Конфликты в организациях и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение природы конфликта. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть, что такое конфликт.
2. Рассмотреть типы конфликтов.
3. Рассмотреть причины возникновения конфликтов.
4. Рассмотрение управления конфликтами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ…………..
. Понятие конфликта и его функции. Типология конфликта……..
. Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки…….
. Стадии и структура конфликта…………….
1.4. Причины и последствия конфликта……..
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ….
2.1. Управление конфликтной ситуацией……………
2.2. Переговоры. Общие сведения и подготовка к началу…………..
2.3. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации …………..
2.4. Методы урегулирования конфликтов………………………
ГЛАВА 3. ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     Третий  этап переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе. 15

     На  этом этапе стороны определяют возможности  друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого  участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о  наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на ведущего, захватить инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников - добиться равновесия или небольшого доминирования.

     Задача  посредника на данном этапе - увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения.

     Четвертый этап - завершение переговоров или выход из тупика. 16

     К этому этапу уже существует значительное количество различных вариантов  и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.

     Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.

     2.3. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации.

           Методы урегулирования конфликтов

 

     Общие рекомендации по решению конфликтной  ситуации могут быть сведены к  следующему.

     1. Признать существование конфликта,  т.е. признать наличие противоположных  целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

     2. Определить возможность переговоров.  После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

     3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

     4. Выявить круг вопросов, составляющих  предмет конфликта. Основная проблема  состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

     5. Разработать варианты решений.  Стороны при совместной работе  предлагают несколько вариантов  решений с расчетом затрат  по каждому из них, с учетом  возможных последствий. 

     6. Принять согласованное решение.  После рассмотрения ряда возможных  вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

     7. Реализовать принятое решение  на практике. Если процесс совместных  действий заканчивается только  принятием проработанного и согласованного  решения, а дальше ничего не  происходит и не меняется, то  такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

           Методы урегулирования конфликтов

          Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.

     Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей  в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

     Рассмотрим  прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки  зрения его соответствия психологическим  стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: 17

    • адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
    • открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,
    • создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
    • Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие: 18
    • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
    • стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
    • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
    • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

     определенный  набор эмоциональных качеств  личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

     К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

     Приведем  рекомендации по наиболее целесообразному  использованию того или иного  стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

     Стиль конкуренции, соперничества  может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:19

    • исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
    • обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
    • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
    • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
    • взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

     Однако  следует иметь в виду, что это  не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так  как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его  также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете  достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

     Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: 20

    • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
    • у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
    • основной целью является приобретение совместного опыта работы;
    • стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
    • необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

 

 
 

           
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ   РОССИИ 

     Общественная  жизнь России в последние годы характеризуется значительным усилением  политической и социальной напряженности, обострением противоречий, которые порождают конфликты на всех уровнях социальной структуры. Современный человек постоянно оказывается в конфликтных ситуациях. И хотя они разделяются на производственные и бытовые, социальные и политические, тактика поведения в конфликте, как правило, одна и та же.

     Основными характеристиками современного транзитивного  состояния социальной сферы российского  общества стали: глубокая имущественная  дифференциация, приведшая к расколу  общества на большинство «бедных» и  меньшинство «богатых»; обнищание населения, в том числе большинства квалифицированных работников, вследствие разрушительной реализации процессов либерализации экономики и приватизации предприятий. Наряду с этим развивались: деформация важнейших социально-профессиональных групп; девальвация ценности труда в материальном производстве, смена представлений о «престижных» и «не престижных» профессиях; поляризация интересов директората организаций, учреждений, с одной стороны и наемных работников, с другой.

     Изменения, происходящие в российском социуме, характеризуются наличием состояния неопределенности, нестабильности, снижением статуса социальных субъектов. Происходит существенное давление на внутренний мир человека, его системы личностных ориентиров, мотивов, установок, представлений. Многие граждане России в данных условиях почувствовали себя дезориентированными, потеряли уверенность в себе, удовлетворенность своей жизнедеятельностью.

     Ориентация  советского строя на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику исследования индивидуальных социально-трудовых конфликтов неперспективной. Это привело к тому, что в организациях не сформированы технологии управления индивидуальными социально-трудовыми конфликтами. Не хватает подготовленных специалистов, а некомпетентные решения руководителей организаций по преодолению индивидуальных социально-трудовых конфликтов лишь усугубляют ситуацию. Попытки копирования зарубежного опыта, особенно в области разрешения социально-трудовых проблем, естественно, не рассчитанного на российские условия, оказываются малоуспешными.

     Сегодня индивидуальные социально-трудовые конфликты  в организациях - это повседневная реальность, поэтому для эффективного решения возникающих проблем  руководителю, необходимо обладать теоретическими знаниями и практическими навыками поведения в конфликтных ситуациях.

Информация о работе Конфликты в организациях и пути их решения