Причиной данного противостояния являются дети (учащиеся школы). В этом конфликте, как правило, не обходится без вмешательства администратора. Чаше всего родители считают, что с их ребенком учитель плохо обращается; необъективно оценивает: придирается, занижает оценки. Нередко родители обвиняют учителей в некомпетентности. Учителя, в свою очередь, обвиняют семью, родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания, т.е. все общение и воспитание родители перекладывают на плечи учителей. Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными. Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения обще групповой цели. Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем, успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, само утверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются [8].
2. Способы выхода из конфликтных ситуаций
Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем.
В управлении конфликтом важную роль играет эффективное использование принципов социальной регуляции, умелое применение ее приемов и методов. Управление конфликтом и социальная регуляция тесно взаимосвязаны. С одной стороны, управление является одним из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений. С другой – методы и приемы социальной регуляции являются частью технологии предотвращения и преодоления конфликта.
Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Если нет таких норм и правил, то урегулирование теряет всякий смысл
Нельзя, на пример, регулировать взаимоотношения
в педагогическом процессе, не имея представления
о том, кто и чем должен заниматься. Ступени управления конфликтом. Первым
действием по управлению конфликтом следует
считать его институционализацию. При
институционализированном конфликте
(протекающем в пределах установленных
норм и правил) он становится как минимум
предсказуемым. Неинституционализированный
же конфликт характеризуется отсутствием
каких-либо принципов или правил и чаще
всего представляет собой стихийный и
неподдающийся контролю взрыв недовольства.
Но, говоря об институционализации, необходимо
затронуть вопрос, насколько хороши или
плохи эти нормы и правила, выступающие
в форме законов, указов и даже обычных
устных договоренностей. То есть в качестве
следующего этапа управления конфликтом
может быть названа его легитимизация.
Ведь проблема институциональной процедуры,
с точки зрения конфликтологии, сводится
не к форме этой процедуры, а к наличию
добровольного согласия, готовности участников
педагогического процесса соблюдать тот
или иной порядок.
Еще одна важная ступень управления конфликтом
– структурирование конфликтующих групп.
Если управление предполагает деятельность,
направленную на приведение несовместимых
интересов в соответствие с некоторым
порядком, то возникает необходимость
постановки вопроса о носителях этих интересов.
Когда наличие некоторого интереса фиксируется
объективно, то его субъект неясен, говорить
об оптимизации конфликта не приходится.
Наоборот, в перспективе следует ожидать
его обострения. Если же группы структурированы,
то появляется возможность измерения
их силового потенциала. Это позволяет
установить в обществе неформальную иерархию
влияния, что сдерживает эскалацию межгруппового
конфликта [6]. Разумеется, количественные
и качественные характеристики участников
педагогического процесса рано или поздно
выявляются сами собой. Но умелое управление
конфликтом может активизировать данный
процесс и тем самым ускорить достижение
конечного позитивного результата.
Завершающий этап управления конфликтом
– редукция, то есть последовательное
ослабление его за счет перевода на другой
уровень. В качестве исходного инструмента
для осуществления данной процедуры целесообразно
использовать шкалу, охватывающую возможные
уровни напряженности в конфликте. Например,
французский исследователь Ж. Фовэ выделяет
такие уровни, как « отношения сотрудничества
– отношения примирения – отношения противодействия
– отношения противоречия – непримиримые
отношения». А американский политолог
М. Амстутц включает в пространство конфликта
следующие элементы: напряженность –
несогласие – соперничество – спор –
враждебность – агрессивность – война
– насилие. Применяются и другие варианты,
самым простым из которых является такой:
друг – союзник – партнер – сотрудник
– соперник – противник.
В данном случае шкалы нужны для того, чтобы понять, насколько реалистична поставленная задача редукции конфликта, которая предполагает его перевод на следующую ступень [12].
Кроме того, педагогический конфликт может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальной организации или взаимоотношениям людей. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его урегулирования.
Существует также проблема, связанная с культурой общения. Подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. Урегулирование и решение проблем зависит от личной и профессиональной культуры каждого из них. Проблема состоит в том, что во взаимоотношениях друг с другом мы видим, прежде всего, ученика, учителя, директора и т. д., а надо увидеть человека со всеми его проблемами и особенностями.
В процессе урегулирования педагогического конфликта инициатива должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному. Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель – ученик - родитель».
В таком случае возможно возникновение следующих вариантов конфликта: учитель в союзе с родителями действуют против ученика; родители с учеником – против учителя; учитель с учеником – против родителей; все – против всех; каждый сам за себя.
Если конфликт не удается урегулировать своевременно, то в него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация учебного заведения, которая можно занять позицию арбитра в конфликте, либо встать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликта значительно увеличится [10].
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимоотношения, деструктивный конфликт – в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.
1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди, как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителями, коллегами. Для этого можно использовать такие приемы:
Не отвечайте на агрессию агрессией;
Не оскорбляйте и не унижайте оппонента;
Дайте возможность оппоненту высказаться;
Старайтесь выразить свое понимание и соучастие;
Не делайте скоропалительных выводов;
Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Если в результате перечисленных действий удалось убедить оппонента, что вы не враг ему и готовы к сотрудничеству, то можно переходить к следующему шагу урегулирования конфликта.
2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска приемлемых способов урегулирования конфликта.
В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. Если удалось выяснить и обозначить источники и причины спора, то можно переходить к завершающему шагу [9].
3. Взаимодействие – по сути, включает в себя и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной деятельности и общения. Взаимодействие – это совместная деятельность всех оппонентов, направленная на урегулирование и разрешение конфликта.
В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по урегулированию существующих проблем способствуют превращению оппонентов в союзников и даже друзей.
3. Методы разрешения педагогических конфликтов
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях учителя прибегают к компромиссу, делая уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.
Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт [12].